Тренировка
общения и поведения, лишенная категоричности.
Подростки делаются более «открытыми»,
приобретают навыки доверительности
в общении.
Рекомендации
по оптимизации общения.
Правила
подачи обратной связи:
- Говорите
о поведении партнера , а не о его личности.
- Говорите
больше о своих наблюдениях, а не о заключениях
к которым вы пришли.
- Больше описаний,
меньше оценок.
- Описывая
поведение другого человека, старайтесь
больше пользоваться категориями типа
«в большей или меньшей степени…», а не
типа «ты всегда …» или «ты никогда …».
- Говорите
больше о том, что происходит сейчас или
было недавно.
- Не давай
советов, лучше высказывайте свои соображения,
как бы делясь мыслями и информацией с
партнером.
- Выделяйте
то, что может другому помочь, что он мог
бы при желании изменить, а не то, что дает
разрядку вам самим.
- НЕ давайте
обратную связь слишком большими порциями
– иначе партнер не успеет все осмыслить.
Выбирайте подходящее время и место.
Способы
повышения эффективности коммуникации:
- Перед тем
как вступать в коммуникацию четко представьте
себе, что вы хотите сказать, обдумайте
все в деталях.
- Будьте внимательны
к смысловым барьерам.
- Следите
за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.
- Будьте внимательны
к чувствам партнера по общению, открытыми
и способными к сопереживанию.
- Добиваться
адекватной обратной связи.
Правила
эффективного слушания:
- Перестаньте
говорить.
- Помогайте
говорящему раскрепоститься.
- Покажите,
что вы готовы слушать.
- Устраните
раздражающие моменты.
- Сопереживание
партнеру по общению.
- Наберитесь
терпения.
- Сдерживайте
свои эмоции.
- Не допускайте
споров и критики.
- Задавайте
вопросы.
Рекомендации
учителям по формированию навыков общения
у подростков.
- Поскольку
подростки стремятся к общению, необходимо
создать в коллективе условия, которые
способствовали бы общению:
а) Содержание общения должно быть проблемным;
б) другое условие – социально ориентирующий
характер общения. Расширение видения
мира школьниками, познание различных
сторон действительности, человеческих
отношений в их многообразии, определение
собственной позиции. Основной путь –
организация разнообразной жизнедеятельности
в коллективе с учетом интересов подростков.
- Важно, чтобы
в процессе познавательной и трудовой
деятельности ученики сталкивались с
необходимостью решать различные проблемы
и задачи. Поиск решения требует вступления
в общение с друг другом, педагогом, взрослыми.
- Учить подростков
общаться. Необходимо прививать подросткам
навыки речевого общения.
- Также необходима
информация о человеческой личности и
межличностных отношениях в возрасте
повышенной рефлексии, когда общение очень
значимо и предельно избирательно.
- Для развития
общения со сверстниками полезны занятия
по тренировке, в том числе, трудовых, конфликтных.
- Полезно также
обсуждать реально случившиеся ссоры,
драки, но не с целью осуждения, наказания
виновных, а для того, чтобы дети поняли,
что здесь произошло, и как этого можно
было избежать не насильственными методами.
- Важнейшим
познавательным процессом, обслуживающим
общение, является мышление. В данном случае
речь идет о способности анализировать
поступки человека и видеть за ними мотивы,
которые руководят им, определяют в различных
ситуациях. Чтобы хорошо общаться с людьми,
учителя должны развивать у ребят воображение,
которое проявляется в умении ставить
себя на место другого человека и видеть
мир его глазами. Условием успешного общения
подростка с другими людьми является соответствующая
воспитанность его эмоциональной сферы,
которая, прежде всего, проявляется в том,
умеет ли человек сопереживать другим.
- В учебной
среде есть моменты, способствующие нарушению
психического комфорта ребенка. Предотвратить
ряд трудностей по адаптации, возникающих,
например, у застенчивых школьников по
отношению к своим сверстникам или у ученика
попавшего в другой класс, способен учитель,
обладающий педагогическим опытом и тактом.
- Установление
контакта с подростками начинается с личностного
подхода. Поэтому педагог, не составив
хотя бы приблизительно представления
о личности учащегося, страдающего вредными
привычками, не должен начинать борьбу
с ним. Задача педагога не всегда совпадает
с устремлениями и желаниями школьника.
Это может быть причиной конфликта и нарушения
контакта, без которого немыслимо достигнуть
эффекта в реабилитации учащегося.
- Очень важно
при общении уметь поставить себя на место
другого и видеть себя как бы со стороны.
Это позволит избежать ошибок.
- Общение
учителя связано с тем, насколько учитель
помнит и не путает имена своих учеников,
как он к ним обращается. Если одних называет
по имени, а других по фамилии, то это, несомненно,
скажется на отношениях с учащимися. Важно
также, насколько он помнит и знает положительные
и отрицательные стороны учащихся, что
их радует и огорчает, знает их потребности,
интересы, увлечения.
- Информация
об ученике должна быть правильно оценена.
Учитель постоянно должен оценивать психическое
состояние ученика в конкретной ситуации,
понимать мотивы его поведения. При этом
важную роль играет интуиция учителя.
- При восприятии
и понимании ученика существенно видеть
не только отрицательное, но и положительные
стороны и найти в этом положительном
то необходимое, что могло бы захватить,
заинтересовать, увлечь подростка, раскрыть
его возможности.
- Учитель
должен знать, к каким формам отношения
и обращения привык подросток вне класса,
в семье. Потому что одно и тоже речевое
воздействие у разных учеников может вызывать
разный эффект: повиновение или протест,
признательность или обиду, побуждение
к активному действию или скованность.
- В регуляции
поведения человека важнейшая роль принадлежит
эмоциональной сфере. И только пройдя
через эту сферу, слово и содержащаяся
в нем информация могут достигнуть тех
уровней психического воздействия, на
которых они будут способны регулировать
поведение.
- Недопустимо
учителю расширять оценку успеваемости
на оценку его личности в целом, судить
о подростке на основании одного или нескольких
не главных признаков и соответственно
к нему относиться.
- Нельзя захваливать
подростка, противопоставлять успехи
одного неуспехам другого. Это вредно
обоим. У критикуемого это порождает чувство
неуверенности, захваливаемого оно может
привести к завышенной самооценке. Последняя
опасна тем, что у человека не формируется
или же подавляется внутренний механизм
самооценки; эта оценка жестоко фиксируется
лишь на одном, наиболее благоприятном
для него уровне, и любые оценки его деятельности,
осознанно или неосознанно, оказываются
внутренне неприемлемыми. Правильная
же позиция педагогов заключается в том,
чтобы не противопоставлять одного другому,
а противопоставлять реальные достижения
ученика его же возможностям.
- При ответе
на те вопросы сначала следует выяснить,
что сам подросток думает по данному поводу,
каков объем и характер его собственных
знаний. Это позволит дать ответ на должном
уровне и правильно определить необходимый
в конкретном случае характер. Ответы
должны быть правильными, без всяких выдумок;
лишь степень детализации может быть различной.
Информация должна находиться на доступном
пониманию подростка уровне и быть исчерпывающей,
чтобы она не побуждала продолжать расспросы
на стороне. Ответ должен быть по возможности
интересным, чтобы подросток и впредь
обращался с вопросами к тому же источнику,
а не к посторонним людям. Следует помнить:
правильные и доброжелательные ответы
сближают, а ложные отделяют подростка.
Приложение
Е
Столбиковая
диаграмма уровня коммуникативных
способностей.
Столбиковая диаграмма
уровня тревожности.