Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа
Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50
Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения
К началу подросткового возраста человек знакомится с собой заново. И вот тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей ошибкой будет свести все это к перечню недостатков.
Подросткам очень помогает, когда им рассказывают о них что с ними происходит, почему они нередко испытывают непонятное для них раздражение, досаду и т. д. Им очень нужны благожелательные, но не навязчивые советы. Сами они не догадываются обращаться по таким поводам.\27\.
Если
у подростка общение с
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления, приватизации и аффиляции, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу, общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако действуют в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства (иметь отдельную комнату). В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий как «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние (нет никого вокруг), подростки уже наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
«Ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляет подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. Однако в отличии от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть».\23\.
В тоже время в обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким как все, соответствовать стандартам моды, поведению в подростковой среде. Но чем старше становится, тем неотвязнее это сомнение. Общение в процессе организации жизнедеятельности и само содержание не исчерпывают в социальном утверждении потребности, в реализации себя. Потому что здесь всегда имеется регламентация. Кроме того, не всякая жизнедеятельность и не во всяком коллективе, предоставляет каждому подростку утвердить свою индивидуальность. И поэтому так необходимо ребятам реализовать себя в общении с приятелями – свободном, равноправном.
Таким
образом, неудовлетворенность в
общении вызывает у подростков глубокие
переживания, которые в свою очередь
могут порождать тревожность
как относительно устойчивое личностное
образование в общении.
Итак, в 1 главе были раскрыты проблемы общения подростков, а также факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте. Были получены следующие выводы.
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста
2.1.
Организация и
методы эмпирического
исследования
В проблеме общения подростков большое место занимает психодиагностика, как глубокое проникновение во внутренний мир человека. Цель психодиагностики заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или отдельного лица, показав, чем это лицо отличается от другой той же совокупности.
Общение подростков – это, прежде всего общение со сверстниками, обязательная предпосылка становления личности. В процессе общения он вырабатывает коммуникативные навыки и умения, формирует знания об окружающих и собственном «Я» путем сравнения со сверстниками, а затем и со взрослыми. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их информированность отрицательно сказывается на развитии личности ребенка.
Причиной неудач в общении педагогов с подростками часто является то, что в практике не применяются диагностические методы определения коммуникативных навыков общения подростков, основанных на психологических критериях. Немалую группу составляют подростки, неумение которых в коллективе, со сверстниками, учителями, взрослыми является значительным пробелом в овладении навыками нравственного поведения, возникновение барьеров в общении, частой причиной которых выступает тревожность. Перед педагогами встает ряд психологических проблем, без решения которых работа по обучению не может быть эффективной.
Для этого используются тесты Маклени в модификации А. Ершова. Следует считать информативным тест КОС. Для диагностики умения общения можно использовать блоки теста MMPI, а косвенные можно получить с помощью теста Айзенка, чтобы выяснить, в какой степени тревожность снижает коммуникативные способности, можно использовать тест Гармана. По данным американского психолога Кеттела, личностный тест которого применяются во многих странах, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в общении.
С целью подтверждения гипотезы были использованы методика КОС, автор Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей для детей старшего возраста. Методика включает 40 вопросов: 20 из них направлены на выявление организаторских, а 20 на определение коммуникативных способностей. На каждый вопрос предусмотрен (+) или (-) ответ.
Существует
много различных методик
А так же использовалась одна из форм естественного эксперимента – характерологическая беседа. Специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности – самосознание, самооценка свойств личности, переживания и эмоциональные отношения, т. п. В соответствии с целями и задачами в беседе выявлялись интересующие свойства личности. Вопросы задавались так, чтобы избежать искажающего влияния посторонних на условия проявлений свойств личности.
Для
определения индивидуального
- Внешнее
наблюдение – отбор данных
о психологии и поведении
- Включенное наблюдение – на тренинговых и коррекционных занятиях, исследуя взаимоотношения людей, включают экспериментатора в общение с наблюдаемыми детьми, не прекращая в то же время наблюдение за складывающимися между участниками взаимоотношениями.
Кроме
перечисленных методов, предназначенных
для сбора первичной
Для проверки гипотезы и достижения цели работы были проведены эмпирические исследования среди учащихся 8В класса, школы № 8 г. Дмитрова.
Школа
№ 8 – средняя, с большим количеством учащихся.
В классе, где проводились исследования
29 учащихся, из них 15 мальчиков, 14 девочек.
В основном учащиеся, которых принято
называть средними. Сильных по успеваемости
– 7, слабых – 5 человек. Савельева Ольга
и Ларинцева Ирина занимают лидирующее
положение, не только в своем классе, но
и во всей параллели т. к. у них высокий
уровень развития коммуникабельности
и они обладают хорошими организаторскими
способностями. Силовым лидером, отвечающим
за порядок в классе, является Машницкий
Валера. В классе есть «трудные» ученики,
один из них состоит на учете в инспекции
для несовершеннолетних – Лепешкин Виктор.
Данное исследование позволяет выяснить
как отсутствие умений и навыков влияет
на взаимоотношения со сверстниками, родителями,
учителями, на дисциплине в школе, на успеваемости.
2.2.
Анализ результатов
экспериментального
исследования
Для
того чтобы выявить проявление коммуникативных
способностей, была применена методика
КОС. Результаты теста дают возможность
определить коммуникативные способности
учащихся. [см. Приложение 1]
Уровень коммуникативных способностей.
УРОВНИ | Фамилии Имена испытуемых | Сумма баллов | Р |
ВЫСОКИЙ |
Фаизов Андрей | 0,7 | 2,5 |
Скворцова Анна | 0,7 | 2,5 | |
Штанников Олег | 0.7 | 2,5 | |
Бурмистрова Татьяна | 0.7 | 2,5 | |
СРЕДНИЙ | Шилова Елена | 0.65 | 8,5 |
Грицаенко Оксана | 0.65 | 8,5 | |
Машницкий Валера | 0.65 | 8,5 | |
Камаева Татьяна | 0.65 | 8,5 | |
Адельшин Мансур | 0.65 | 8,5 | |
Корабицина Эльвира | 0,65 | 8,5 | |
Степанова Татьяна | 0,65 | 8,5 | |
Узямбаева Елена | 0,6 | 13,5 | |
Савельева Ольга | 0,6 | 13,5 | |
НИЖЕ СРЕДНЕГО | Баимов Алексей | 0,55 | 18,5 |
Климантова Алевтина | 0,55 | 18,5 | |
Бахтина Нина | 0,55 | 18,5 | |
Лехмус Павел | 0,55 | 18,5 | |
Арбузов Владимир | 0,55 | 18,5 | |
Дмитриев Алексей | 0,55 | 18,5 | |
Уразбахтин Роберт | 0,55 | 18,5 | |
Валишина Карина | 0,55 | 18,5 | |
Кудрина Любовь | 0,5 | 24,5 | |
Халилов Александр | 0,5 | 24,5 | |
Усманов Артур | 0,5 | 24,5 | |
Ларинцева Ирина | 0,5 | 24,5 | |
НИЗКИЙ | Котова Жанна | 0,45 | 28 |
Гусев Герман | 0,45 | 28 | |
Бушманов Михаил | 0,45 | 28 | |
Лепешкин Виктор | 0,4 | 30 |