Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)

   Таблица №1 

    Данные  количественной обработки уровня  коммуникативных  способностей.

   
    Уровни  коммуникативных способностей % Количество        учащихся
    Очень высокий - -
    Высокий 13 4
    Средний 34 10
    Ниже  среднего 40 12
    Низкий 13 4

    Таблица №2 

    Приведенные выше в таблицах №1 и №2 представлены данные испытуемых по уровню коммуникативных  способностей. Как видно из таблицы  №1 все испытуемые разделены на четыре группы: высокий, средний, ниже среднего, низкий.

    Примечательным  является факт отсутствия испытуемых с очень высоким уровнем коммуникативных  способностей. Причем, с высоким  уровнем выделено 4 испытуемых, 10 со средним, 12 испытуемых имеют коммуникативные  способности ниже среднего , 4- низкий уровень.

    В таблице №2 приведены данные количественной обработки уровней коммуникативных  способностей, исходя из среднего арифметического. В таблице даны процентные показатели способности общения. Сразу можно  заметить, что у подростков разные проявления коммуникативных способностей. Высоким уровнем обладают лишь 13% испытуемых, средним – 34%, ниже среднего – 40%, низким – 13%.

    Хотя  подростки, в отличии от младших школьников включены в более широкий круг общения, но не все обладают высоким развитием коммуникативных способностей.

    Очень часто у них возникают трудности  в общении, конфликты. Подросткам приходится иметь дело не только с приятными  людьми, но и с теми, с которыми не хотелось бы быть вместе. Наши подростки не умеют общаться.

    Отсюда  видно, что потеря контакта, эмоциональные  барьеры в общении не проходят бесследно. Это может привести к  интроверсии, тревожности, которая  в свою очередь, увеличивает трудности  в общении.

    Такие подростки чувствуют себя неуверенно, не стремятся к общению, чувствуют  себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине  с собой, испытывают трудности в  установлении контакта с окружающими. А в основе нарушения отношений  подростков со сверстниками, родителями, учителями лежит, как правило, снижение дисциплины, успеваемости, возникновение  аффективных переживаний. Для подростков переживания по поводу общения, особенно со сверстниками, оказывается наиболее типичными. Часто учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями или родителями. Это является серьезной проблемой  воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих подростка  взрослых видеть его действительные переживания.

    Чтобы учителя не пустили общение подростков на самотек, разработаны рекомендации учителям. [см. Приложение 5] А для преодоления барьеров в общении предлагается тренинг.

    Для того, чтобы определить уровень тревожности у подростков: воспользуемся методикой Айзенка. [см. Приложение 2] Результаты теста дают возможность выявить один из факторов личности.

    Уровень тревожности.

   
    УРОВНИ Фамилии Имена  испытуемых Сумма баллов Р
    Высокий Грицаенко Оксана 22 1
      Шилова Елена 21 2
      Скворцова Анна 20 4
      Узямбаева Лена 20 4
      Кудрина Любовь 20 4
      Котова Жанна 19 6
      Баимов Алексей 18 8
      Бахтина Нина 18 8
      Машницкий Валера 18 8
      Ларинцева Ирина 17 11,5
      Савельева Ольга 17 11,5
      Гусев Герман 17 11,5
      Климантова Алевтина 17 11,5
    Выше  среднего Бурмистрова Татьяна 16 14,5
      Адельшин Мансур 16 14,5
      Камаева Татьяна 14 17,5
      Штанников Олег 14 17,5
      Валишина Карина 14 17,5
      Арбузов Владимир 14 17,5
      Усманов Артур 13 21
      Лехмус Павел 13 21
    Средний Бушменов Михаил 12 23,5
      Коробицина Эльвира 12 23,5
    Ниже  среднего Дмитриев Алексей 11 25,5
      Халяпов Азат 11 25,5
      Халилов Александр 9 28
      Уразбахтин Роберт 9 28
      Фаизов Андрей 9 28
      Степанова Татьяна 8 30
    Низкий - - -

   Таблица №3

    В результате обработки испытуемые были разделены на пять групп:

    1 – с высокой тревожностью.

    2 – тревожность выше средней.

    3 – средняя тревожность.

    4 – тревожность ниже средней.

    5 – низкая тревожность.

    Данные  количественной обработки уровня тревожности.

   
    Уровень тревожности Количество  учащихся %
    Высокий 13 43
    Выше  среднего 9 30
    Средний 2 7
    Ниже  среднего 6 20

   Таблица №4

    По  показаниям уровня тревожности испытуемых можно определить в 4 группы: с высоким, выше среднего, средним, и ниже среднего уровня (см. таблицу №2). Из таблицы видно, что в подростковом возрасте наблюдается относительное повышение тревожности. В результате обработки выяснилось, что 43% испытуемых склонны к высокой тревожности, 30% имеют тревожность выше среднего, 7% - средний уровень тревожности, 20% - уровень тревожности ниже среднего.

    Высокую тревожность мы связываем с физическими  и психическими особенностями возраста, социально- экономическими изменениями  в обществе, с уровнем значимости для сверстников и взрослых. В  ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.

      Важно отметить, что даже у  абсолютно нормальных подростков, возраст, в котором проявляются  первые признаки полового созревания, равно как и последовательность  проявления признаков колеблется  в значительных пределах. Это  нередко ведет к мучительным  переживаниям подростка, обусловленных  тем, что уровень физического  развития отличается от большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть возрастание тревожности.

    Можно предложить, что основным источником тревожности является реальная неуспешность в общении и учении, а также неблагополучный социальный статус (прежде всего общение с родителями и другими взрослыми). Возрастание тревожности может обусловливаться, главным образом, сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Как видим, расхождения в оценке данной человеком самому себе и полученных им от других, является источником тревожности.

    Предполагается, что  тревожность будет в той  мере, в какой значимые другие люди склонны судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением (по мнению индивида).

    Тревожность будет высокой тогда, когда субъективно  воспринимаемая оценка других не согласуется  с самооценкой и носит по сравнению  с ней более негативный характер. Здесь тревожность, по всей вероятности  порождается с угрозой самооценке.

    Основываясь на полученных данных, мы не можем сделать  каких либо окончательных выводов  о факторах, которые выступают  основными источниками тревожности  у учащихся, однако наши выводы не дают основания предполагать, что определенную роль в ее возникновении играет нарушение  сферы межличностных отношений.

    Исходя  из выше сказанного, можем сказать. Что низкий уровень коммуникативных  способностей связан с высокой тревожностью, что подтверждают наши полученные данные см. таблицу № 5.

    Естественно, что в зависимости от реального  положения подростка среди сверстников, его успешность в общении, выявленная тревожность будет требовать  различных способов коррекции. 
 

2.3. Исследование связи  между особенностями  общения и тревожностью у детей подросткового возраста 

    Согласно  выдвинутой гипотезе нам необходимо выяснить, как влияет тревожность  подростков на проявление его коммуникативных  способностей. Поэтому перейдем к  рассмотрению зависимости между  коммуникативными способностями и  тревожностью отдельно для учащихся с низкими коммуникативными способностями, ниже средних, средних и высоких. 

   Показатель  уровня тревожности испытуемых с  низкими коммуникативными способностями.

   
    Фамилии испытуемых Уровень коммуникативных  способностей. Уровень тревожности.
    Котова  Жанна Низкий Высокий
    Гусев Герман Низкий Высокий
    Бушменов  Михаил Низкий Средний
    Лепешкин  Виктор Низкий Ниже среднего

   Таблица№5.

    Подростки (2 человека) имеют высокий уровень  тревожности и низкий уровень  коммуникативных способностей.

    Гусев Герман – Невнимательный (постоянно  о чем то думает, переживает) высокая тревожность связана с семейной обстановкой, родители не могут устроиться на работу. У него в классе мало друзей, предпочитает общение со старшим братом.

    Котова  Жанна – Пытается занять в классе высокое положение, является физоргом в классе для нее важнее всего общение с одноклассниками, но у нее мало друзей, с которыми с которыми она постоянно общается, обидчива, постоянно сомневается в себе, в том что сказала, признает что испытывает трудности в общении с одноклассниками.

      Исключение составляет Лепешкин Виктор, имеющий низкие коммуникативные способности и тревожность ниже среднего. Это можно объяснить тем, что у этого учащегося низкая самооценка, нежелание учиться, его не волнуют проблемы оценок, взаимоотношений с одноклассниками, устраивает то положение, которое он занимает в классе.

    Бушменов  Михаил имеет низкий уровень коммуникативных  способностей тревожность выше среднего, он так же не отличается хорошей  успеваемостью, но стремится занять определенное место среди одноклассников, для него общение имеет большое  значение, но у него пока не получается, что указывает на низкий уровень  коммуникативных способностей. 

    Показатели  уровня тревожности испытуемых с  уровнем коммуникативных способностей ниже среднего.

   
    Фамилии испытуемых. Уровень коммуникативных  способностей. Уровень тревожности.
    Баимов Алексей Ниже среднего. ВЫСОКИЙ.
    Ларинцева Ирина Ниже среднего. ВЫСОКИЙ.
    Кудрина Любовь Ниже среднего. ВЫСОКИЙ.
    Климантова Алевтина Ниже среднего. ВЫСОКИЙ.
    Бахтина Нина Ниже среднего. ВЫСОКИЙ.
    Усманов Артур Ниже среднего. Выше среднего.
    Лехмус Павел Ниже среднего. Выше среднего.
    Арбузов Владимир Ниже среднего. Выше среднего.
    Дмитриев  Алексей Ниже среднего. Ниже среднего.
    Уразбахтин Роберт Ниже среднего. Ниже среднего.
    Халилов Александр Ниже среднего. Ниже среднего.

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста