Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)

    Тренировка  общения и поведения, лишенная категоричности. Подростки делаются более «открытыми», приобретают навыки доверительности  в общении.

    Рекомендации  по оптимизации общения.

    Правила подачи обратной связи:

  • Говорите о поведении партнера , а не о его личности.
  • Говорите больше о своих наблюдениях, а не о заключениях к которым вы пришли.
  • Больше описаний, меньше оценок.
  • Описывая поведение другого человека, старайтесь больше пользоваться категориями типа «в большей или меньшей степени…», а не типа «ты всегда …» или «ты никогда …».
  • Говорите больше о том, что происходит сейчас или было недавно.
  • Не давай советов, лучше высказывайте свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
  • Выделяйте то, что может другому помочь, что он мог бы при желании изменить, а не то, что дает разрядку вам самим.
  • НЕ давайте обратную связь слишком большими порциями – иначе партнер не успеет все осмыслить. Выбирайте подходящее время и место.
 

    Способы повышения эффективности коммуникации:

  • Перед тем как вступать в коммуникацию четко представьте себе, что вы хотите сказать, обдумайте все в деталях.
  • Будьте внимательны к смысловым барьерам.
  • Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.
  • Будьте внимательны к чувствам партнера по общению, открытыми и способными к сопереживанию.
  • Добиваться адекватной обратной связи.
 

    Правила эффективного слушания:

  • Перестаньте говорить.
  • Помогайте говорящему раскрепоститься.
  • Покажите, что вы готовы слушать.
  • Устраните раздражающие моменты.
  • Сопереживание партнеру по общению.
  • Наберитесь терпения.
  • Сдерживайте свои эмоции.
  • Не допускайте споров и критики.
  • Задавайте вопросы.
 

    Рекомендации  учителям по формированию навыков общения  у подростков.

  1. Поскольку подростки стремятся к общению, необходимо создать в коллективе условия, которые способствовали бы общению:      а) Содержание общения должно быть проблемным; б) другое условие – социально ориентирующий характер общения. Расширение видения мира школьниками, познание различных сторон действительности, человеческих отношений в их многообразии, определение собственной позиции. Основной путь – организация разнообразной жизнедеятельности в коллективе с учетом интересов подростков.
  2. Важно, чтобы в процессе познавательной и трудовой деятельности ученики сталкивались с необходимостью решать различные проблемы и задачи. Поиск решения требует вступления в общение с друг другом, педагогом, взрослыми.
  3. Учить подростков общаться. Необходимо прививать подросткам навыки речевого общения.
  4. Также необходима информация о человеческой личности и межличностных отношениях в возрасте повышенной рефлексии, когда общение очень значимо и предельно избирательно.
  5. Для развития общения со сверстниками полезны занятия по тренировке, в том числе, трудовых, конфликтных.
  6. Полезно также обсуждать реально случившиеся ссоры, драки, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что здесь произошло, и как этого можно было избежать не насильственными методами.
  7. Важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление. В данном случае речь идет о способности анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определяют в различных ситуациях. Чтобы хорошо общаться с людьми, учителя должны развивать у ребят воображение, которое проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир его глазами. Условием успешного общения подростка с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим.
  8. В учебной среде есть моменты, способствующие нарушению психического комфорта ребенка. Предотвратить ряд трудностей по адаптации, возникающих, например, у застенчивых школьников по отношению к своим сверстникам или у ученика попавшего в другой класс, способен учитель, обладающий педагогическим опытом и тактом.
  9. Установление контакта с подростками начинается с личностного подхода. Поэтому педагог, не составив хотя бы приблизительно представления о личности учащегося, страдающего вредными привычками, не должен начинать борьбу с ним. Задача педагога не всегда совпадает с устремлениями и желаниями школьника. Это может быть причиной конфликта и нарушения контакта, без которого немыслимо достигнуть эффекта в реабилитации учащегося.
  10. Очень важно при общении уметь поставить себя на место другого и видеть себя как бы со стороны. Это позволит избежать ошибок.
  11. Общение учителя связано с тем, насколько учитель помнит и не путает имена своих учеников, как он к ним обращается. Если одних называет по имени, а других по фамилии, то это, несомненно, скажется на отношениях с учащимися. Важно также, насколько он помнит и знает положительные и отрицательные стороны учащихся, что их радует и огорчает, знает их потребности, интересы, увлечения.
  12. Информация об ученике должна быть правильно оценена. Учитель постоянно должен оценивать психическое состояние ученика в конкретной ситуации, понимать мотивы его поведения. При этом важную роль играет интуиция учителя.
  13. При восприятии и понимании ученика существенно видеть не только отрицательное, но и положительные стороны и найти в этом положительном то необходимое, что могло бы захватить, заинтересовать, увлечь подростка, раскрыть его возможности.
  14. Учитель должен знать, к каким формам отношения и обращения привык подросток вне класса, в семье. Потому что одно и тоже речевое воздействие у разных учеников может вызывать разный эффект: повиновение или протест, признательность или обиду, побуждение к активному действию или скованность.
  15. В регуляции поведения человека важнейшая роль принадлежит эмоциональной сфере. И только пройдя через эту сферу, слово и содержащаяся в нем информация могут достигнуть тех уровней психического воздействия, на которых они будут способны регулировать поведение.
  16. Недопустимо учителю расширять оценку успеваемости на оценку его личности в целом, судить о подростке на основании одного или нескольких не главных признаков и соответственно к нему относиться.
  17. Нельзя захваливать подростка, противопоставлять успехи одного неуспехам другого. Это вредно обоим. У критикуемого это порождает чувство неуверенности, захваливаемого оно может привести к завышенной самооценке. Последняя опасна тем, что у человека не формируется или же подавляется внутренний механизм самооценки; эта оценка жестоко фиксируется лишь на одном, наиболее благоприятном для него уровне, и любые оценки его деятельности, осознанно или неосознанно, оказываются внутренне неприемлемыми. Правильная же позиция педагогов заключается в том, чтобы не противопоставлять одного другому, а противопоставлять реальные достижения ученика его же возможностям.
  18. При ответе на те вопросы сначала следует выяснить, что сам подросток думает по данному поводу, каков объем и характер его собственных знаний. Это позволит дать ответ на должном уровне и правильно определить необходимый в конкретном случае характер. Ответы должны быть правильными, без всяких выдумок; лишь степень детализации может быть различной. Информация должна находиться на доступном пониманию подростка уровне и быть исчерпывающей, чтобы она не побуждала продолжать расспросы на стороне. Ответ должен быть по возможности интересным, чтобы подросток и впредь обращался с вопросами к тому же источнику, а не к посторонним людям. Следует помнить: правильные и доброжелательные ответы сближают, а ложные отделяют подростка.
 
 

Приложение Е 
 

   Столбиковая диаграмма уровня коммуникативных способностей.

           Столбиковая диаграмма  уровня тревожности.

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста