Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа
Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50
Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения
От
общения всё в большей мере
зависит успешность профессиональной
деятельности, активность в общественной
жизни, наконец, личное счастье каждого.
Общение подростков | это, прежде всего
общение со сверстниками, обязательная
предпосылка становления |
Общение | взаимодействие
двух или более людей, состоящее
в обмене между ними информацией
познавательного или |
Ведущий мотив жизни и деятельности для подростка | самоуважение в коллективе |
Личная тревожность | индивидуальная
черта личности человека, отражающая
его предрасположенность к |
Внешнее наблюдение | отбор данных о психологии и поведении детей осуществляется путем прямого наблюдения за ними со стороны (во время урока, вне школы, на переменах и т.п.) |
Включенное наблюдение | на тренинговых и коррекционных занятиях, исследуя взаимоотношения людей, включают экспериментатора в общение с наблюдаемыми детьми, не прекращая в то же время наблюдение за складывающимися между участниками взаимоотношениями |
Содержание | передаваемая информация |
Цель | ради чего возникает данный вид активности |
Средства |
способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения, и механизмы воздействия |
Коммуникация | обмен информацией между общающимися индивидами |
Интерактивная сторона общения | проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями |
Перцептивная сторона общения | представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними |
Цель информационного обмена в общении | выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем, т.е. особой проблемой является интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту |
Коммуникативный барьер | психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению |
Теория обмена – Дж. Хомана | люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты |
Теория символического интеракционизма – Дж. Мида, Г.Блумера | поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают |
Теория управления впечатлениями – Э. Гофмана | ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления |
Психоаналитическая теория – З.Фрейд | в рамках данной теории межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни |
Идентификация | способ познания другого человека, при котором предложение о внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера |
Эмпатия | эмоциональное чувствование или сопереживание другому, основана на правильном представлении того, что происходит внутри другого |
Аттракция (привлечение) | познание другого
человека, основанное на формировании
устойчивого позитивного |
Рефлексия | механизм самопознания, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению |
Каузальная атрибуция | механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта) |
Прагматическая функция общения | Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности |
Формирующая функция общения | Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека |
Функция подтверждения | В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя |
Функция организации и подтверждения межличностных отношений | Восприятие
других людей и поддержание с
ними различных отношений (от интимно-
личностных до сугубо деловых) для любого
человека неизменно связано с
оцениванием людей и |
Внутриличностная функция общения | реализуется в
общении человека с самим собой
(через внутреннюю или внешнюю
речь, построенную по типу диалога).
Такое общение может |
Деловое общение | цель находится вне самого воздействия субъектов, служит средством повышения качества их деятельности |
Личностное общение | цель общения состоит в приобщении партнера к опыту, ценностям, эмоциональному состоянию |
Целевое общение | цель общения заключена в нем самом |
Инструментальное общение | не является самоцелью, преследует другие цели |
Вербальное общение | предполагает использование звуковой речи, естественного языка |
Невербальное общение | общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты |
Императивное общение | это авторитарная,
директивная форма |
Манипулятивное общение | это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера осуществляется скрытно, предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека |
Диалогическое общение | это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Возможно, лишь в случае соблюдения правил |
Техника общения | это способы перенастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные |
Уединение | это, как правило,
эмоциональные переживания |
Одна из главных тенденций переходного возраста | переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими ,на более или менее равных по положению |
Тревожность | индивидуальная психологическая особенность состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не располагают |
Ситуационная тревожность | определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях и, как, не возникающее в других ситуациях. Это состояние возникает как привычная поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Она проявляется в затруднениях принятия решений, в сомнениях относительно верности своих планов, и поступков и отношений к людям |
Тревога | эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий |
Список
использованной литературы
1. Психология. Учебник. В. В. Никандров. Издательство: Волтерс Клувер, 2009 г.
2. Психология. И. К. Гайнутдинов, а. К. Котова. Издательство: Феникс, 2008 г.
3. Психология личности в 2 томах. Д. Я. Райгородский, Издательство: Бахрах-М, 2006 г.
4. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. Р. Вердербер, К. Вердербер. Издательство: Прайм-Еврознак, 2010 г.
5. Психология
общения и межличностных
Издательство: Питер, 2009 г.
6. Психология общения в детском возрасте. Б. С. Волков, Н. В. Волкова
Издательство: Питер, 2008 г.
7. Психология общения. В. А. Горянина. Издательство: Академия, 2008 г.
8. Психология общения.А. А. Леонтьев. Издательства: Смысл, Академия, 2008 г.
9. Практикум по психологии общения. Е. Н. Арбузова, А. И. Анисимов, О. В. Шатровой. Издательство: Речь, 2008 г.
10. Психология общения. А. И. Волкова. Издательство: Феникс, 2007 г.
11. Формирование личности ребенка в общении. М. И. Лисина. Издательство: Питер, 2009 г.
12. Психология
личностных качеств.
13. Как помочь ребенку в общении. Галина Монина, Елена Лютова. Издательство: Студия АРДИС, 2008 г.
14. Психология
общения в становлении и
Ю. В. Чуфаровский. Издательство: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2004 г.
15. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. Издательство: МПСИ, 2005 г.
16. Психология. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.
17. Общая и социальная психология. М. И. Еникеев. Издательства: Норма, Инфра-М, 2010 г.
18. Психология. Р. С. Немов. Издательство: Юрайт, 2010 г.
19. Психология и педагогика. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. Издательство: Феникс, 2010 г.
20. Хрестоматия по возрастной психологии. Издательства: МПСИ, МОДЭК, 2010 г.
21. Возрастная психология. Феноменология развития. В. С. Мухина. Издательство: Академия, 2009 г.
22. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека.
И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Издательство: Сфера, 2009 г.
23. Психология
развития и возрастная
Издательство: Аспект Пресс, 2005 г.
24. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. К. О. Казанская.
Издательство: А-Приор, 2010 г.
25. Возрастная
педагогика и психология. Т. В. Склярова,
О. Л. Янушкявичене. Издательство: НОУ Институт
экспертизы образовательных программ
и государственно-
26. Возрастная психология. И. В. Шаповаленко. Издательство: Гардарики, 2007 г.
27. История возрастной психологии. Детская психология. Н. Е. Веракса. А. Н. Веракса. Издательство: Академия, 2008 г.
28. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Издательство: Академия, 2005 г.
29. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества.Б. С. Волков, Н. В. Волкова
Издательство:
Владос, 2008 г.
Приложение
А
Методика.
«Оценка коммуникативных
и организаторских
склонностей» автор
Б.А. Федоришин
Инструкция:
Нужно
ответить на все предложенные вопросы.
Если ответ на вопрос если ответ
на вопрос положительный, то в соответствующей
клетке нужно поставить знак плюс,
если отрицательный – знак минус.
Вопросы:
Обработка результатов:
Дешифратор:
Склонности | Ответы | |
Положительные | Отрицательные | |
Коммуникативные | Вопросы 1-го столбца | Вопросы 3-го столбца |
Организаторские | Вопросы 2-го столбца | Вопросы 4-го столбца |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 |
33 | 34 | 35 | 36 |
37 | 38 | 39 | 40 |
Шкала оценок:
0,76-1,00 – очень высокий
0,66-0,75 – высокий
0,56-0,65 – средний
0,46-0,55 – ниже среднего
0,10-0,45
– низкий
Приложение Б
Опросник
EPQ (методика Айзенка)
Опросник
предназначен для изучения индивидуально-психологических
черт личности, в частности нейротизма.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые
испытуемый должен ответить «да», либо
«нет». Время ответов не ограниченно.
Инструкция:
«Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Если Вы согласны с утверждением, рядом ставите знак плюс, если нет – знак минус».
Вопросы: