Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа
Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50
Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения
Обработка данных:
Полученные результаты ответов сопоставляем с «ключом», за ответ, соответствующий «ключу» присваивается 1 балл, за несоответствующий – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Т.к.
тема работы «Соотношение особенностей
общения и тревожности у детей
подросткового возраста», задачей
данного исследования являлось выяснить
уровень тревожности –
Методика содержит четыре шкалы, но для исследования мы взяли только шкалу нейротизма.
Ответы:
«да» - №№ 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52,
56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.
Шкала оценок:
Уровень тревожности – нейротизма | Баллы |
Низкий | 0-8 |
Ниже среднего | 8-11 |
Средний | 11-12 |
Выше среднего | 13-16 |
Высокий | 17 и выше |
Приложение
В
Расчёт
коэффициента ранговой
корреляции Спирлина
Ф.И.О. | А | В | Ранг А | Ранг В | d | d2 |
Фаизов Андрей | 0,7 | 9 | 2,5 | 28 | -25,5 | 51 |
Скворцова Анна | 0,7 | 20 | 2,5 | 4 | -1,5 | 3 |
Штанников Олег | 0,7 | 14 | 2,5 | 17,5 | -15 | 225 |
Бурмистрова Татьяна | 0,7 | 16 | 2,5 | 14,5 | -12 | 144 |
Шилова Елена | 0,65 | 21 | 8,5 | 2 | 6,5 | 42,25 |
Машницкий Валера | 0,65 | 18 | 8,5 | 8 | 0,5 | 2,5 |
Камаева Татьяна | 0,65 | 14 | 8,5 | 17,5 | -9 | 81 |
Адельшин Мансур | 0,65 | 16 | 8,5 | 14,5 | -6 | 36 |
Коробицина Эльвира | 0,65 | 12 | 8,5 | 23,5 | -15 | 225 |
Степанова Татьяна | 0,65 | 8 | 8,5 | 8 | 0,5 | 2,5 |
Узямбаева Елена | 0,6 | 20 | 13,5 | 4 | 9,5 | 90,25 |
Савельева Ольга | 0,6 | 17 | 13,5 | 11,5 | 2 | 4 |
Баимов Алексей | 0,55 | 18 | 18,5 | 8 | 10,5 | 100,25 |
Климантова Алевтина | 0,55 | 17 | 18,5 | 11,5 | 7 | 49 |
Бахтина Нина | 0,55 | 18 | 18,5 | 8 | 10,5 | 100,25 |
Лехмус Павел | 0,55 | 13 | 18,5 | 21 | -2,5 | 6,25 |
Арбузов Владимир | 0,55 | 14 | 18,5 | 17,5 | 1 | 1 |
Дмитриев Алексей | 0,55 | 11 | 18,5 | 25,5 | -7 | 49 |
Уразбахтин Роберт | 0,55 | 9 | 18,5 | 28 | -9,5 | 90,25 |
Валишина Карина | 0,55 | 14 | 18,5 | 17,5 | 1 | 1 |
Кудрина Любовь | 0,5 | 20 | 24,5 | 4 | 19,5 | 380,25 |
Халилов Александр | 0,5 | 9 | 24,5 | 28 | -3,5 | 12,25 |
Усманов Артур | 0,5 | 13 | 24,5 | 21 | 2,5 | 6,25 |
Ларинцева Ирина | 0,5 | 17 | 24,5 | 11,5 | 13 | 169 |
Котова Жанна | 0,45 | 19 | 28 | 6 | 22 | 484 |
Гусев Герман | 0,45 | 17 | 28 | 11,5 | 16,5 | 272,25 |
Бушменов Михаил | 0,45 | 13 | 28 | 21 | 7 | 49 |
Лепешкин Виктор | 0,4 | 11 | 30 | 25,5 | 4,5 | 20,25 |
Грицаенко Оксана | 0,65 | 22 | 8,5 | 1 | 7,5 | 56,25 |
Σ – сумма N – количество испытуемых
Приложение Г
Модель программы психологической коррекции тревожности у детей
Общение
как специфический вид
Проблемы общения, вызванные неадекватными социальными установками, являются распространенными, но в тоже время легко поддаются коррекции. Социальные установки лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях. Восприятие людей связанное с опорой на эталоны связанно с рядом типичных ошибок. Так называемых эффектов (эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект ореола, эффект порядка).
Различные эмоциональные состояния которые затрудняют общение, связаны с личными особенностями. Область переживаний и чувств, испытываемых людьми при общении велика, но, обобществив возможные варианты можно свести все разнообразие к следующему набору: ощущение себя хуже других, переживание своей ущербности по сравнению с окружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требования человека к себе и к окружающим, завышенный уровень притязаний и т. п.
Важнейшим источником информации о поведении человека является его оценка другими значимыми для него людьми, на мнение которых человек ссылается сам. При анализе поступков необходимо помнить о том, что в их основе лежат конкретные взгляды, какие-то страхи и тревоги, а само поведение является вторичным.
Такое деление является весьма условным, потому что трудности, возникающие на оном из уровней, затрагивают все остальные.
Задача
психолога разрушить
В зависимости от реального положения подростка в среде сверстников, его успеваемости в обучении, взаимоотношений со взрослыми выявленная тревожность будет требовать определенных коррекционных методов. Параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин тревожности, необходимо у подростков формировать коммуникативные способности, что оздоравливает личность, корректирует ее поведение. Проблема преодоления тревожности распадается на две: овладение тревожностью как состоянием, снятие его отрицательного последствия и устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования. Для того, чтобы преодолеть тревожность, применяются приемы снятия нервно- мышечного напряжения, расслабления, аутогенной тренировки. Релаксопедия составляет особое состояние учащихся, достигаемое внушением и самовнушением. В преодолении тревожности подростков особое значение придается правильному отношению взрослых к ребенку, особенно, родителей: создается в семье атмосфера «эмоциональной защищенности», правильной тактики оценки ребенка родителями, их требования к нему. В регуляции поведения и снятия тревожности важнейшая роль принадлежит эмоциональной сфере. Взрослые не должны злоупотреблять словом. Роль эмоциональной сферы общения заключается в облегчении внутренней оценки информации, и в активирующем психические процессы воздействия воспринимаемых эмоций говорящего. Тактика построения психологического контакта должна исходить из индивидуальных особенностей подростка. Важнейшим фактором движения эффекта является организованность классного коллектива/(25)\.
* «Здесь и сейчас»
* Доверительность
и открытость – результат
* Безоценочность – высказываются только свои переживания, которые не должны ранить другого человека, оценивать не личность, а отношения.
* Конфиденциальность – то, о чем здесь говорится, не выносить за пределы группы.
* Руководитель – как участник, нормы не задаются им, а вырабатываются группой.
* Обращение только по имени.
Система упражнений: (на 12 часов)
18) Длительная пауза – молчание (сосредоточение на самом себе) (5 мин.).
19)Социометрия: на листе ватмана по кругу расположены кружочки, в которых написаны имена членов группы. Необходимо стрелкой красного цвета обозначить выбор того, кому ты хотел бы рассказать все, а черной того, кому бы ты не хотел рассказывать.
20) «Болтанка» – довериться другому.
21) Участникам
тренинга предлагается
22) Передать свое отношение по очереди с помощью рук одному из круга.
23) Заключительное упражнение: сделать невербальный подарок каждому участнику ( с помощью рук, мимики, жестов, пантомимики).
24) Орлятский круг.
Анализ
и само анализ своих эмоциональных
состояний проводится после каждого упражнения.
Приложение Д
Система
игровых упражнений
по развитию коммуникативных
навыков подростков.
/ по Л. П. Литовченко /
Игровой
тренинг – система игровых
упражнений по обучению общению. Главное
в тренинге, какую установку в
каждом игровом упражнении определит
руководитель. Основная цель тренинга
– психологическое
Тренинг состоит из трех частей:
Упражнения: