Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа
Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50
Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения
Содержание
Введение
…..………………………………………………………………... |
3 |
Глава
1. Проблемы общения
подростков в современной
психологии…….................. |
6 |
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… | 6 |
1.2.
Психологические особенности и характеристики
общения детей в подростковом возрасте
………………………….…………………............ |
14 |
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..……………… | 23 |
1.4.
Выводы……………………………………………………………… |
32 |
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………... | 34 |
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… | 34 |
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... | 37 |
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………... | 43 |
2.4.
Выводы……………………………………………………………… |
50 |
Заключение…………………………………………………… |
51 |
Глоссарий
………………………………………............... |
53 |
Список
литературы…………………………………………………… Приложения ……………………………………………………………………. |
59
61 |
Введение
Есть только одна подлинная ценность - это связь
человека с человеком.
Подростковый
возраст традиционно считается
самым трудным в воспитательном
отношении. Чаще всего трудности
подросткового возраста связывают
с половым созреванием как
причиной различных психофизиологических
и психических отклонений. В подростковом
возрасте могут впервые возникать
или заметно обостряться
В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.
Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов.
Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.
Л.С. Выготский, рассматривая психические функции, отводит общению значительное место и выделяет его как фактор психического развития, условие его саморегуляции. Общение, по Л.С. Выготскому, - это процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств.
В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирование психики человека.
В.Н.
Мясищев подчеркивал
Роль общения, как средства приобщения личности к теории и практике общественного опыта, как условие развития мышления выделил А.Н. Леонтьев. Он также рассматривал общение как отдельную сторону деятельности. Общение включено в любую деятельность - есть ее неотъемлемый элемент.
В основе понимания общения лежит концепция деятельности, развиваемая Д.Б. Элькониным и А.В. Запорожцем. В толкование общения на передний план они выдвигают его содержательную сторону, они ставят в центр внимания анализ потребностно-мотивационных аспектов. Д.Б. Эльконин рассматривал развитие общения в различных возрастных периодах.
Подход
к общению, как к деятельности,
имеет, по мнению, М.И. Лисиной, ряд преимуществ
по сравнению с рассматриванием
его как особого рода поведения
или совокупности условных реакций
человека на сигналы, поступающие от
другого лица. Важное преимущество
подхода к общению как к
деятельности в том, что он позволяет
соотнести общение с другими
видами деятельности человека, понять
место общения в их системе
и, в конечном счете, определить связь
общения с общей
Г.М. Андреева, рассматривая общение с точки зрения социальной психологии, выделяет три взаимосвязанные стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Идея опосредованности системы отношений человека к бытию, его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна.
Исследование
общения ведется как в
Уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. В подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в целом.
Задачи работы:
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии
Значение общения в общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий в психологической науке.
В
психологии общение определяется как
взаимодействие двух или более людей,
состоящее в обмене между ними
информацией познавательного
Р.С. Немов в общении выделяет следующие аспекты:
содержание – передаваемая информация;
цель – ради чего возникает данный вид активности;
средства
– способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения.
Одним из наиболее часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
Общение
как обмен информацией. Специфика
межличностных коммуникаций раскрывается
в ряде процессов и феноменов:
обратной связи, наличии коммуникативных
барьеров, коммуникативном влиянии
и существовании различных
Основная
цель информационного обмена в общении
– выработка общего смысла, единой
точки зрения и согласия по поводу
различных ситуаций или проблем,
т.е. особой проблемой является интерпретация
сообщения, поступающего от коммуникатора
к реципиенту. Это связано с
тем, что, во-первых, форма и содержание
сообщения существенно зависят
от личностных особенностей самого коммуникатора,
его представлений о
Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально – психологических особенностей личности реципиента, а также в зависимости от отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.
В психологии общения существует следующая проблема, которая представлена как коммуникативный барьер, – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально – культурного различия, барьеров отношений.
Принято выделять два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.