Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:00, реферат
Лидера следует определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим — «цель». В самом деле, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий целей.
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.
Психологические аспекты лидера в организации
Лидера следует определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим — «цель». В самом деле, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий целей.
Талант
руководства людьми основывается на
целом комплексе социально-
Подходит ли человек для роли лидера, зависит прежде всего от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. тех, которые внушают веру в него, побуждают признать его влияние. «Естественное» лидерство возникает в том случае, когда влияние проистекает из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что он обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто лидеру присущи эти качества.
Управленческий успех предсказывает наличие следующих качеств личности:
Особенности мышления
1. Способность
к экстраполяции. Сильные
2. Способность
к разработке нескольких
3. Устойчивость
в ситуации неопределенности. Это
одно из главных качеств
4. Понимание.
Успешно действующие
Умение справляться с агрессией
5. Способность
брать управление на себя. Лидер
легко входит в роль
6. Настойчивость.
Успешно действующие
7. Способность
к сотрудничеству. Успешно выполняющие
свои функции лидеры умеют
подавлять свою враждебность
и действовать эффективно, несмотря
на нее. Им удается
8. Инициативность.
Успешно действующий лидер
9. Энергичность.
Руководителю трудно добиться
успеха, не обладая выносливостью,
без физических и
Управление эмоциями
10. Способность
делать ставку на других. Успешно
действующий руководитель
11. Сензитивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства.
12. Идентификация
себя с делом. Наиболее
13. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление — не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.
14. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость.
Личностный идеал
15. Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое.
16. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем.
17. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.
18. Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности.
20. Чувство
юмора. Наибольшего успеха
21. Цельность
личностного идеала. Лидер хорошо
представляет себе, каков он, к
чему стремится, как живет —
во всех смыслах слова. Он
последователен и постоянно
Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Согласно ситуационной теории лидерства Ф. Фидлера, эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Существует 2 типа лидеров: ориентированный на задачу и на взаимоотношения. Ни один из них не является более эффективным, чем другой. Наиболее эффективно их сочетание.
Психологи
также изучили сотни научных
исследований в поисках ответа на
вопрос, чем лидерский стиль женщин
отличается от лидерского стиля мужчин.
Они обнаружили, что действительно,
как и принято считать, женщины
обычно практикуют более демократичную
манеру руководства, чем мужчины. Возможно,
это происходит потому, что женщины
обладают лучшими навыками общения.
Это позволяет им при принятии
решений использовать способности
членов группы и, если нужно, вежливо
отвергать их советы.
Решить
поставленные задачи лидеру помогают
такие функции:
♦ информационно-аналитическая;
♦ выработка
программ;
♦ принятие
решения;
♦ организация
исполнения решений.
От лидера
зависит умелый анализ реальной действительности.
На основе полученных выводов формируются
линия поведения, программа действий
и принимаются решения. После
этого начинается мобилизация сил
и средств. Лидер добивается поддержки
всей группы или ее подавляющей части
для исполнения принятых решений, что
предусматривает:
♦ подбор
и расстановку исполнителей;
♦ доведение
до них решений;
♦ уточнение
и адаптацию решений
♦ создание
внешних и внутренних условий
исполнения;
♦ координацию
деятельности исполнителей;
♦ подведение
итогов и анализ результатов.
Анализируя всё вышеизложенное, каждый руководитель может выявить свои плюсы и минусы, и, следовательно, совсем по-другому взглянула на роль руководителя и подчинённого, это также поможет развивать в себе недостающие для эффективного руководства качества.
Информация о работе Психологические аспекты лидера в организации