Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Оглавление

Введение …..……………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Проблемы общения подростков в современной психологии……....................................................................................................
6
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ……………… 6
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ………………………….…………………...................
14
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …………………………………………………………..………………
23
1.4. Выводы…………………………………………………………………… 32
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста ………………...
34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………… 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………......... 37
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста………………………………………………...
43
2.4. Выводы……………………………………………………………………. 50

Заключение……………………………………………………………………... 51
Глоссарий ………………………………………................................................. 53
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Файлы: 1 файл

Общая характеристика особенностей общения у подростка!!!!.docx

— 177.75 Кб (Скачать)

   Таблица №6.

    Учащиеся, коммуникативные способности которых  ниже среднего уровня, имеют различный  уровень тревожности.

    Высокий уровень тревожности при коммуникативных  способностях ниже среднего имеют 5 человек.

    Ларинцева Ирина – президент класса, хорошо учится, высокая тревожность связана  с тем, что к девочке предъявляются  высокие требования. Она боится не справится со своими обязанностями. Не смотря на занимаемое ею положение она плохо ладит со своими сверстниками, испытывает трудности в установлении новых контактов.

    Кудрина Любовь – тревожность связана  с неадекватной оценкой своего поведения (завышенная самооценка) стремится  к общению, но очень поверхностному, непоследовательна, сталкиваясь с  трудностями в общении, не может  их решить, отступает. Это создает  внутренний конфликт, раздражение, обидчива.

    Баимов Алексей – скверно чувствует себя в новой компании, испытывает трудности в установлении контактов с людьми. Отвечая на уроках теряется, запинается даже если готов. Озабочен тем, как его воспринимают, и это вызывает высокую тревожность.

    Климантова Алевтина – легко входит в общение, для нее характерно ярко выраженное энергичное общение, а потребность в самовыражении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Обидчива, считает что ее никто не может понять.

    Бахтина Нина – высокая тревожность связана  с неадекватной оценкой своего положения  в классе. Имеет завышенную самооценку, хотела бы занять позицию лидера. В  классе есть группа девочек, которых  она, как лидер устраивает, остальные  ее как лидера не воспринимают.

    Тревожность выше среднего и коммуникативные  способности ниже среднего имеют 3 человека.

    Усманов Артур – мягкий, стеснительный. Обидчив, для того что бы скрыть это выполняет роль «клоуна». Стремится к общению, но сталкивается с трудностями, предпочитает маску.

    Лехмус Павел – Завышенная самооценка создает трудности в общении. В конфликтных ситуациях ведет себя агрессивно. Друзей среди одноклассников почти нет, много их по месту жительства.

    Арбузов Владимир – хорошо зная взаимоотношения  в семье тревожность можно  назвать следствием. Родители живут  в другом городе, общения с ними как такового нет. Сам подросток  замкнут, недоверчив. Хочет показать себя взрослым и самостоятельным, поэтому  общаться со сверстниками ему неинтересно.

    3 человека имеют низкий уровень  коммуникативных способностей и  ниже среднего уровень тревожности.

    Дмитриев  Алексей – постоянно ищет общения со сверстниками и малознакомыми людьми, но его не воспринимают, т.к. он физически плохо развит (маленький рост), речь слабо развита, интересы детские.

    Уразбахтин Роберт – в классе чувствует себя неуверенно, при ответах теряется, говорит тихо, невнимателен. Его мало волнует взаимоотношения с одноклассниками, устраивает то положение в классе которое он занимает. В школу ходит потому что «так надо», предпочитает друзей вне школы.

    Халилов Александр – не отличается хорошей успеваемостью, слабые коммуникативные способности. Пытается самоутвердится в классе.

    Показатели  уровня тревожности испытуемых со средним  уровнем коммуникативных способностей. 

   
    Фамилии испытуемых Уровень коммуникативных  способностей Уровень тревожности
    Шилова  Елена СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
    Узямбаева Елена СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
    Грицаенко Оксана СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
    Савельева Ольга СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
    Машницкий Валерий СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
    Камаева Татьяна СРЕДНИЙ Выше среднего
    Адельшин Мансур СРЕДНИЙ Выше среднего
    Коробицина Эльвира СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ
    Кровякова Вероника СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ
    Степанова Татьяна СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ

   Таблица №7. 

    Среди учащихся имеющих средний уровень  коммуникативных способностей преобладает  высокий уровень тревожности (5 человек) и выше среднего (2 человека), учащихся со средним уровнем тревожности  и средними коммуникативными способностями  всего 3 человека – Корабицина Эльвира, Кровякова Вероника, Степанова Татьяна.

    Корабицина Эльвира – выражены черты детской непосредственности, умеет творчески мыслить. Привязана к своим близким, но недостаточное доверие и понимание с их стороны вызывает тревогу.

    Кровякова Эльвира стремится к общению, непосредственному выражению своих ощущений, переживаний. Поддается влиянию среды.

    Степанова Татьяна – хорошая успеваемость, отношения в классе нормальные. Есть друзья вне школы. Поддерживает доверительные  отношения с родителями.

    Камаева Татьяна и Адельшин Мансур обладают уровнем тревожности выше среднего и средними коммуникативными способностями. Они стремятся к контактам, отстаивают свое мнение, однако их потенциал не отличается высокой устойчивостью.

    Учащиеся, обладающие средними коммуникативными способностями, имеют тревожность (выше среднего уровня) по разным причинам: большое  влияние на уровень тревожности  подростков оказывает уровень взаимоотношений  в семье, у трех испытуемых неполные семьи (Шилова Елена, Узямбаева Елена, Грицаенко Оксана).

    Савельева Ольга – высокий уровень тревожности  связан с высокими требованиями предъявляемые  к ней. Стремится к общению, критична по отношению к себе и другим.

    Машницкий Валера – очень подвижный, взрывной, даже агрессивный. Не любит ходить в школу, нет интереса  к учебе, одноклассники его не интересуют, много друзей вне школы.  
 

    Показатели  уровня тревожности испытуемых с  высоким уровнем коммуникативных способностей. 

   
    Фамилии испытуемых Уровень коммуникативных  способностей Уровень тревожности
    Скворцова Анна ВЫСОКИЙ ВЫСОКИЙ
    Штанников Олег ВЫСОКИЙ Выше среднего
    Бурмистрова Татьяна ВЫСОКИЙ Выше среднего
    Фаизов Андрей ВЫСОКИЙ Ниже среднего

   Таблица №8 

    Скворцова Анна имеет высокий уровень коммуникативных способностей и высокий уровень тревожности. Имеет высокую самооценку, пытается занять в классе место лидера, но одноклассники ее как лидера не воспринимают. Девочка ответственная, организованная, требовательная и к себе и к окружающим. Не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, стремится к расширению круга знакомств, не отказывает в помощи. С удовольствием принимает участие в общественной деятельности.

    Высокими  коммуникативными способностями и  уровнем тревожности выше среднего обладают два учащихся.

    Бурмистрова Татьяна – тревожность связана с семейной обстановкой, трудностями в общении с родителями.

    Штанников Олег – ярко выражено желание добиться признания сверстников, доминирование, высокая самооценка.

    Фаизов Андрей обладает высоким уровнем коммуникативных способностей и уровнем тревожности ниже среднего. Хорошо владеет речью, успеваемость средняя, любит участвовать в общественных мероприятиях и выполнять различные поручения. Лидирующего положения в классе не занимает. Взаимоотношениями с одноклассниками доволен, доверительные отношения с родителями и стабильные отношения с преподавательским коллективом.

    Исходя  из выше сказанного, подтверждая выдвинутую нами гипотезу, влияние тревожности  на проявление коммуникативных способностей подростков, определим коэффициент  корреляции между двумя показателями по формуле Спирмена. 
 

 
 

     
 

      

    Таким образом коэффициент ранговой корреляции попадает в зону значимости H1, что подтверждает гипотезу. Следовательно, существует взаимосвязь между личностной тревожностью и проявлением коммуникативных способностей у детей подросткового возраста [см.Приложение 3] 
 
 

2.4. Выводы 

    Итак, во 2 главе было проведено эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста. Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных способностей, что составляет лишь 4 человека, средним 10, ниже среднего 12 и низким уровнем обладают 4 ученика. Эти данные говорят о неумении подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность, искренность, доверие друг к другу.  Со стороны родителей, учителей и сверстников это приводит к нарушениям сферы межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.
  2. Повышенная тревожность также связана и с физиологическими особенностями возраста. Возникают и формируются новые психологические новообразования. Поэтому именно на средние классы (подростковый возраст) приходится расстройство взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость.
  3. На формирование коммуникативных способностей также влияет атмосфера в семье и наследственность.
  4. Низкий уровень коммуникативных способностей у подростков определяется тревожностью.
  5. Выявленная тревожность у подростков требует различных способов коррекции.    
 
 
 
 

Заключение 

   Изменения, происходящие в нашей стране, - это  реальность, обусловленная общественными  потребностями. Эти изменения  не могли не обострить и естественно  юношеского нигилизма. Безвыходность  и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни взрослых порождает апатию у молодых людей, безразличие к себе и другим. Особенно значительны изменения, происходящие в сфере общения.

   Так как в подростковом возрасте общение  выдвигается на первое место, оно  играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения  заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки  заметно отстают в учебе, нередко  конфликтуют со взрослыми и со сверстниками.

   Формирование  моральных норм поведения. Активной жизненной позиции возможно при  положительных взаимоотношениях в  коллективе сверстников; негативные отношения  отрицательно влияют на общее развитие подростка, дисциплинированность. Следствием неправильных взаимоотношений могут  быть искаженные взаимоотношения в  среде взрослых, приводящие к дальнейшему  развитию отрицательных черт личности.

   Не  успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных отношений  обусловлено возрастание тревожности  у подростков. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не случилось, перед  нами встает принципиально новая  задача – готовить юных граждан  к общению.

   От  общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

   Нужно помнить, что отношения со взрослыми у детей в подростковом возрасте носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер, но складывается ситуация нарастания потребности в личностном общении с педагогами и родителями, и невозможности её удовлетворения. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.

   Сверстники  – тоже значительная фигура в жизни  подростка. Изменение внутренней позиции  приводит к тому, что подростку  уже недостаточно быть просто хорошим  учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо  важнее для него иметь репутацию  хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и  постоянных друзей. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения  со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё  это чрезвычайно важно для  их будущей жизни.

Информация о работе Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста