Психологические аспекты профессионального становления психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы явилось исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на профессию практического психолога и исследование готовности студентов к профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессиональная направленность студентов.
Предмет исследования: ценностно-смысловые компоненты профессиональной направленности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования профессиональной направленности личности 5
1.1. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности 5
1.2 Основные подходы к проблемам психологии профессионального становления личности 9
1.3 Психологический анализ профессиональной деятельности практического психолога 18
1.4. Профессионально значимые качества психолога 21
Глава 2. Исследование профессиональной направленности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение А 43
Приложение Б 44
Приложение В 45
Приложение Г 46
Приложение Д 47
Приложение Е 48
Приложение Ж 49
Приложение З 50
Приложение И 51
Приложение К 52
Приложение Л 53
Приложение М 54
Приложение Н 55
Приложение О 56

Файлы: 1 файл

психологические_аспекты_профессион_становления_психологов.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

При анализе научных данных, полученных в области профессионального становления личности, целесообразно выделить два аспекта рассмотрения этой проблемы. Указанные два аспекта предполагают исследование профессионального становления человека, во-первых, с точки зрения социально-экономической, а во-вторых, - с точки зрения психолого-педагогической.

Первый, социально-экономический аспект лежит за пределами собственно психологического исследования, и предполагает описание и изучение процессов профессионального становления как социальных процессов, определяющих движение трудовых ресурсов, экономический и производственный потенциал общества, специфику рынка труда и рынка рабочей силы и т. п.

В контексте второго, психолого-педагогического аспекта профессиональное становление понимается как индивидуальный, личностный процесс, ведущий элементом которого является личностный выбор.

Такое разделение обусловлено специфическими противоречиями самого процесса профессионального становления, которые на социальном уровне выступают как противоречия между потребностями общества в профессиональных кадрах и реальными профессиональными (жизненными) планами людей, а на индивидуально-психологическом уровне - как противоречия между потребностью быть полезным обществу и потребностью в самореализации.

Социально-экономический аспект включает в себя различные направления теории социального управления, в которых Формирование управляющего воздействия рассматривается как деятельность по изменению объективных условий развития социальных процессов с целы» их оптимизации, установления их (условий) соответствия интересам как общества, так и самой личности. Примерами таких воздействий могут быть различные мероприятия, реализующие определенную социальную политику (социальное управление в системах образования и занятости, создание рабочих мест, меры социальной зашиты незанятого населения в рамках социального партнерства, улучшение социально-бытовых условий трудящихся, увеличение заработной платы и т. д.). Они-то и составляют основу для решения системы социально-экономических проблем профессионального становления личности, создают объективные предпосылки для такого становления и определяют основные тенденции этого процесса, необходимо подчеркнуть, однако, что разрешение указанного выше противоречия на социальном уровне невозможно без воздействия на индивидуальный процесс профессионального становления и наоборот. Это означает, в частности, что объективные условия человеческой жизни и человеческих отношений в обществе невозможно привести в соответствие с интересами каждого человека, и вместе с тем, объективные условия не могут однозначно определять индивидуальный выбор.

Коротко резюмируя, можно сказать, что в исследованиях, лежащих в русле первого аспекта (социально-экономического), ведущее значение придается внешним факторам, процесс профессионального становления в таком случае рассматривается вне конкретного жизненного пути отдельной личности, вне ее самостоятельного проявления. Мы полагаем, что практическая реализация этой точки зрения и создает множество проблем, связанных с растущей неудовлетворенностью трудом. Видимо, не случайно в социологических исследованиях последних лет придается большое значение вопросам трудовой адаптации и подчеркивается необходимость учета широкого спектра жизненных проявлений конкретной личности.

Психолого-педагогический аспект этой проблемы имеет дело с описанием и анализом феноменологии индивидуального развития человека как гражданина и профессионала в системах образования и занятости.

По общему признанию, основоположником научно-психологического подхода к проблемам профессионального становления человека является Ф. Парсонс. Согласно предложенному им подходу, каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств индивида, а успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность профессией находятся в прямой зависимости от степени соответствия индивидуальных качеств и требований профессии. Так впервые появилось психологическое понятие ПВК - профессионально важных качеств человека, которое в дальнейшем стало играть ведущую роль в исследованиях профессионального становления личности.

К недостаткам данного направления относится игнорирование того факта, что и личностные структуры, и профессиональные требования к человеку в реальной жизни являются весьма изменчивыми, а не стабильными. Тем не менее, это направление остается популярным вплоть до настоящего времени, и в немалой степени популярность эта обусловлена тем, что подход Ф. Парсонса позволяет использовать в ходе анализа процессов профессионального становления практически любые существующие методы и методики диагностического обследования.

В русле другого направления выполнены работы С. Шпралглера, 1959; Ш. Бюлер, 1935; Д. Сьюпера. 1957 и др., которые рассматривают процесс профессионального становления в связи с особенностями выбора профессии в его возрастной динамике. Они отмечают, что поиск профессии является одной из основных характеристик юношеского возраста, что он обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми, достижением определенного уровня развития, сформированностью способностей и склонностей. Так, Д. Сьюпер (1957), разработал ступенчатую модель профессионального развития, основанную на развитии и реализации Я-концепции. В процессе профессионального развития Д. Сьюпер выделяет следующие стадии:

- стадия пробуждения (от рождения до 14 лет), в пределах которой Я-концепция развивается благодаря идентификации со значимыми взрослыми, она включает: первую фазу - фантазии (4 -10 лет); вторую фазу - интересов (10 -12 лет) и третью - фазу способностей (13 -14 лет), на которой опробываются индивидуальные способности, появляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании;

- стадия исследования (от 15 до 24 лет) - когда индивид пытается попробовать себя в различных ролях при ориентации на свои индивидуальные возможности. Здесь выделяются: тентативная фаза (15-17 лет); Фаза перехода (17 -20 лет); фаза апробации (20 - 24 года). В дальнейшем индивид проходит стадии консолидации, сохранения и спада.

Для третьего направления (Ч. Рис, 1930; Р. Циллер. 1965; Х.Томе, 1980; и др. ) характерно подчеркивание того, что в профессиональной становлении профессиональный выбор выступает как система ориентиров в различных профессиональных альтернативах и процесс принятия решений, в качестве таких ориентиров различные авторы выдвигают ожидаемый успех, возможность поражения и готовность к риску, а также пели, стоящие перед индивидом.

Еще одно направление рассматривает проблему профессионального становления с точки зрения возможностей построения различных типологий (типов профессий и типов личности). К этому направлению относятся, прежде всего работы О. Липпмана и Дж. Холланда. О. Липпман предложил разделить все многообразие профессий на три типа: "высший", "средний" и "низкий". Для профессий "высшего" типа критерием "приспособления" является соответствие особенностей профессии особенностям профессиональной направленности; для "средних"  особенностям профессионального мышления, для "низших" - соответствие отдельных показателей развития психических функций и психомоторики. Для теории типов Дж. Холланда характерно утверждение, что человек выбирает такую профессию, которая наиболее соответствует его типу личности. Он выделил шесть базисных типов: исследовательский, реалистичный, социальный, предпринимательский, конвенциональный,  артистический. По его мнению, большинство профессий могут быть описаны в пространстве этих типов, и таким образом любая профессиональная среда получает профиль, аналогичный личностному. По его предположению, человек вступает в ту профессиональную среду, которая соответствует типу его личности, аналогично, среда "отбирает" людей в соответствии с собственным профилем. Дж. Холланд в своей теории подчеркнул значение профессионального поведения, как части личностного развития и в некотором роде соединил теорию личности с теорией профессионального поведения.

Идея профессиональной среды обсуждается также в работах А. Адлера о сверхкомпенсации. Адлер, в противоположность предыдущему автору, отмечает, что человек выбирает такую профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, т. е. как бы стремится компенсировать свои природные, врожденные или приобретенные дефекты.

В целом, как считают многие специалисты, данная теория не находит прямого подтверждения или применения на практике при решении задач профессионального самоопределения, однако, по нашему мнению, этот подход нельзя отбрасывать полностью: есть весьма серьезные данные (в том числе и наши собственные), которые подтверждают сильное влияние стремления компенсировать выбором профессии некоторые из собственных личностных (негативных или недостаточно развитых) особенностей.

Вместе с тем, концепция "соответствия" (matching) приобрела фундаментальное значение и впоследствии стала основой подавлявшего большинства частных теорий профессионального становления: профориентации, профотбора, профобучения и т.д.

Особое место занимают исследования, которые центральную роль в процессах профессионального становления отводят различным формам интерперсональных взаимодействий, в первую очередь, родительско-детским отношениям (У. Мозер, 1963; Д. Боумрин, 1963; Э. Роу, 1956 и др.). По Д. Боумрину, развитие личностных качеств у детей связано с особенностями родительского поведения, к числу которых относятся: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействия (при высоком показателе родители используют убеждение, чтобы добиться послушания, при низком - ругань, крик, жалобы), эмоциональная поддержка.

Концепция Э. Роу представляет интерес как попытка провести параллель между «типом взаимодействия» родителей с ребенком в семье и его последующим профессиональным выбором. Параметры взаимодействия родителей с детьми, такие как эмоциональное принятие - непринятие, наличие - отсутствие контроля, стимулирование - нестимулирование активности ребенка, определяют тип ориентации профессиональных интересов детей: индивидная - предметная, защитная - незащитная. На других - на себя, соответственно, в исследованиях Э. Роу было показано, что ври наличии в семье атмосферы эмоционального принятия и сотрудничества, преобладании методов убеждения и поощрения, четком распределении функций, - дети выбирают профессии, связанные с работой с людьми. при преобладании во взаимоотношениях между родителями и детьми эмоциональной стороны, дети чаше ориентированы на выбор в сфере искусства, в тех же случаях, когда в семье существует атмосфера отчуждения, преобладают методы наказания, •- дети стремятся избегать контактов с людьми, выбирая профессии из "мира вещей".

Рассматривая вопросы профессионального становления личности в исследованиях отечественных психологов, следует, прежде всего, подчеркнуть их разнообразие, мы обсуждаем наиболее важные из них, прежде всего, в связи с анализом психологических проблем и концепций личности, поскольку результаты исследований отечественных психологов представляют несомненный интерес именно с этой точки зрения. Вместе с тем, данные отечественных психологов будут специально обсуждаться также при описании наиболее важных и предпочитаемых нами подходов к психологическому анализу профессиональной деятельности.

Среди работ советских психологов, имеющих непосредственное отношение к указанной области, можно условно выделить пять основных направлений, которые, до известной степени, соответствуют зарубежным исследованиям в этой сфере. В рамках этих пяти направлений изучаются процессы профессионального становления: в русле общих требований к выбору профессий (Н.К. Крупская. 1957; А.С. Макаренко, 1984; А.П. Болтунов, 1982 и др.); в связи с изучением возрастных закономерностей Формирования личности (Л.И. Божович, 1970; Л. и. Божович, Л.С. Славина, 1979; И.С. Кон, 1980 и др.); с точки зрения места и роли способностей и интересов в процессах профессионального становления (С.П. Крякжде, 1980; А.К. Маркова, 1987; В.Д. Шадриков, 1979-1983 и др.); в русле анализа проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (Ю.М. Забродин, 1970-1990; Е.А, Климов, 1968-1989; О.А. Конопкин 1976-1985 и др.); разработки проблем жизненного пути и самоопределения личности (Б.Г. Ананьев, 1969-1977).

В первом направлении сформулированы наиболее общие требования к выбору профессии. В соответствии с ними, как утверждают авторы, выбор должен быть свободный (отсутствуют социальные ограничения при выборе профессии); сознательным (осознание всей группы факторов, определяющих выбор); самостоятельным. Высокий уровень удовлетворенности и высокая производительность труда обеспечиваются именно таким выбором, однако, эти положения, столь очевидные на первый взгляд, носят слишком общий характер, и перенос их в практику профессионального становления и тем более - управления этим процессом - представляется затруднительным.

Развитие личности, как подчеркивают авторы других направлений, характеризуется тем, что ведущей потребностью у старших школьников является потребность в личностном самоопределении  (Л.И. Божович, Л.С. Славина, 1979; И.С. Кон, I980 и др.). Готовность к личностному самоопределению является главным личностным новообразованием в старшем школьном возрасте (формирование личности старшеклассника, М., 1989). Эта компонента становится одной из важнейших составляющих в ходе профессионального самоопределения и становления (С.П. Крякжде, I980). Важную роль в профессиональном становлении играет осознание себя субъектом профессиональной деятельности, субъектом саморегуляции и самоуправления (Ю.М. Забродин, i980 - 1991; Е.А. Климов, 1974 -1984; О.А. Конопкин, 1983 и др.). Профессиональное становление человека как момент его развития на его жизненном пути (Б.Г. Ананьев, 1969. 1976) предполагает, помимо формирования специальной профессиональной мотивации у старших школьников (А.К. Маркова, 1989), необходимость управления процессом становления профессиональных способностей и профессионально важных качеств ( В.Д. Шадриков, 1978 - 1983).

Информация о работе Психологические аспекты профессионального становления психологов