Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа
Объектом исследования является организация, в которой работает лидер.
Предметом исследования является целесообразное, грамотное и не заметное для самих работников, управление человеческими ресурсами. Цели курсовой работы – дать четкое определение лидерству, раскрыть роль лидера в организации. Задачи:
- привнесения ясности в различия между понятием «лидер» и «руководитель».
- дать развернутое определение концепциям и теориям лидерства.
Введение………………………………………………………………..
1. Основы лидерства…………………………………………………..
1.1. Понятие и содержание лидерства, функции лидера…….
2. Роль лидера в управлении организацией………………………….
2.1. Управление лидерством в организации…………………..
2.2. Роль лидера в управлении организационной культурой…
2.3. Роль лидера в управлении персоналом……………………
3. Сравнение руководства и лидерства……………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
(ГОУ ВПО КубГУ)
Кафедра управления персоналом и организационной психологии
роль лидера в организации
Факультет управления и психологии, специальность 080505 – Управление персоналом
Руководитель ______________________________
(подпись, дата)
Краснодар 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основы лидерства……………………………………
1.1. Понятие и содержание лидерства, функции лидера…….
2. Роль лидера в управлении организацией………………………….
2.1. Управление лидерством в организации…………………..
2.2. Роль лидера в управлении организационной культурой…
2.3. Роль лидера в управлении персоналом……………………
3. Сравнение руководства и лидерства……………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….
Приложение А Таблица сравнения руководства и лидерства………
3
6
6
12
12
18
25
33
36
37
39
ВВЕДЕНИЕ
«Лидер действует наилучшим образом тогда, когда люди едва сознают, что он существует»
(Лао Дзы)
Лидерство – это тип
управленческого
Лидерство отличается от руководства,
которое предполагает достаточно
жесткую и формализованную
Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории [11].
Теория черт объясняет
феномен лидерства выдающимися
качествами человека, такими как
ум, воля, целеустремленность, организаторские
способности, компетентность и
др. Согласно концепциям харизматического
лидерства последователи
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи. Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации. Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений [6].
Объектом исследования является организация, в которой работает лидер.
Предметом исследования является целесообразное, грамотное и не заметное для самих работников, управление человеческими ресурсами.
Цели
курсовой работы – дать четкое
определение лидерству,
Задачи:
1 Основы лидерства
1.1 Понятие и содержание лидерства
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров [1].
Лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. Лидерство определяют как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение организационных целей (Стогдилл).
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных [4].
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Критериями такого лидерства являются:
Четкость выделения лидирующих
позиций зависит от типа
общности, составляющей систему, и ее
взаимоотношений с окружающей средой.
В системах, характеризующихся низкой
групповой интеграцией и
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер-последователь» [15].
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям, основные из них представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Отличие менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует только доводы |
Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Уважаем |
Обожаем |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство – феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство – есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический». Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство. По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и, он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю. Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти.