Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)

    Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под воздействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющие в группе реализовать общую деятельность. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовывать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

    Существует  несколько теорий, описывающих межличностное  взаимодействие:

  • Теория обмена – Дж. Хомана: люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты.
  • Теория символического интеракционизма – Дж. Мида, Г.Блумера: поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.
  • Теория управления впечатлениями – Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
  • Психоаналитическая теория – З.Фрейд – в рамках данной теории межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.

      Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношений к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

        Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я – концепция). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

        Выделяются  два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических  и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения.

        К механизмам перцепции относят:

  • Идентификацию – способ познания другого человека, при котором предложение о внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера.
  • Эмпатию – эмоциональное чувствование или сопереживание другому, основана на правильном представлении того , что происходит внутри другого.
  • Аттракцию (привлечение) – познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему ( привязанность или  интимно- личностные отношения).
  • Рефлексию – механизм самопознания, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
  • Каузальную атрибуцию – механизм интерпретации поступков и  чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

    Важной  сферой исследования перцепции является изучение процесса формирования первого  впечатления о другом человеке.

    По  своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций  общения \16\:

  1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.
  3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  4. Функция организации и подтверждения межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно- личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установление определенных эмоциональных отношений.
  5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

    В зависимости от данных аспектов общение  можно разделить на несколько  видов.

    По  содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен  психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен  потребностями, побуждениями, целями, интересами, мотивами), деятельное (обмен  действиями, операциями, умениями, навыками).

    По  целям делится на биологическое (необходимое для удовлетворения органических потребностей) и социальное (для расширения и укрепления межличностных контактов, личного роста).

    По  средствам общение может быть непосредственным              (осуществляться с помощью естественных органов), опосредованным (с использованием специальных средств и орудий), косвенное (осуществляется через посредников).

    Среди видов общения выделяют \18\:

  • Деловое общение (цель находится вне самого воздействия субъектов, служит средством повышения качества их деятельности).
  • Личностное общение (цель общения состоит в приобщении партнера к опыту, ценностям, эмоциональному состоянию).
  • Целевое (цель общения заключена в нем самом).
  • Инструментальное (не является самоцелью, преследует другие цели).
  • Вербальное (предполагает использование звуковой речи, естественного языка).
  • Невербальное (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты).

 В  социальной психологии общения  выделяет три типа межличностного  общения:

  • Императивное – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению (партнер рассматривается как объект воздействия) с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.
  • Манипулятивное – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера осуществляется скрытно, предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека (Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги).
  • Диалогическое – это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Возможно, лишь в случае соблюдения правил.

    Общение является важнейшей потребностью человека, оно не существует как обособленный процесс или самостоятельная  форма активности, а включено в  индивидуальную или групповую практическую деятельность.

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного и культурного  поведения. Через общение человек  приобретает высшие познавательные способности и качества, становиться  личностью. Особенно значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Общение является первым видом социальной активности. В нем сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный опыт ребенка. Его интенсивность, разнообразие его содержания целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

    Содержание  и цели общения являются относительно неизменными составляющими, зависящие  от потребностей человека, не всегда поддерживаются сознательному контролю. Под средствами общения понимается, то каким образом  человек реализует определенное содержание и цели. Средства общения  зависят от культуры человека, уровня развития воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у  человека навыков общения, мы, прежде всего, имеем ввиду технику и приемы общения.

    Техника общения – это способы перенастройки  человека на общение с людьми, его  поведение в процессе общения, а  приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные. Применяемые на практике техники  и приемы общения имеют возрастные особенности. В общении применяются  техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под  обратной связью понимается информация о партнере по общению, используемая собеседниками для коррекции  своего поведения. Она включает сознательный контроль коммуникативных действий. Умение использовать обратную связь  в общении является одним из важнейших  моментов входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных  способностей человека. Коммуникативные  способности представляют собой  умения и навыки общения с людьми, от которых зависит их успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный и  профессиональный опыт, отличающиеся друг от друга коммуникативными  способностями.

    В данной работе будут рассмотрены  особенности подросткового общения  в зависимости от некоторых свойств  личности. Все отечественные и  зарубежные психологи в своих  трудах, в которых они ставили  и решали проблемы формирования человека как личности, неизменно возвращались к категории общения.

    Выделяя общее мнение, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой  общения, как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. В общении выражаются отношения  человека с их различной активностью, избирательностью, положительным и  отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения  является обращение человека с человеком. (В.Н. Мясищев).  
 

    1. Психологические особенности и  характеристики общения детей в подростковом возрасте
 

    Значение  общения в жизни подростков огромно  и продолжает расти, от него все в  большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и наконец личное счастье каждого.

    Одним из важнейших факторов человеческой жизни является, то что люди испытывают различные эмоциональные переживания и стремятся их испытывать. Человек живет среди людей, все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. И от того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наше личное счастье. Потребность в общении, как правило, во многом зависит от того опыта, который сложился у подростков.

    Как известно потребность в общении  и отношениях с другими людьми становится в подростковом возрасте более острой и напряженной, чем  в предыдущие периоды детства. Потребность  в общении есть у каждого нормального  человека. Чем старше ребенок, тем  в большей мере ему свойственна  потребность в контакте с другими  людьми, в общении с ними.

    Одна  из главных особенностей подросткового  возраста – смена значимых лиц  и перестройка взаимоотношений  со взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

    Отношения между родителями и детьми – одна из важнейших проблем семейного  воспитания.\4,13\. Нет почти ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который бы не зависел от семейных условий. Меняется только характер этой зависимости. Значительное влияние на личность подростков оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь от части обуславливается их социальным положением. Вместе с тем, весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный «образ-Я». Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как не явно, так и открыто. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувство вины. Тревоги. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в подростковом возрасте, такая зависимость начинает тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Он порождает устойчивую потребность в опеке, затрудняет формирование коммуникативности.

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста