Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа
Объектом исследования является организация, в которой работает лидер.
Предметом исследования является целесообразное, грамотное и не заметное для самих работников, управление человеческими ресурсами. Цели курсовой работы – дать четкое определение лидерству, раскрыть роль лидера в организации. Задачи:
- привнесения ясности в различия между понятием «лидер» и «руководитель».
- дать развернутое определение концепциям и теориям лидерства.
Введение………………………………………………………………..
1. Основы лидерства…………………………………………………..
1.1. Понятие и содержание лидерства, функции лидера…….
2. Роль лидера в управлении организацией………………………….
2.1. Управление лидерством в организации…………………..
2.2. Роль лидера в управлении организационной культурой…
2.3. Роль лидера в управлении персоналом……………………
3. Сравнение руководства и лидерства……………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей. В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей [16].
Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей [11].
Что касается функций лидера,
то лидерство по своей сути способно
сплачивать людей, мобилизовать их на
борьбу за улучшение условий жизни,
причем может выполнять эту функцию
в течение длительного времени
путем последовательного
На мой взгляд способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей. А выполнений всех функций, будет основой в достижении успеха.
2 Роль лидера в управлении организацией
2.1 Управление лидерством в организации
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами становятся или рождаются.
Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить об управлении. Проблема управления лидерством в организации включает несколько аспектов [12].
Выявление лиц с прирожденными
и (или) сформировавшимися лидерскими
качествами и их привлечение для
занятия руководящих позиций,
постов. Это направление деятельности
может исходить как из тезиса «лидерами
рождаются», так и из признания
возможности целенаправленного
формирования лидеров. В первом
случае речь идет об обнаружении
лидерских способностей и их
использовании в
Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива [12]. Эти процедуры таковы:
Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п. Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий. Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д. Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации. Третий способ ликвидации деструктивного лидерства – перехват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего. Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства – подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, бесперспективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п. Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах [17].
Факторами эволюции качеств лидера можно считать:
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из
этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов, но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации:
В качестве вывода можно отметить, что природные управленческие таланты ещё не являются основой в достижении цели. А вот развитие лидерства будет целенаправленным формированием и углублением соответствующих качеств и навыков. Это учитывает возможность формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения.
2.2 Роль лидера в управлении организационной культурой
Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия. Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность». Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов, ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах организационной деятельности. Элементами организационной культуры являются: