Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)

    При сходстве внешних контуров социального  поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за потребностью общаться, индивидуальны  и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому нужно эмоциональной сопричастности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Сфера общения подростков со сверстниками – это шаг к своей эмансипации.\13\. 

    1. Факторы и особенности  проявления тревожности в подростковом возрасте
 

    Все исследователи психологии подросткового  возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношение  с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя  все остальные стороны его  поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений подростка  со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми и сверстниками нередко выступает тревожность  подростка – нейротизм. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не располагают.\25\.

    Это один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых  соматических заболеваниях, а также  у здоровых людей, переживающих последствия  травмы, у многих групп с отклоняющимся  поведением. В целом тревожность  является проявлением субъективного  неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной, являющейся стабильным свойством личности, а так же на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий и ее окружения.\22\.

    Под личной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные  жизненные ситуации, несущие угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях и, как, не возникающее в других ситуациях. Это состояние возникает как привычная поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Она проявляется в затруднениях принятия решений, в сомнениях относительно верности своих планов, и поступков и отношений к людям. У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени.

    Тревога - эмоциональное состояние, возникающее  в ситуации неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличии от страха как реакции, на конкретную угрозу, тревожность представляет собой генерализированный диффузный или беспредметный страх. Она часто бывает обусловлена неосознанностью источника опасности. Тревожность не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может и проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами… преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающему ее направленность и продуктивность. Тревога как механизм развития неврозов, формирующихся на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики человека, (например из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обусловленности мотивов и т. д.) может привести к неадекватному убеждению о существовании для личности угрозы со стороны других людей, собственного тела, собственных действий.

    Результаты  изучения тревожности зарубежными  исследователями во многом совпадают  с выводами отечественной психологии: «…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы». Тревожность как черта личности (Т-свойство) по видимому означает мотив или, приобретенную человеческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективных безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной безопасности.\27\.

    Тревожность подростка часто нарушает его  нормальную жизнь, нередко выступает  причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность  испытывают часто школьники, которые  хорошо учатся, ответственно относятся  к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине.\25\.

    Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны  учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

    Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки  с повышенной тревожностью тем самым  оказываются в ситуации, «заколдованного  психологического круга», когда тревожность  ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает  эмоциональное неблагополучие.

    Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в  этом возрасте у наибольшего числа  людей наблюдается внутренняя тревожность  во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.\22,18\.

    Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.\29\.

    Чтобы облегчить свои коммуникативные  трудности, подростки используют «стратегическое  взаимодействие». Понятие стратегического  взаимодействия введено в науку  известным американским социологом Эрвингом Гофманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.

    Во-первых, будучи постоянно озабочены собой, предполагая, что и другие разделяют  эту озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую  воображаемую аудиторию.

    Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и  озабоченность, часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует  постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.

    Достаточно  противоречиво складывается сфера  межличностных отношений у подростков со взрослыми. Большинство подростков признает потребность в общении со взрослыми как актуальную для себя, из них 66 % в качестве наиболее желательных партнеров по общению называют родителей. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, называют такие, как учебные дела, взаимоотношения с окружающими, вопросы морали, увлечения, климат в семье и другие. Возникающая в подростковом возрасте проблема самоопределения не может решаться только в общении со сверстниками, общение со взрослыми таким образом становится закономерным. Но далее в силу вступает поправка: в качестве желаемого содержания общения указанные темы называются лишь при условии, если общение со взрослым будет доверительным. Подростки сами указывают, что сверстники понимают их лучше других. Отсутствие доверительности в общении, столь необходимой в условиях, когда перед школьниками во весь рост встают сложные задачи личностного и социального определения, - одна из причин той тревожности, которую по данным некоторых авторов испытывают старшие подростки в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере   зависят.

    Одной из главных психологических трудностей подростков является склонность объяснять  свои неудачи в общении не конкретными  ситуациями, а своими якобы непременными личностными качествами. Такая установка  парализует попытки установления новых  человеческих контактов, с учетом прошлых  ошибок. Если в других сферах жизни, например, в учебе, они трезво оценивают  причины своих успехов и переживаний, и, учась на своих ошибках, могут достигнуть высоких результатов, то в сфере общения, где они особо уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся прогноз. «У меня все равно ничего не получится».

    Ведущий мотив жизни и деятельности для  подростка – самоуважение в коллективе. Быть признанным в коллективе, занимать определенное место, играть определенную роль – сверх ценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.\26\.

    Эмоциональная сфера подростков характеризуется  повышенной возбудимостью и реактивностью  резкой сменой настроения, что связано  с перестройкой гормональных и физиологических  процессов присущий пубертатному периоду. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отличается в возрасте 12-14 лет и обусловлена не только гормонально- физиологическими изменениями, но и условиями воспитания, которые нередко оказываются даже наиболее значимыми в становлении типов эмоционального реагирования. Младшие подростки обнаруживают наибольшую тревожность в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую со сверстниками.  Подростки в среднем возрасте наиболее тревожны в отношениях со сверстниками и родителями, а наименее – с посторонними взрослыми и учителями. Подростки – старшеклассники обнаруживают самую высокую тревожность на всех уровнях общения, при чем наиболее выраженную при контактах с родителями и теми взрослыми, от которых в какой-то степени они зависят.

    По-видимому, в силу этих особенностей именно в 14 – 17 лет наиболее остро начинают проявляться некоторые особенности  характера, которые, не будучи сам по себе патологическими, при эмоционально значимых ситуациях определяют уровень  реагирования и форму поведения  подростков. Например, такое типологическое свойство, как повышенная активность и возбудимость, нередко делают подростка неразборчивыми в выборе знакомых, побуждают его в ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Повышенная робость и стеснительность в определенные моменты превращается в замкнутость и отгороженность, которой нередко сопутствуют чувство неполноценности. А это в свою очередь способствует возрастанию тревожности.

    Особенности  эмоциональной сферы подростка  не всегда заметны для окружающих. Внешние проявления эмоционального реагирования обусловлены многими  факторами: типов высшей нервной  деятельности, темпераментом, особенностями  формирующегося характера и условиями  воспитания. в последнем огромное значение имеет эмоциональный контакт межличностных отношений в семье и сложившейся компанией друзей как в школе, так и по месту жительства.\22\.

    Наиболее  характерными для раннего подросткового  периода являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или  школьном микроклимате (классе) в связи  с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны  в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильный для него учебный или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми. Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут их на стороне – в дворовых и уличных компаниях. Этих ребят не от хорошей жизни тянет в уличную среду, в ней они ищут возможность удовлетворить, неудовлетворенную в школе потребность в эмоциональном контакте в дружеских связях, потребность в общении.\28\.

    Дело  в том. Что такие группы обладают защитной функцией, окружают их неким  психологическим барьером от проникновения  травмирующих влияний со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей  или мнение учителей. Трудно живется  подростку у психологически незрячего  учителя. И тому, чье развитие отстает  и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют слишком плоское, равнинное видение мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко приходится таким подросткам в окружении сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения  во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли.\25\. Важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств трудовой деятельности и общения.\14,9\. Именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста