Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:33, курсовая работа
Объектом исследования является организация, в которой работает лидер.
Предметом исследования является целесообразное, грамотное и не заметное для самих работников, управление человеческими ресурсами. Цели курсовой работы – дать четкое определение лидерству, раскрыть роль лидера в организации. Задачи:
- привнесения ясности в различия между понятием «лидер» и «руководитель».
- дать развернутое определение концепциям и теориям лидерства.
Введение………………………………………………………………..
1. Основы лидерства…………………………………………………..
1.1. Понятие и содержание лидерства, функции лидера…….
2. Роль лидера в управлении организацией………………………….
2.1. Управление лидерством в организации…………………..
2.2. Роль лидера в управлении организационной культурой…
2.3. Роль лидера в управлении персоналом……………………
3. Сравнение руководства и лидерства……………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или развиваться.
Организационная культура представляет
собой постоянно развивающийся
и совершенствующийся социальный феномен.
Она существует и трансформируется
под влиянием многих факторов, которые
обуславливают спонтанность изменения
черт и доминирующих элементов.
Единственным фактором, в рамках
которого удается сознательно
Существование связи между организационной культурой и степенью эффективности организационной деятельности отмечали многие исследователи. Специалисты Мичиганской бизнес-школы разработали модель организационных культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства [12].
Каждый тип организационной
культуры определяет критерии эффективности
организационной деятельности
и стиль управленческого
лидерства. Для достижения эффективности
в решении управленческих задач
лидер будет вынужден выбирать
модели поведения, адекватные
доминирующей культуре организации.
Управленческое лидерство не
только оказывает влияние
на развитие культуры организации, но
также является ее продуктом. В условиях
клановой организационной культуры
особое влияние уделяется поддержанию
атмосферы гибкости и удовлетворенности
членов организации, позволяющей им
восприимчиво относиться к
эмоциональным переживаниям клиентов.
В организации с клановой культурой
сотрудники воспринимают себя как
одну семью или круг хороших друзей,
где каждого связывает друг с
другом много общего. Для организации
характерны высокий уровень
согласия и взаимной лояльности,
а также приверженность традициям.
В организации данного типа придается
особое значение выгоде от долговременного
развития персонала. Сильными сторонами
клановой культуры можно считать
способность лидеров
В организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры, выполняющие роли покровителя, мотиватора, воспитателя и наставника.
Критериями эффективности организации являются единство и сплоченность ее членов, их восприимчивость к нуждам клиентов.
Для эдхократической организационной культуры характерны динамизм, предпринимательство и творчество. Представители данной культуры готовы рисковать ради возможности удовлетворить свои потребности и реализовать свои цели. Они проявляют готовность к переменам и стойко принимают вызов. Данный тип организации в перспективе нацелен на дальнейшее развитие и получение новых ресурсов. Сильными сторонами эдхокультуры являются прекрасная адаптация к постоянно изменяющейся среде и инновационная атмосфера, оптимальное использование потенциала роста и поддержки внешней среды, а также дополнительные возможности по приобретению ресурсов. Для этой организационной культуры характерны следующие особенности управления:
В организации этого типа, как правило лидер выступает в роли новатора, предпринимателя и стратега, определяющего новые направления развития. Критериями эффективности организационной деятельности становятся творчество, рост, инновация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг, результат. Организация с иерархической культурой более ориентирована на поддержание внутреннего порядка и стабильности при стремлении к экономической результативности. Как правило, этот тип организационной культуры характеризуется высоким уровнем формализма и структуризации. Носители данной организационной культуры являются строгими приверженцами процедуры. От подчиненных они требуют надежности, предсказуемости поведения и результата. Сильными сторонами иерархической организационной культуры является четко отлаженное управление информацией на операционном уровне и ведение документации, контроль организационной деятельности. Для этой организационной культуры характерны следующие особенности управления:
В подобных организациях лидеры
выполняют функции координатора,
организатора, аналитика и наставника.
Критериями эффективности организационной
деятельности можно считать финансовую
эффективность, своевременность, надежные
поставки и спокойное существование.
Рыночная организационная культура
характеризуется ориентацией на
внешнюю среду при весьма высокой
потребности в стабильности
и контроле. Основным критерием
оценки представителей данной культуры
служит результат выполнения задания,
поэтому большинство
Здесь лидеры выполняют роли инициатора генератора, надсмотрщика.
Критериями эффективности организационной деятельности являются:
Ни одна из выявленных моделей организационной культуры не является эффективной (или неэффективной) при всех обстоятельствах. Если лидеры компетентны в использовании сильных сторон доминирующей организационной культуры и в минимизации ее деструктивного потенциала, то деятельность организации становится эффективной [11].
Четыре вида организационной культуры воплощают «чистые» типы, которые редко встречаются в реальной жизни. Как правило, всякая организация характеризуется уникальной комбинацией элементов каждого типа культуры. Для успешного функционирования организации должны быть не только более или менее гибкими, но и стабильными; их руководителям нужно принимать в расчет внешние обстоятельства и внутренние условия. В зависимости от конкретных целей и задач деятельности, особенностей среды и членов организации развиваются специфические черты организационной культуры, которые в дальнейшем предопределяют ее деятельность. В том случае, если среди представителей менеджмента нет лидеров, которые уделяли бы серьезное внимание утверждению и развитию определенной организационной культуры с присущими ей ценностями, организация неизбежно будет функционировать неэффективно. Отсутствие или недостаток внимания к развитию организационной культуры приводят к следующим тенденциям:
Резюмируя вышесказанное стоит отметить, что лидерство можно, прежде всего, воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации.
2.3 Роль лидера в управлении персоналом
Как уже отмечалось выше, любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации. Энергия этих групп может быть как созидательной, так и разрушительной. Она может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть направлена на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные ресурсы, что в итоге понижает степень эффективности коллективной деятельности. Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами. В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой динамикой. Групповая динамика – это очень сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности решения группой стоящих перед ней задач. Процессы групповой динамики закономерны для любой группы и организации вне зависимости от ее численности, характера и особенностей лидерства. Лидер может осуществлять свою деятельность с учетом особенностей групповых процессов или игнорировать их. В последнем случае он закономерно отказывается от наиболее эффективного способа решения стоящих перед ним задач. Только управляя процессами групповой динамики на всех уровнях формальный лидер обеспечивает возможности эффективной групповой деятельности и эффективность своего лидерства [8].
Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития. Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи. Таковыми являются: