Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

    Обработка данных:

    Полученные  результаты ответов сопоставляем с  «ключом», за ответ, соответствующий  «ключу» присваивается  1  балл,  за  несоответствующий – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

    Т.к. тема работы «Соотношение особенностей общения и тревожности у детей  подросткового возраста», задачей  данного исследования являлось выяснить уровень тревожности – нейротизм.

    Методика  содержит четыре шкалы, но для исследования мы взяли только шкалу нейротизма.

    Ответы: «да» - №№ 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98. 

    Шкала оценок:

Уровень тревожности – нейротизма Баллы
Низкий 0-8
Ниже  среднего 8-11
Средний 11-12
Выше  среднего 13-16
Высокий 17 и выше

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение В 

    Расчёт  коэффициента ранговой корреляции Спирлина 

Ф.И.О. А В Ранг А Ранг В d d2
Фаизов Андрей 0,7 9 2,5 28 -25,5 51
Скворцова Анна 0,7 20 2,5 4 -1,5 3
Штанников Олег 0,7 14 2,5 17,5 -15 225
Бурмистрова Татьяна 0,7 16 2,5 14,5 -12 144
Шилова  Елена 0,65 21 8,5 2 6,5 42,25
Машницкий Валера 0,65 18 8,5 8 0,5 2,5
Камаева Татьяна 0,65 14 8,5 17,5 -9 81
Адельшин Мансур 0,65 16 8,5 14,5 -6 36
Коробицина Эльвира 0,65 12 8,5 23,5 -15 225
Степанова Татьяна 0,65 8 8,5 8 0,5 2,5
Узямбаева Елена 0,6 20 13,5 4 9,5 90,25
Савельева Ольга 0,6 17 13,5 11,5 2 4
Баимов Алексей 0,55 18 18,5 8 10,5 100,25
Климантова Алевтина 0,55 17 18,5 11,5 7 49
Бахтина Нина 0,55 18 18,5 8 10,5 100,25
Лехмус Павел 0,55 13 18,5 21 -2,5 6,25
Арбузов Владимир 0,55 14 18,5 17,5 1 1
Дмитриев  Алексей 0,55 11 18,5 25,5 -7 49
Уразбахтин Роберт 0,55 9 18,5 28 -9,5 90,25
Валишина Карина 0,55 14 18,5 17,5 1 1
Кудрина Любовь 0,5 20 24,5 4 19,5 380,25
Халилов Александр 0,5 9 24,5 28 -3,5 12,25
Усманов Артур 0,5 13 24,5 21 2,5 6,25
Ларинцева Ирина 0,5 17 24,5 11,5 13 169
Котова  Жанна 0,45 19 28 6 22 484
Гусев Герман 0,45 17 28 11,5 16,5 272,25
Бушменов  Михаил 0,45 13 28 21 7 49
Лепешкин  Виктор 0,4 11 30 25,5 4,5 20,25
Грицаенко Оксана 0,65 22 8,5 1 7,5 56,25
 
 

    Σ – сумма   N – количество испытуемых

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  Г

Модель  программы психологической коррекции тревожности у детей

    Общение как специфический вид человеческой активности является одним из ведущих  факторов развития личности. В связи  с этим важную роль приобретает оптимизация  общения. Разработано большое количество приемов оптимизации общения. Причины  трудностей, а также сами трудности, возникающие в процессе общения, весьма различны. Для удобства выделим  три основные группы проблем общения, обозначенные по аналогии с тремя  уровнями известными в социальной психологии:

    • Представления деструктивно влияющее на процесс обучения;
    • Эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения;
    • Поведение, осложняющее процесс общения.

    Проблемы  общения, вызванные неадекватными  социальными установками, являются распространенными, но в тоже время  легко поддаются коррекции. Социальные установки лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях. Восприятие людей связанное с опорой на эталоны связанно с рядом типичных ошибок. Так называемых эффектов (эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект ореола, эффект порядка).

    Различные эмоциональные состояния которые затрудняют общение, связаны с личными особенностями. Область переживаний и чувств, испытываемых людьми при общении велика, но, обобществив возможные варианты можно свести все разнообразие к следующему набору: ощущение себя хуже других, переживание своей ущербности по сравнению с окружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требования человека к себе и к окружающим, завышенный уровень притязаний и т. п.

    Важнейшим источником информации о поведении  человека является его оценка другими  значимыми для него людьми, на мнение которых человек ссылается сам. При анализе поступков необходимо помнить о том, что в их основе лежат конкретные взгляды, какие-то страхи и тревоги, а само поведение является вторичным.

    Такое деление является весьма условным, потому что трудности, возникающие  на оном из уровней, затрагивают все  остальные.

    Задача  психолога разрушить представления  и помочь найти новые пути общения. Для этого можно использовать чтение специальной литературы, рекомендации, обсуждение и анализ примеров, бесед  и т. д., коме индивидуальной работы рекомендуется использовать занятия  в форме тренинга сензитивности, большую пользу дает сочетание описанных методов работы.

    В зависимости от реального положения  подростка в среде сверстников, его успеваемости в обучении, взаимоотношений  со взрослыми выявленная тревожность будет требовать определенных коррекционных методов. Параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин тревожности, необходимо у подростков формировать коммуникативные способности, что оздоравливает личность, корректирует ее поведение. Проблема преодоления тревожности распадается на две: овладение тревожностью как состоянием, снятие его отрицательного последствия и устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования. Для того, чтобы преодолеть тревожность, применяются приемы снятия нервно- мышечного напряжения, расслабления, аутогенной тренировки. Релаксопедия составляет особое состояние учащихся, достигаемое внушением и самовнушением. В преодолении тревожности подростков особое значение придается правильному отношению взрослых к ребенку, особенно, родителей: создается в семье атмосфера «эмоциональной защищенности», правильной тактики оценки ребенка родителями, их требования к нему. В регуляции поведения и снятия тревожности важнейшая роль принадлежит эмоциональной сфере. Взрослые не должны злоупотреблять словом. Роль эмоциональной сферы общения заключается в облегчении внутренней оценки информации, и в активирующем психические процессы воздействия воспринимаемых эмоций говорящего. Тактика построения психологического контакта должна исходить из индивидуальных особенностей подростка. Важнейшим фактором движения эффекта является организованность классного коллектива/(25)\.

  Виды психокоррекционной работы

  1. «Переинтерпретация» символов тревожности. Часто школьнику с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния ( Точно знаю, что на экзамене провалюсь и т.д. ). Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, активность. Это испытывают большинство людей, и эти признаки помогают ответить как можно лучше. Опыт показывает, что определенной тренировке этот прием может помочь подростку понять свое состояние.
  2. «Настройка» на определенное эмоциональное состояние. Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожно эмоциональное состояние с какой-то мелодией, цветом, пейзажем, характерным жестом, а спокойное, расслабленное – с другим, уверенное, побеждающее – с третьим и при сильном волнении сначала выполнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
  3. «Приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал бы полный покой, расслабление и как можно ярче, стараться вспомнить все ощущения, представить себе эту ситуацию.
  4. «Исполнение роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (любимого героя, войти в эту роль и действовать как бы в его образе).
  5. «контроль голоса и жестов». Подростку объясняется, что при помощи голоса и жестов можно определить эмоциональное состояние человека. В этом упражнении с помощью голоса и жестов нужно продемонстрировать два противоположных состояния: горе и радость, усталость и бодрость, тревожность и раскованность и пр.
  6. «Улыбка» – обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Даются упражнения для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
  7. «Мысленная тренировка» – ситуация, вызывающая тревогу заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживание. тщательно, детально продумывается собственное поведение.
  8. «драматизация». Проигрывая момент сильной тревоги, страха со сменой ролей. Можно сыграть эту роль, делая вид, как бы дурачась. Работа по овладению этими приемами требует длительных занятий с психологом, в процессе которых подросток сможет выработать и закрепить их. Для тренировки форм коммуникабельности рекомендуется социально- психологический тренинг по Ковалеву Г.А.
  9. Цель тренинга: самооценка всех эмоциональных отношений, самопознание и приобретение навыков неформального общения.

Принципы  работы:

*  «Здесь и  сейчас»

*  Доверительность  и открытость – результат получит  только тот, кто сам открыт.

*  Безоценочность – высказываются только свои переживания, которые не должны ранить другого человека, оценивать не личность, а отношения.

*  Конфиденциальность  – то, о чем здесь говорится,  не выносить за пределы группы.

*  Руководитель  – как участник, нормы не задаются  им, а вырабатываются группой.

*  Обращение  только по имени.

Система упражнений: (на 12 часов)

  1. Представление: кто такой, зачем ты здесь (для создания впечатления друг о друге).
  2. Отдельным членами группы предлагается расставить участников по степени возникшей симпатии, значимости их.
  3. Проранжировать качества, важные для межличностного общения и принять общее мнение.
  4. По желанию члены группы садятся на стул в центр круга и все по очереди говорят о том, какой образ у них возник в данный момент в связи с восприятием данного человека (предмет или явление природы, литературный герой). Сидящий в центре круга называет, какой образ возник у него самого.
  5. Повторяется упражнение №2.
  6. Новому участнику или кому-то из группы предлагается войти в круг. Все стоят взявшись за руки.
  7. Довериться другому – упражнение «Болтанка». Все стоят близко к друг другу с вытянутыми вперед руками, а один участник «падает на» руки.
  8. Передача биологического импульса через руки (тактильное общение: правую руку отдают соседу, а левой берут соседа за кисть руки и таким образом передается от ведущего легкое нажатие на кисть руки).
  9. Передача эмоционального состояния с помощью рук (глаза закрыты)- испорченный телефон на тактильные ощущения.
  10. Передача эмоционального состояния с помощью мимики и жестов, работа в парах, по карточкам с заданием, которое неизвестно партнеру и который должен определить, что передает ему исполняющий задание (например, очень устал, ты мне дорог и т.п.).
  11. Игра «Мы оказались на необитаемом острове» – ваши действия.
  12. Орлятский круг. Все встают, охватывают друг друга за плечи и с закрытыми глазами раскачиваются.
  13. Новый человек – «Войти в круг».
  14. Предложить ему сесть в круг (или тому, кто еще не был в кругу)  и сказать, какой образ он выполняет.
  15. Овладение правилами слушания. Ведущий показывает образец как слушать (по желанию он организует беседу с одним из членов группы, у которого есть какие-то проблемы: личные, производственные и др.). Может возникнуть определенная ситуация, которая потребует решения ( например, взаимоотношения в семье- мать, отец, сын ).
  16. Ролевая игра в связи с возникшей ситуацией.
  17. Работа в парах с целью выработки умения слушать:
    • один говорит о трудностях в общении, другой слушает (5 мин.)
    • второй рассказывает первому, как он его слушал (3 мин.)
    • первый говорит о качествах, которые ему помогли в общении (5 мин.)
    • второй пересказывает то, что услышал ( 3мин.)
    • Вторая часть упражнения: участники меняются ролями.

18) Длительная пауза – молчание (сосредоточение на самом    себе) (5 мин.).

19)Социометрия:  на листе ватмана по кругу  расположены кружочки, в которых  написаны имена членов группы. Необходимо стрелкой красного  цвета обозначить выбор того, кому ты хотел бы рассказать все, а черной того, кому бы ты не хотел рассказывать.

20) «Болтанка»  – довериться другому.

21) Участникам  тренинга предлагается поменяться  местами, кто с кем бы хотел  сидеть рядом.

22) Передать  свое отношение по очереди  с помощью рук одному из  круга.

23) Заключительное  упражнение: сделать невербальный  подарок каждому участнику ( с помощью рук, мимики, жестов, пантомимики).

24) Орлятский круг.

    Анализ  и само анализ своих эмоциональных состояний проводится после каждого упражнения. 
 
 

   Приложение Д

Система игровых упражнений по развитию коммуникативных  навыков подростков. / по Л. П. Литовченко / 

    Игровой тренинг – система игровых  упражнений по обучению общению. Главное  в тренинге, какую установку в  каждом игровом упражнении определит  руководитель. Основная цель тренинга – психологическое раскрепощение  личности, формирование чувства свободы, взаимоотношений и контактности как в своей группе так и  вне ее. Цель тренинга следует формировать конкретно и предельно понятно. Длительность тренинга охватывает 8 – 5 занятий. Число участников составляет 7 – 15 человек.

Тренинг состоит из трех частей:

  1. Установление психофизиологического контакта.
  2. Психологический контакт.
  3. Психодрама.

    Упражнения:

  1. Разминка: Что ждет каждый от тренинга. Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.
  2. Приветствие. Руководитель рассаживает группу по кругу и делит ее на подгруппы по 2 – 3 человека в каждой. Приветствие состоит из слов: ящики, хрящики, спички, очки, корячки. Приветствие произносится всеми участниками одновременно, но каждая группа произносит только свое слово. Приветствие не выкрикивается, а произносится на дыхании, все слова проговариваются ясно. В итоге получается нечто похожее на « АПЧХИ». Это повторяется 2 – 3 раза.
  3. Знакомство. По указанию руководителя один из участников, справа или слева от него, называют свое имя. Второй участник называет имя первого и свое. Третий называет имя первого, второго и свое и так до конца. Последний участник называет все имена членов группы, начиная с первого и свое. А затем все вместе, таким образом, происходит знакомство участников группы друг с другом.
  4. Ассоциация. Один из членов группы (выбор по желанию ) называет имена присутствующих, можно по порядку, можно по выбору, с той интонацией, которая выражала бы его отношение к конкретно названному человеку. После чего объясняется, что он чувствует. Участники тренинга анализируют, что каждый из них чувствовал, услышав свое имя, какие ощущения они при этом испытывали.
  5. Передача импульса по цепи. Каждый участник группы берет своего соседа слева от него за запястье правой руки, свою правую руку дает соседу справа.

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста