Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)

    К началу подросткового возраста человек  знакомится с собой заново. И вот  тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей ошибкой  будет свести все это к перечню  недостатков.

      Подросткам очень помогает, когда  им рассказывают о них что   с ними происходит, почему они  нередко испытывают непонятное  для них раздражение, досаду  и т. д. Им очень нужны благожелательные, но не навязчивые советы. Сами они не догадываются обращаться по таким поводам.\27\.

    Если  у подростка общение с окружающими  сложились не совсем удачно (нет  друзей, конфликтные отношения со сверстниками или взрослыми), то это  отражается на познании самого себя. Оно  либо задерживается, либо его результат  бывает несоответствующим действительности. И то и другое отрицательно сказывается  на становлении личности. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит  о том, что для многих младших и особенно, для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Самооценка подростка складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения меняется, может измениться и его самооценка.

    Психология  общения в подростковом  возрасте строится на основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления, приватизации и аффиляции, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу, общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако действуют в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства (иметь отдельную комнату). В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий как «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют  их как некое физическое состояние (нет никого вокруг), подростки уже наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

     «Ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляет подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. Однако в отличии от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть».\23\.

    В тоже время в обществе сверстников  идет и внешняя реализация себя: быть таким как все, соответствовать  стандартам моды, поведению в подростковой среде. Но чем старше становится, тем  неотвязнее это сомнение. Общение  в процессе организации жизнедеятельности  и само содержание не исчерпывают в социальном утверждении потребности, в реализации себя. Потому что здесь всегда имеется регламентация. Кроме того, не всякая жизнедеятельность и не во всяком коллективе, предоставляет каждому подростку утвердить свою индивидуальность. И поэтому так необходимо ребятам реализовать себя в общении с приятелями – свободном, равноправном.

    Таким образом, неудовлетворенность в  общении вызывает у подростков глубокие переживания, которые в свою очередь  могут порождать тревожность  как относительно устойчивое личностное образование в общении. 
 

    1. Выводы
 

    Итак, в 1 главе были раскрыты проблемы общения подростков, а также факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте. Были получены следующие выводы.

  1. Потребность в общении и отношениях с другими людьми становится в подростковом возрасте более напряженной и острой, чем в предыдущие годы детства. Подростки реализуют в общении свои интересы.
  2. Отношения со взрослыми в этот период носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер. С одной стороны, большинство подростков привязаны к своим родителям и нередко к своим учителям, с другой стороны – они претендуют на большую самостоятельность, расширение своих прав. С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и родителями и невозможности ее удовлетворения.
  3. Сверстники – это очень значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо важнее для него иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей.
  4. Мощным фактором саморазвития в старшем подростковым возрасте становится возникновение у подростков интереса к тому, какой станет их личность в процессе общения подростков с окружающими. Взаимодействуя с ними, подросток сравнивает себя с другими и познает себя на основе  этого сравнения.
  5. Общение и тревожность тесно взаимосвязаны. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения аффективных переживаний лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, педагогами. Причиной нарушения социальных связей с окружающими нередко выступает тревожность подростка.
  6. Общение оказывает огромное воздействие не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное и на физическое развитие человека. Общение оказывает существенное влияние и на становление личности подростка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

2.1.  Организация и  методы эмпирического исследования 

    В проблеме общения подростков большое  место занимает психодиагностика, как  глубокое проникновение во внутренний мир человека. Цель психодиагностики заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или отдельного лица, показав, чем  это лицо отличается от другой той же совокупности.

    Общение подростков – это, прежде всего общение  со сверстниками, обязательная предпосылка  становления личности. В процессе общения он вырабатывает коммуникативные  навыки и умения, формирует знания об окружающих и собственном «Я»  путем сравнения со сверстниками, а затем и со взрослыми. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их информированность отрицательно сказывается на развитии личности ребенка.

    Причиной  неудач в общении педагогов с  подростками часто является то, что  в практике не применяются  диагностические  методы определения коммуникативных  навыков общения подростков, основанных на психологических критериях. Немалую  группу составляют подростки, неумение которых в коллективе, со сверстниками, учителями, взрослыми является значительным пробелом в овладении навыками нравственного  поведения, возникновение барьеров в общении, частой причиной которых  выступает тревожность. Перед педагогами встает ряд психологических проблем, без решения которых работа по обучению не может быть эффективной.

    Для этого  используются   тесты  Маклени    в модификации А. Ершова. Следует считать информативным тест КОС. Для диагностики умения общения можно использовать блоки теста MMPI, а косвенные можно получить с помощью теста Айзенка, чтобы выяснить, в какой степени тревожность снижает коммуникативные способности, можно использовать тест Гармана. По данным американского психолога Кеттела, личностный тест которого применяются во многих странах, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в общении.

    С целью подтверждения гипотезы были использованы методика КОС, автор Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей для детей старшего возраста. Методика включает 40 вопросов: 20 из них направлены на выявление организаторских, а 20 на определение коммуникативных способностей.  На каждый вопрос предусмотрен (+) или (-) ответ.

    Существует  много различных методик диагностики  тревожности такие как: опросник Спилберга он включает в себя две шкалы, каждая из которых диагностирует личностную или ситуативную тревожность, по20 суждений в каждой шкале. Итоговый показатель рассматривается как индекс развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого. К. Леонгард выделял тревожных личностей в качестве акцентируемого самостоятельного типа. В данной исследовательской работе для определения тревожности был использован методика Айзенка. Он сконструирован в 1977 году и предназначен для выявления двух  факторов: нейротизма тревожности и экста-интроверсии. В данном случае важно выяснить степень тревожности у подростков и как она влияет на коммуникативные способности в общении.

    А так же использовалась одна из форм естественного эксперимента – характерологическая  беседа. Специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах  и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности – самосознание, самооценка свойств личности, переживания  и эмоциональные отношения, т. п. В соответствии с целями и задачами в беседе выявлялись интересующие свойства личности. Вопросы задавались так, чтобы избежать искажающего влияния посторонних на условия проявлений свойств личности.

    Для определения индивидуального стиля  общения и отдельных свойств  подростков применялись следующие  методы наблюдения, такие как:

- Внешнее  наблюдение – отбор данных  о психологии и поведении детей  осуществляется путем прямого  наблюдения за ними со стороны  (во время урока, вне школы,  на переменах и т.п.).

- Включенное  наблюдение – на тренинговых и коррекционных занятиях, исследуя взаимоотношения людей, включают экспериментатора в общение с наблюдаемыми детьми, не прекращая в то же время наблюдение за складывающимися между участниками взаимоотношениями.

    Кроме перечисленных методов,  предназначенных  для сбора первичной информации, применялся способ обработки этих данных, их логического и математического  анализа, т.е. для фактов и выводов, вытекающие из  интерпретации переработанной информации. Для определения коэффициента корреляции между коммуникативными способностями и тревожностью применялась  формула Спирмана.

    Для проверки гипотезы и достижения цели работы были проведены эмпирические исследования среди  учащихся 8В класса, школы № 8 г. Дмитрова.

    Школа № 8 – средняя, с большим количеством учащихся. В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из них 15 мальчиков, 14 девочек. В основном учащиеся, которых принято называть средними. Сильных по успеваемости – 7, слабых – 5 человек. Савельева Ольга и Ларинцева Ирина занимают лидирующее положение, не только в своем классе, но и во всей параллели т. к. у них высокий уровень развития коммуникабельности и они обладают хорошими организаторскими способностями. Силовым лидером, отвечающим за порядок в классе, является Машницкий Валера. В классе есть «трудные» ученики, один из них состоит на учете в инспекции для несовершеннолетних – Лепешкин Виктор. Данное исследование позволяет выяснить как отсутствие умений и навыков влияет на взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями, на дисциплине в школе, на успеваемости. 

2.2. Анализ результатов  экспериментального  исследования 

    Для того чтобы выявить проявление коммуникативных способностей, была применена методика КОС. Результаты теста дают возможность определить коммуникативные способности учащихся. [см. Приложение 1] 

   Уровень коммуникативных способностей.

УРОВНИ Фамилии Имена испытуемых Сумма баллов Р

ВЫСОКИЙ

Фаизов Андрей 0,7 2,5
  Скворцова Анна 0,7 2,5
  Штанников Олег 0.7 2,5
  Бурмистрова Татьяна 0.7 2,5
СРЕДНИЙ Шилова Елена 0.65 8,5
  Грицаенко Оксана 0.65 8,5
  Машницкий Валера 0.65 8,5
  Камаева Татьяна 0.65 8,5
  Адельшин Мансур 0.65 8,5
  Корабицина Эльвира 0,65 8,5
  Степанова Татьяна 0,65 8,5
  Узямбаева Елена 0,6 13,5
  Савельева Ольга 0,6 13,5
НИЖЕ  СРЕДНЕГО Баимов Алексей 0,55 18,5
  Климантова Алевтина 0,55 18,5
  Бахтина Нина 0,55 18,5
  Лехмус Павел 0,55 18,5
  Арбузов Владимир 0,55 18,5
  Дмитриев Алексей 0,55 18,5
  Уразбахтин Роберт 0,55 18,5
  Валишина Карина 0,55 18,5
  Кудрина Любовь 0,5 24,5
  Халилов Александр 0,5 24,5
  Усманов Артур 0,5 24,5
  Ларинцева Ирина 0,5 24,5
НИЗКИЙ Котова Жанна 0,45 28
  Гусев Герман 0,45 28
  Бушманов Михаил 0,45 28
  Лепешкин Виктор 0,4 30

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста