Роль лидера в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является организация, в которой работает лидер.
Предметом исследования является целесообразное, грамотное и не заметное для самих работников, управление человеческими ресурсами. Цели курсовой работы – дать четкое определение лидерству, раскрыть роль лидера в организации. Задачи:
- привнесения ясности в различия между понятием «лидер» и «руководитель».
- дать развернутое определение концепциям и теориям лидерства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
1. Основы лидерства…………………………………………………..
1.1. Понятие и содержание лидерства, функции лидера…….
2. Роль лидера в управлении организацией………………………….
2.1. Управление лидерством в организации…………………..
2.2. Роль лидера в управлении организационной культурой…
2.3. Роль лидера в управлении персоналом……………………
3. Сравнение руководства и лидерства……………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

Юрченко Д.В., 2 курс, Роль лидера в организации.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использовать  власть и авторитет, получаемые от его последователей. В целом лидерские отношения отличает то,  что последователи признают лидера составной частью организации только  тогда,  когда он  доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает  свою  власть  от  последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей  позиции лидер должен предоставлять им возможность  удовлетворять  свои  потребности, которые не могут быть  достигнуты  по-другому.  В  ответ  они  удовлетворяют лидерскую потребность  во  властвовании  и  возвышении  над  ними,  а  также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей [16].

Неудачи постигают лидеров  по  разным  причинам,  но  успех  к  лидерам приходит во многом при  наличии у них достаточно  одинаковых  способностей  и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха  им  необходимо  иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до  последователей.  Также успешного лидера характеризует то, что он  наделяет  последователей  соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной  в видении цели,  может признать свои слабые  стороны и привлечь  для их  устранения  необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям  видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства,  лидеру  может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях эффективное лидерство – это не  железная  или твердая рука, а высокая чувствительность  к потребностям  последователей, которая проявляется в развитии работников,  во включении их  в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей [11].

Что касается функций лидера, то лидерство по своей сути способно сплачивать людей, мобилизовать их на борьбу за улучшение условий жизни, причем может выполнять эту функцию  в течение длительного времени  путем последовательного решения  задач, подчиненных общей цели. К  характеристикам функций лидера можно отнести следующие функции:

  • Лидер призван представлять единство, объединять персонал вокруг общих целей и ценностей.
  • Нахождение и принятие оптимальных решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, все же именно способностью найти более приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
  • Поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
  • Налаживание коммуникаций и предотвращение отчуждения персонала от руководства.
  • Генерирование оптимизма и  мобилизация работников на реализацию общих целей [9].

На мой взгляд способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать  власть и авторитет, получаемые от его последователей. А выполнений всех функций, будет основой в достижении успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Роль лидера  в управлении организацией

2.1 Управление  лидерством в организации

Первостепенная значимость лидерства для эффективности  руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают  задаче влияния на  этот  феномен  особую  практическую  важность.  Сама  же  задача нередко  формулируется как управление  лидерством,  хотя  такая  формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия  о том, является формирование лидерства  управляемым или это стихийный  в  своей основе процесс. Иными  словами, лидерами становятся или рождаются.

Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся  теоретические и практические разработки позволяют  говорить об управлении. Проблема управления лидерством в организации  включает несколько аспектов [12].

Выявление лиц с прирожденными  и (или) сформировавшимися  лидерскими качествами и их привлечение для  занятия руководящих  позиций,  постов.  Это направление деятельности может исходить как из тезиса «лидерами  рождаются», так и из признания  возможности целенаправленного  формирования  лидеров.  В первом  случае  речь  идет  об  обнаружении  лидерских  способностей  и  их использовании в организационных  целях, во втором о привлечении  (или  переманивании) на предприятие уже  подготовленных и проявивших себя лидеров. Существует несколько способов выявления  лидерских  способностей.  Это  тестирование и другие психологические  методы, особенно широко применяемые  к молодым претендентам на руководящие  должности, а также изучение биографии  и трудового стажа, подбор уже  как-то проявивших себя людей и т.д. В  реальной политике государства  и других корпораций ориентация на лиц с уже имеющимися лидерскими качествами находит свое выражение  в том, что система  подготовки руководящих кадров среднего и высшего  звена принимает лиц,  уже  доказавших свои лидерские способности преимущественно на низовых,   первичных руководящих должностях. Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не  только  на самом  верхнем.  Лучшие  лидеры  обычно  придерживаются   общего   комплекса ценностей, в который входят справедливость, равенство,  беспристрастность, целостность, честность, доверие. Каждый  человек может определить  свою  и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:

  • непрерывное самосовершенствование;
  • ориентация на служение другим;
  • излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение  от восприятия отрицательной энергии и конфликтов,
  • вера в других;
  • рациональное распределение времени и усилий;
  • внутренняя  уверенность,  оптимизм,  свежий  взгляд  на   события,
  • восприятие жизни как приключения;
  • самокритичность,  толерантность  (терпимость),  признание   заслуг
  • других и их равного права на самовыражение;
  • забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

Развитие лидерства —  целенаправленное  формирование  и  углубление соответствующих  качеств  и  навыков.  Данный  аспект  проблемы  управления лидерством в  организации  учитывает  возможности  в  большей  или  меньшей степени  формировать и развивать  лидерские  способности путем обучения и  самообучения, мотивирования, тренингов  и практического опыта. Для  развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием  которых  в той или  иной  мере  являются  рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование  помогает «стать   лидером», обрести признание группы, коллектива [12]. Эти процедуры таковы:

  • выработка личной  мотивированности,  устойчивого желания быть  лидером, уверенности в себе,  готовности  принимать решения и брать на  себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
  • развитие  индивидуальных  интеллектуальных  и   нравственных   лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся  прежде всего   профессиональная   компетентность,    порядочность    (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм),  без которой,  как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый  интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте  понимания сути  проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели  и т.д.;
  • обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности  в отношениях с членами группы полагает  культуру  общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно   выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность,  уважение  достоинства других людей, умение понимать их, проникаться  их  заботами  и   проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
  • приобретения умения и навыков  быстро  и  правильно  оценивать  ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания  всех  членов группы. Не менее важна для лидерства и правильная оценка  ситуации,  своих сил и возможностей группы. Без  этого  успех  групповой  деятельности  не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к  утрате веры в лидера.
  • тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и  интересов  членов группы с организационными целями, реализация потребностей,
  • представительство и защита интересов, как  отдельных  членов  группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для  возникновения  деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит  ущерб  организации,  а  также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и  значимость  делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.
  • сочетание в деятельности руководителя формального  и  неформального лидерства.  Подчиненные  всегда  желают  видеть  в  руководителе  не  только начальника или лишенного  эмоций  и  переживаний  сухого  технократа,  но  и человека, обладающего  лучшими  нравственными  качествами,  заботящегося  не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках.
  • организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного   лидерства. Интеграция лидеров предполагает обеспечение лояльности   существующих руководителей,  отбор  наиболее  способных  работников,  мотивированных   на реализацию  целей  организации,  поощрение  их  профессионально-должностного роста,  налаживание  добрых   отношений   и   сотрудничества со стихийно сложившимися группами и их лидерами,  формализация,  если  это  возможно  и целесообразно, лидерства [12].

Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации  в целом способны нанести деструктивные  лидеры, например  лидеры  групп  противников нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников  и т.п. Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы  действий. Первый  и  самый  простой  из  них — разрушение  системы  «лидер — последователи»  с  помощью  административных  мер.  С этой  целью могут использоваться  разные  средства:  увольнение  деструктивного  лидера   или перевод его  на другое место работы, изменение  его социальной роли  за  счет перераспределения функций или  через  включение  в  группу  лиц-соперников, изоляция лидера,  расформирование  группы  последователей  и  прежде  всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких  к  деструктивному лидеру.  Ослаблению  влияния  негативного   лидера   может   способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за  счет  перевода  лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей  неформальное общение, и т.д. Второй способ устранения  деструктивного  лидерства  —  изменение  его характера, направленности и использование способностей и авторитета  лидера с  пользой  для  организации.  Это  может   быть   достигнуто с   помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на  руководящую  должность  и  т.п.  Такой способ борьбы с деструктивным лидерством  обычно  не  вызывает  болезненной реакции у сотрудников,  их  протеста.  Однако  он  не  всегда  возможен,  а эффективен  лишь  тогда,  когда  неформальный  лидер  готов  изменить  свои ориентации и подчинить свою активность целям организации. Третий способ ликвидации деструктивного лидерства – перехват  его основополагающих функций формальным  руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается  осуществлять  лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к  неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего. Четвертый способ устранения негативного для организации  лидерства – подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах  и особенно в глазах его последователей,  всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности,  за  счет  вежливого,  но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, бесперспективности или опасности тех действий,  к которым он побуждает, и т.п. Внешние и внутренние условия лидерства   постепенно   меняются, обусловливая  новые  потребности  в  соответствующих  лидерских  качествах [17].

Факторами эволюции качеств  лидера можно считать:

  • изменение внешних условий;
  • возникновение новых проблем;
  • внутренние изменения организации;
  • изменения индивидуальных и  групповых  ожиданий  и  интересов  в организации;
  • изменение ожиданий и интересов самого лидера.

Специалисты обратили внимание на связь между  продолжительностью пребывания у власти и развитием  определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:

  • повышение эффективности лидерства;
  • постепенное падение эффективности деятельности лидера;
  • полная  утрата  лидером  способности  к  выполнению  собственных функций.

Профессиональное долголетие  лидера  и  продолжительность  каждого  из

этапов его лидерства  зависят от многих  социально-психологических  факторов, но можно сознательно уберечься  от столь печального  развития  ситуации:

  • постоянно самосовершенствоваться,  развивая   собственную компетентность, самоконтроль  и самокритичность; 
  • поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации;
  • и тем не менее для любого лидера  наступает время,  когда надо освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация.  Для самого лидера и организации будет лучше, если это произойдет вовремя.

В качестве вывода можно  отметить, что природные управленческие таланты ещё не являются основой  в достижении цели. А вот развитие лидерства будет  целенаправленным  формированием  и  углублением соответствующих  качеств  и  навыков.  Это  учитывает  возможность формировать и развивать  лидерские  способности  путем  обучения  и самообучения.

 

2.2 Роль лидера  в управлении организационной  культурой

Лидерство и культура представляют собой два  взаимосвязанных  понятия. Известный  исследователь   организационной   культуры   Э.   Шейн   отметил: «Уникальный талант лидера заключается  в способности  создавать  и  управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность». Организационная культура – это  совокупность доминирующих  стереотипов, ценностей и правил, которые находят  свое логическое воплощение в типичных  и поощряемых моделях  поведения,  взаимодействия  членов  организации  друг  с другом и с представителями  внешней среды,  а  также  в  различных  продуктах организационной  деятельности. Элементами организационной  культуры являются:

Информация о работе Роль лидера в организации