Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 
 

Введение  …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................     
6
1.1.    Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2.    Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................  
14
1.3.    Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………  
23
1.4.     Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...  
34
2.1.  Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2.  Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3.  Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...  
43
2.4.    Выводы……………………………………………………………………. 50
   
Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список  литературы…………………………………………………………….

Приложения  …………………………………………………………………….  

59

61

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Есть  только одна подлинная ценность - это  связь 

    человека с человеком.                                                                                    

                                                                         Антуан де Сент-Экзюпери.

    Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности  подросткового возраста связывают  с половым созреванием как  причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте могут впервые возникать  или заметно обостряться разного  рода патологические реакции, связанные  с развитием психических заболеваний  или затруднениями процесса формирования личности.

    В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.

    Постановкой и разработкой проблемы общения  занималось много различных авторов.

    Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе  психического развития человека поднимает  В.М. Бехтерев.

    Л.С. Выготский, рассматривая психические функции, отводит общению значительное место и выделяет его как фактор психического развития, условие его саморегуляции. Общение, по Л.С. Выготскому, - это процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств.

    В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает  как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирование психики человека.

    В.Н. Мясищев подчеркивал избирательность, активность, положительный и отрицательный  характер отношений, складывающихся в  процессе общения. Описал способы и  формы общения.

    Роль  общения, как средства приобщения личности к теории и практике общественного  опыта, как условие развития мышления выделил А.Н. Леонтьев. Он также рассматривал общение как отдельную сторону  деятельности. Общение включено в  любую деятельность - есть ее неотъемлемый элемент.

    В основе понимания общения лежит  концепция деятельности, развиваемая  Д.Б. Элькониным и А.В. Запорожцем. В толкование общения на передний план они выдвигают его содержательную сторону, они ставят в центр внимания анализ потребностно-мотивационных аспектов. Д.Б. Эльконин рассматривал развитие общения в различных возрастных периодах.

    Подход  к общению, как к  деятельности, имеет, по мнению, М.И. Лисиной, ряд преимуществ  по сравнению с рассматриванием  его как особого рода поведения  или совокупности условных реакций  человека на сигналы, поступающие от другого лица. Важное преимущество подхода к общению как к  деятельности в том, что он позволяет  соотнести общение с другими  видами деятельности человека, понять место общения в их системе  и, в конечном счете, определить связь  общения с общей жизнедеятельностью индивида.

    Г.М. Андреева, рассматривая общение с  точки зрения социальной психологии, выделяет три взаимосвязанные стороны  – коммуникативную, интерактивную  и перцептивную.

    Идея  опосредованности системы отношений  человека к бытию, его отношениями  с другими людьми получает философско-теоретическое  обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна.

    Исследование  общения ведется как в практических, так и теоретических направлениях. Разработкой проблемы общения занимались и ряд других психологов, таких как А.А. Бодалев, М.М. Рыбакова, А.В.Мудрик, Л.М. Фридман, М.Ю. Кулагина, Р,С. Немов, Л.А. Петровская, В.А. Кан-калик, А.С. Прутченков и многие другие. Проблема психологических особенностей общения у подростков приобретает особую актуальность в связи с выявлением условий эффективного управления взаимодействием подростка со сверстниками, родителями, педагогами, которое предполагает знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка.

    Уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. В подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в целом.

    Задачи  работы:

  1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
  2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
  3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
  4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
  5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
  6. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии

    1. Категория общения в психологии, и её характеристики
 

    Значение  общения в общепсихологической  теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала  одной из базовых категорий в  психологической науке.

    В психологии общение определяется как  взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или  аффективно- оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера \36\. Рассматривая образ жизни  человека, можно выделить две стороны: контакты с природой и контакты с  живыми существами. Первый тип контактов  называется деятельностью, второй –  общением. На уровне человека общение  обусловлено речью. Являясь универсальным  средством общения, речь приобретает  свое значение при условии включения  ее в систему деятельности.

    Р.С. Немов в общении выделяет следующие аспекты:

    содержание  – передаваемая информация;

    цель  – ради чего возникает данный вид  активности;

    средства  – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения, и  механизмы воздействия. К таким  механизмам традиционно относят: психическое  заражение, внушение и подражание. Данные механизмы часто используют в  своем общении подростки.

    Изучение  общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения.

    Одним из наиболее часто употребляемых  является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

    Коммуникация  заключается в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона общения проявляется  в организации взаимодействия между  участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.

    Общение как обмен информацией. Специфика  межличностных коммуникаций раскрывается в ряде процессов и феноменов: обратной связи, наличии коммуникативных  барьеров, коммуникативном влиянии  и существовании различных уровней  передачи информации (например: вербального  и невербального). Проанализируем эти  особенности подробнее.

    Основная  цель информационного обмена в общении  – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем, т.е. особой проблемой является интерпретация  сообщения, поступающего от коммуникатора  к реципиенту. Это связано с  тем, что, во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят  от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте, от отношения к нему, а также  от всей ситуации в целом.

    Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально  – психологических особенностей личности реципиента, а также в  зависимости от отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

    В психологии общения существует следующая  проблема, которая представлена как  коммуникативный барьер, – это  психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально – культурного различия, барьеров отношений.

    Принято выделять два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую  коммуникацию. Прежде всего, эти два  типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей  у коммуникатора по отношению  к реципиенту.

  1. Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей: двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
  2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредствам системы знаков. Другими словами, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.
  3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
  4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров.

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста