Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)

   От  общения всё в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий

 
 
 
Общение подростков это, прежде всего  общение со сверстниками, обязательная предпосылка становления личности.
Общение взаимодействие  двух или более людей, состоящее  в обмене между ними информацией  познавательного или аффективно- оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера
Ведущий мотив жизни и деятельности для  подростка  
самоуважение  в коллективе
Личная  тревожность индивидуальная  черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные  жизненные ситуации, несущие угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.).
Внешнее наблюдение отбор данных о  психологии и поведении детей  осуществляется путем прямого наблюдения за ними со стороны (во время урока, вне школы, на переменах и т.п.)
Включенное  наблюдение на тренинговых и коррекционных занятиях, исследуя взаимоотношения людей, включают экспериментатора в общение с наблюдаемыми детьми, не прекращая в то же время наблюдение за складывающимися между участниками взаимоотношениями
Содержание передаваемая  информация
Цель ради чего возникает  данный вид активности
 
Средства
способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, передаваемой в процессе общения, и механизмы воздействия
Коммуникация обмен информацией  между общающимися индивидами
Интерактивная сторона общения проявляется в  организации взаимодействия между  участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями
Перцептивная сторона общения представляет  собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между  ними
Цель информационного обмена в общении выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или  проблем, т.е. особой проблемой является интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту
Коммуникативный барьер психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению
Теория  обмена – Дж. Хомана люди взаимодействуют  друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты
Теория  символического интеракционизма – Дж. Мида, Г.Блумера поведение людей  по отношению друг к другу и  предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают
Теория  управления впечатлениями – Э. Гофмана ситуации социального  взаимодействия напоминают драматические  спектакли, в которых актеры стремятся  создавать и поддерживать благоприятные  впечатления
Психоаналитическая  теория – З.Фрейд в рамках данной теории межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни
Идентификация способ познания другого человека, при котором  предложение о внутреннем состоянии  строится на основе попытки поставить  себя на место партнера
Эмпатия эмоциональное чувствование или сопереживание  другому, основана на правильном представлении того, что происходит внутри другого
Аттракция (привлечение) познание другого  человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства  к нему (привязанность или  интимно- личностные отношения)
Рефлексия механизм самопознания, в основе которого лежит способность  человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению
Каузальная  атрибуция механизм интерпретации  поступков и  чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта)
Прагматическая  функция общения Реализуется при  взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
Формирующая функция общения Проявляется в  процессе формирования и изменения  психического облика человека
Функция подтверждения В процессе общения  с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить  и подтвердить себя
Функция организации и подтверждения  межличностных отношений Восприятие  других людей и поддержание с  ними различных отношений (от интимно- личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с  оцениванием людей и установление определенных эмоциональных отношений
Внутриличностная функция общения реализуется в  общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю  речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться  как универсальный способ мышления человека
Деловое общение цель находится  вне самого воздействия субъектов, служит средством повышения качества их деятельности
Личностное  общение цель общения  состоит в приобщении партнера к  опыту, ценностям, эмоциональному состоянию
Целевое общение цель общения  заключена в нем самом
Инструментальное общение не является самоцелью, преследует другие цели
Вербальное общение предполагает  использование звуковой речи, естественного  языка
Невербальное общение общение при  помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты
Императивное общение это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению (партнер  рассматривается как объект воздействия) с целью достижения контроля над  его поведением, установками и  мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям
Манипулятивное общение это форма межличностного общения, при которой воздействие  на партнера осуществляется скрытно, предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого  человека
Диалогическое общение это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Возможно, лишь в случае соблюдения правил
Техника общения это способы  перенастройки человека на общение  с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные
Уединение это, как правило, эмоциональные переживания того, что происходит в реальном общении
Одна  из главных тенденций переходного  возраста переориентация  общения с родителями, учителями, вообще со старшими ,на более или менее равных по положению
Тревожность индивидуальная  психологическая особенность состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не располагают
Ситуационная  тревожность определяется  как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях и, как, не возникающее в других ситуациях. Это состояние возникает как привычная поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Она проявляется в затруднениях принятия решений, в сомнениях относительно верности своих планов, и поступков и отношений к людям
Тревога эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся  в ожидании неблагополучного развития событий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

1. Психология. Учебник.  В. В. Никандров. Издательство: Волтерс Клувер,  2009 г.

2. Психология. И. К. Гайнутдинов, а. К. Котова. Издательство: Феникс,  2008 г.

3. Психология личности в 2 томах. Д. Я. Райгородский, Издательство: Бахрах-М, 2006 г.

4. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. Р. Вердербер, К. Вердербер. Издательство: Прайм-Еврознак, 2010 г.

5. Психология  общения и межличностных отношений.  Е. П. Ильин.

Издательство: Питер, 2009 г.

6. Психология  общения в детском возрасте. Б. С. Волков, Н. В. Волкова

Издательство: Питер, 2008 г.

7. Психология  общения. В. А. Горянина. Издательство: Академия, 2008 г.

8. Психология  общения.А. А. Леонтьев. Издательства: Смысл, Академия, 2008 г.

9. Практикум  по психологии общения. Е. Н. Арбузова, А. И. Анисимов, О. В. Шатровой. Издательство: Речь, 2008 г.

10. Психология  общения. А. И. Волкова. Издательство: Феникс, 2007 г.

11. Формирование  личности ребенка в общении.  М. И. Лисина. Издательство: Питер, 2009 г.

12. Психология  личностных качеств. Популярная  энциклопедия. Юрий Щербатых. Издательство: Эксмо, 2007 г.

13. Как помочь ребенку в общении. Галина Монина, Елена Лютова. Издательство: Студия АРДИС, 2008 г.

14. Психология  общения в становлении и формировании  личности.

Ю. В. Чуфаровский. Издательство: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2004 г.

15. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. Издательство: МПСИ, 2005 г.

16. Психология. М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.

17. Общая  и социальная психология. М. И. Еникеев. Издательства: Норма, Инфра-М, 2010 г.

18. Психология. Р. С. Немов. Издательство: Юрайт, 2010 г.

19. Психология  и педагогика. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. Издательство: Феникс, 2010 г.

20. Хрестоматия по возрастной психологии. Издательства: МПСИ, МОДЭК, 2010 г.

21. Возрастная  психология. Феноменология развития. В. С. Мухина. Издательство: Академия, 2009 г.

22. Возрастная  психология. Полный жизненный цикл  развития человека.

И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Издательство: Сфера, 2009 г.

23. Психология  развития и возрастная психология. Тесты. Е. В. Гурова.

Издательство: Аспект Пресс, 2005 г.

24. Детская  и возрастная психология. Конспект  лекций. К. О. Казанская.

Издательство: А-Приор, 2010 г.

25. Возрастная  педагогика и психология. Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. Издательство: НОУ Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006 г.

26. Возрастная  психология. И. В. Шаповаленко. Издательство: Гардарики, 2007 г.

27.  История возрастной психологии. Детская психология. Н. Е. Веракса. А. Н. Веракса. Издательство: Академия, 2008 г.

28. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Издательство: Академия, 2005 г.

29. Возрастная  психология. В 2 частях. Часть 2. От  младшего школьного возраста  до юношества.Б. С. Волков, Н. В. Волкова

Издательство: Владос, 2008 г. 
 
 

   Приложение А 

Методика. «Оценка коммуникативных  и организаторских  склонностей» автор Б.А. Федоришин 

   Инструкция:

   Нужно ответить на все предложенные вопросы. Если ответ на вопрос если ответ  на вопрос положительный, то в соответствующей  клетке нужно поставить знак плюс, если отрицательный – знак минус. 

   Вопросы:

  1. Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Если у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнять сегодня?
  13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя не уверенно среди мало знакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Обработка результатов:

  1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений.
  2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношение количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кx) и организаторским склонностям (Оx) к максимально возможному числу совпадений (20) по формулам:
 

                       

    Дешифратор:

Склонности Ответы
Положительные Отрицательные
Коммуникативные Вопросы 1-го столбца Вопросы 3-го столбца
Организаторские Вопросы 2-го столбца Вопросы 4-го столбца
 
    
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16
17 18 19 20
21 22 23 24
25 26 27 28
29 30 31 32
33 34 35 36
37 38 39 40

    Шкала оценок:

    0,76-1,00 – очень высокий

    0,66-0,75 – высокий

    0,56-0,65 – средний

    0,46-0,55 – ниже среднего

    0,10-0,45 – низкий 
 
 
 
 

    Приложение Б

    Опросник EPQ (методика Айзенка) 

    Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма. Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет». Время ответов не ограниченно. 

    Инструкция:

    «Вам  предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Если Вы согласны с утверждением, рядом  ставите знак плюс, если нет –  знак минус».

    Вопросы:

  1. У Вас много различных хобби?
  2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
  3. У Вас часто бывают спады и подъёмы настроения?
  4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
  5. Вы разговорчивый человек?
  6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?
  7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?
  8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем Вам полагалось?
  9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?
  10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
  11. Увидев, как страдает ребёнок, животное, Вы бы сильно расстроились?
  12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?
  13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это не очень удобно?
  14. Вы бы получили удовольствие, прыгая с парашютом?
  15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от всей души повеселиться в шумной компании?
  16. Вы раздражительны?
  17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чём на самом деле были виноваты Вы сами?
  18. Вам нравиться знакомиться с новыми людьми?
  19. Вы верите в пользу страхования?
  20. Легко ли Вас обидеть?
  21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
  22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
  23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести  Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?
  24. Вы часто испытываете такое состояние, когда всё надоело?
  25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь как булавка или пуговица?
  26. Вам нравиться часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?
  27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?
  28. Вас часто беспокоит чувство вины?
  29. Вам приходилось говорить о том, в чём Вы плохо разбираетесь?
  30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?
  31. У Вас есть явные враги?
  32. Вы назвали бы себя нервным человеком?
  33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите человеку?
  34. У Вас много друзей?
  35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?
  36. Вы беспокойный человек?
  37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?
  38. Вы считаете себя беззаботным человеком?
  39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
  40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?
  41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?
  42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
  43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делиться с Вами заботами?
  44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?
  45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?
  46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
  47. Считаете ли Вы, что брак старомоден, и его следует отменить?
  48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?
  49. Вы иногда много хвастаетесь?
  50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?
  51. Раздражают ли Вас осторожные водители?
  52. Вы беспокоитесь о своём здоровье?
  53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?
  54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?
  55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?
  56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?
  57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?
  58. Вам нравиться общаться с людьми?
  59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?
  60. Вы страдаете от бессонницы?
  61. Вы всегда моете руки перед едой?
  62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?
  64. Вы чувствуете себя апатичным, усталям без какой-либо причины?
  65. Вам нравиться работа, требующая быстрых действий?
  66. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
  67. Ваша мать – хороший человек (была хорошим человеком)?
  68. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?
  69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?
  70. Вы часто берёте на себя больше, чем позволяет время?
  71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?
  72. Вас очень заботит Ваша внешность?
  73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?
  74. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить своё будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?
  75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?
  76. Вы пытались бы избежать налога с дополнительного заработка, если бы были уверенны, что Вас никогда не смогут уличить в этом?
  77. Вы можете внести оживление в компанию?
  78. Вы стараетесь не грубить людям?
  79. Вы долго переживаете из-за случившегося конфуза?
  80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?
  81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?
  82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?
  83. Вас беспокоили Ваши нервы?
  84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?
  85. Вы легко теряете друзей по своей вине?
  86. Вы часто испытываете чувство одиночества?
  87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?
  88. Нравиться ли Вам иногда дразнить животных?
  89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы?
  90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам скучной?
  91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
  92. Вам нравиться суета и оживление вокруг Вас?
  93. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?
  94. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и всё горит в руках, а иногда совсем вялы?
  95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?
  96. Считают ли Вас живым, весёлым человеком?
  97. Часто ли Вам говорят неправду?
  98. Вы очень чувствительны к некоторым событиям, явлениям, вещам?
  99. Вы всегда готовы признать свои ошибки?
  100. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?
  101. Трудно ли Вам было заполнять анкету?

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста