Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа
Целью настоящей работы явилось исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на профессию практического психолога и исследование готовности студентов к профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессиональная направленность студентов.
Предмет исследования: ценностно-смысловые компоненты профессиональной направленности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования профессиональной направленности личности 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности 5
1.2 Основные подходы к проблемам психологии профессионального становления личности 9
1.3 Психологический анализ профессиональной деятельности практического психолога 18
1.4. Профессионально значимые качества психолога 21
Глава 2. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение А 43
Приложение Б 44
Приложение В 45
Приложение Г 46
Приложение Д 47
Приложение Е 48
Приложение Ж 49
Приложение З 50
Приложение И 51
Приложение К 52
Приложение Л 53
Приложение М 54
Приложение Н 55
Приложение О 56
Вместе с тем, значительное число полезных теоретических наработок пока еще не доведено до уровня практически действующих процедурных рекомендаций и приемов, и поэтому реально существующие процессы профессионального становления часто завершаются слишком поздно, оставляя личность один на один с наступившей необходимостью решения одного из главнейших жизненных вопросов: необходимостью выбора профессиональной деятельности и оценки перспектив собственной профессиональной карьеры.
Неэффективность практического решения проблем профессионального развития (профессионального образования, профессиональной ориентации, выбора профессии и последующей эффективной профессиональной деятельности) при более детальном психологическом анализе, предполагает выбор критериев оценки самой эффективности или неэффективности профессионального становления. Нами установлено, что на практике решающую роль в профессиональном становлении играют субъективные критерии и оценки. И этот факт позволяет ставить вопрос о возрастающей роли индивидуального подхода к проблемам профессионального становления, о необходимости более детального психологического анализа самой профессиональной деятельности.
На основании анализа упомянутых выше исследований мной предлагается система связанных показателей эффективности, которые, с одной стороны, отражают психологическую сущность регуляции профессиональной деятельности, а с другой - специфику модели личности, которая принята в том или ином подходе к решению проблем профессионального самоопределения и профессионального становления человека, в число таких критериев входят: уровень и потенциальные возможности развития профессиональных способностей (исследования в этой сфере составляют одно из самых сильных достижений советской психологии); общий спектр ценностных ориентации личности; мотивы и ценности (значимость) труда; функциональные или психологические состояния человека, определяющие его готовность к выполнению различных видов учебной или трудовой деятельности; способы зашиты личности от неудач и ошибок в профессиональной и социальной сферах.
1.3 Психологический анализ профессиональной деятельности практического психолога
Основная идея изучения профессиональной деятельности (профессии) с позиций современной психологии труда и в русле концепции психологического проектирования деятельности предполагает рассмотрение этой деятельности в целостной системе отношений «субъект труда - профессиональная среда» и предусматривает выявление динамического спектра взаимосвязей как между компонентами подсистем «субъект труда» и «профессиональная среда», так и самих компонентов внутри этих подсистем (Ю.М. Забродин, 1962; Б.Ф. Ломов, 1984; О.А. Конопкин, 1980).
Вместе с тем, подсистема "субъект труда" включает в себя не только более или менее сложный набор "профессионально важных качеств" (ПВК), которые есть, скорее, требования со стороны профессии к субъекту деятельности, выраженные в понятных психологу терминах, чем свойства самого субъекта. Эта подсистема в обязательной порядке предполагает учет и исследование профессионального опыта человека, его мотивацию к труду вообще и к конкретно выбранной профессии, психические (функциональные) состояния работающего человека, - то есть, в конечном счете, ту систему критериев, которую мы предложили в результате теоретического анализа еще при рассмотрении проблем профессионального становления личности.
В свою очередь, подсистема «профессиональная среда» включает в себя все "микроокружение" профессионального работника, в том числе, конечно и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но также - технологическую процедуру профессиональной деятельности, организационную структуру ее обеспечения и осуществления, физические (природные) и социальные условия реализации конкретной трудовой деятельности.
Не претендуя на рассмотрение всех возможных методов анализа и описания профессиональной деятельности специалиста-психолога в системе "субъект труда - профессиональная среда", мы сделали акцент на развитии приложений выбранного нами подхода к различным конкретным задачам деятельности, встречающимся в практической работе самого психолога. Среди этих задач, несомненно, наиболее распространенной и наиболее ответственной, особенно на первых этапах освоения профессии практического психолога, является задача овладения и применения методов практической психодиагностики.
Исследование представляет собой как бы аналог классического для психологии труда психологического изучения профессии. Однако в нашем случае, вероятно, впервые профессия психолога сама стала объектом психологического исследования и именно в контексте особенностей организации этой деятельности, ее структуры, средств деятельности и правил их конструирования и применения. При таком подходе в деятельности практического психолога можно выделить следующие этапы:
- изучение практического запроса или реальной проблемы;
- "перевод" практической проблемы на язык психологической науки;
- анализ собственного опыта решения подобных проблем;
- анализ научного опыта решения такого рода задач другими исследователями и практиками;
- построение теоретической модели реальной ситуации;
- выбор теоретической модели личности (субъекта);
- построение теоретической репрезентации проблемы;
- выдвижение гипотез о причинных связях наблюдаемых явлений;
- выбор метода (техники) обследования;
- выбор метода сбора и обработки полученных "сырых" данных;
- выбор модели интерпретации полученных данных;
- интерпретация и построение предварительного заключения (психологической характеристики или психологического портрета явления);
- прогноз причинно-следственных отношений в модели реальной ситуации;
- выбор действующих факторов или управляющих воздействий и оценка вероятных последствий их применения;
- разработка и выдача конечных рекомендаций на двух уровнях: для самого обследуемого и для специалиста-психолога с целью последующего анализа возможных действий.
Как видно из приведенной схемы, структура деятельности практического психолога предполагает, в частности, выделение в качестве самостоятельных блоков таких компонентов, как обнаружение и постановку в научной терминологии самой практической проблемы; выбор методов изучения, сбора и обработки данных; вопросы интерпретации полученных результатов в терминах выбранной теоретической модели личности и, наконец, выработку практических рекомендации по разрешению проблемы.
Естественно, что наибольшее внимание, в силу нашего прямого профессионального интереса и в связи с задачами нашей работы мы уделили такому весьма ответственному виду деятельности специалиста психолога как психодиагностика. Именно здесь в последние годы сосредоточилась основная масса проблем и дискуссий как чисто теоретического, так и сугубо прикладного характера, начиная от общего риторического вопроса о допустимости психодиагностических тестов в работе психолога и заканчивая нравственными и этическими проблемами психологического диагноза. Наиболее привычными и достаточно широко освещенными в научной и практической литературе оказались вопросы, относящиеся к классической технике психодиагностики - к психодиагностическим тестам. Эти вопросы включали в себя историю и происхождение тестов, правила их построения и критерии их эффективности, правила и порядок применения разных по своей природе тестов и подходы к комплексному психодиагностическому обследованию, в то же время, наш анализ выявил возможности приложения принципиально нового подхода к решению проблем психодиагностики.
При решении реальных задач психодиагностики практический психолог, в первую очередь, должен определить характер стоящей перед ним и решаемой им задачи, а лишь затем - выбрать способ ее решения, способ действия, или другими словами, он должен осуществить осознанный выбор техники психодиагностики. При этом выбор конкретной процедуры диагностики прямо зависит от содержания практической задачи, эта зависимость оказывается часто даже более важной, чем выбор теоретической модели личности при интерпретации данных.
Как указывалось выше, это означает использование в качестве "отсчетной точки" анализа не объекта обследования (в нашем случае - субъекта), а той задачи, которую решает спедиалист-психолог применительно к практическим проблемам, возникающий в реальной жизни, такой подход вместе с приложением классического анализа профессиональной деятельности к работе практического психолога позволил сформулировать новые принципы, реализованные нами при изучении технологий и пригодные для проектирования средств и методов работы специалиста-психолога в решении реальных задач.
Профессиональная деятельность человека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. Предметом профессиональной деятельности психолога является психическая реальность человека, которая порождается и существует только по свойственным ей законам.
В настоящее время психолог призвано оказывать профессиональную помощь жизненных проблем человека. Используя рекомендации специалистов - психологов, многие проблемы человек может решать самостоятельно, то есть, способен быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявление эмоций. Однако бывают такие ситуации, в которых самостоятельно справиться со сложными проблемами человек не в силах и нуждается в психофизиологической помощи.
Таким образом, психолог - специалист с базовым высшим психофизиологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умением их корректировать.
Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого человека. Это делает профессию психолога, по мнению Г.Н. Абрамова, одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
Следовательно, в первую очередь профессии психолога предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.
Требования к восприятию: психолог должен обладать активным восприятием для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета; на первом месте - зрительное и слуховое восприятие, а также восприятие времени, которое зависит от эмоционального состояния.
Важна произвольность внимания, большой объем, направленность понимания на чувства, эмоции субъекта, с которым взаимодействует психолог, хорошая распределяемость внимания.
Память должна быть преимущественно произвольная, долговременная, зрительная, слуховая.
Преимущественные способы переработки информации: анализ и синтез, обобщение, характер мышления должен быть целенаправленным для успешного разрешения профессиональных проблем и задач. Хорошо развито должно быть словесно-логическое и образное мышление; важны гибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления, так как задачи перед психологом зачастую стоят сложные и требуют ответственности при принятии решения.
Нагрузка на эмоционально-волевую сферу идет большая, так как в работе психолога большинство ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий.
Требования к личности и чертам характера: эмпатические способности, рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности - это качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Особенно в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль отводится преобладающему мотиву.
Профессиональная готовность в настоящем исследовании определяется как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.
Для исследования личностных качеств студентов я использовала следующие методики.
Тест Кеттела. Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кеттелом в 1949г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально- волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
Информация о работе Психологические аспекты профессионального становления психологов