Возрастные
особенности психического
развития детей
Данный
материал адресован педагогам дополнительного
образования и открывает серию
информационных статей об особенностях
психического развития детей. Эффективность
образования, а, следовательно, и психического
развития зависит от того, насколько средства,
содержание, методы обучения и воспитания
разрабатываются с учетом психологических
закономерностей возрастного и индивидуального
развития и не только опираются на уже
имеющиеся возможности, способности, умения
детей, но и задают перспективу их дальнейшего
развития. Таким образом, обучение
и воспитание, разумно организованные
и специально направленные на развитие
детей, обеспечивают высокие показатели
в формировании умственных способностей
и нравственных качеств человеческой
личности.
Каждому
возрасту соответствует свой уровень
физического, психического и социального
развития. Разумеется, это соответствие
справедливо лишь, в общем и целом. Развитие
конкретного человека может отклоняться
в ту или другую сторону.
Для
правильного управления процессами
развития педагоги уже в далеком
прошлом делали попытки классифицировать
периоды человеческой жизни. Есть целый
ряд разработок периодизации развития.
Периодизация
основывается на выделении возрастных
особенностей. Возрастными особенностями
называются характерные для определенного
периода жизни анатомо-физиологические
и психические качества. Поскольку биологическое
и духовное развитие человека тесно связано
между собой, то соответствующие возрасту
изменения наступают и в психической сфере.
Это и служит естественной основой для
выделения последовательных этапов человеческого
развития и составления возрастной периодизации.
Учет
возрастных особенностей – один из
основополагающих педагогических принципов.
Педагоги, опираясь на него, разрабатывают
программы и выбирают формы и методы учебно-воспитательной
деятельности.
Каждый
период в развитии подрастающего
человека - это и ступень, и переход
от одной ступени к другой. Поэтому
возрастные характеристики заключаются
для нас не в статических срезах, а в стержневых,
узловых изменениях, характерных для данного
периода.
Каждому
возрасту присущи свои достоинства
и недостатки, ограничения, потери.
Они-то и составляют возрастные особенности,
то есть то, что отличает один возраст
от другого. Знание различий между возрастами
позволяет лучше регулировать жизнедеятельность
растущего человека, создавать оптимальные
условия дли раскрытия его дарований и
способностей, избирать наиболее действенные
средства воздействия на него.
Особенно ярко возрастные особенности
проявляются в детстве и юности.
Психологическая
характеристика
возрастных периодов
развития детей:
- Младенчество
(0-1 год). Ведущая деятельность младенческого
возраста - эмоциональное общение со взрослым.
Непосредственно-эмоциональное общение
со взрослым создает у ребенка радостное
настроение и повышает его активность,
что становится необходимой основой для
развития его движений, восприятия, мышления,
речи. Взрослые, ухаживающие за ребенком,
должны удовлетворять его потребность
в новых впечатлениях, стараясь, чтобы
окружающая его обстановка не была однообразной,
неинтересной.
- Раннее
детство (1-3 года). Ведущей в данном
периоде является предметная деятельность.
Цель ее - усвоение функций предметов,
овладение способами действий с ними.
Раннее детство сензитивно (благоприятно)
к усвоению речи. Среди всех психических
функций доминирует восприятие. Внимание
и память непроизвольны. Мышление является
наглядно-действенным, оно основано на
восприятии и действии с предметами. Для
раннего возраста характерны яркие эмоциональные
реакции. Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием. К трем годам
у ребенка появляется и первичная самооценка
- Дошкольный
возраст (3 года – 6(7)
лет). Игра - ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста. Восприятие
становится более совершенным, осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. Это
возраст, наиболее сензитивный для развития
памяти. В дошкольном детстве в основном
завершается долгий и сложный процесс
овладения речью. Развивается звуковая
сторона и грамматический строй речи.
Интенсивно растет словарный состав речи.
Для дошкольного детства характерна в
целом спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек и конфликтов
по незначительным поводам. Самым важным
личностным механизмом, формирующимся
в этом периоде, считается соподчинение
мотивов. Дошкольник начинает усваивать
этические нормы, принятые в обществе.
Для этого периода характерна половая
идентификация.
- Младший
школьный возраст (6(7)
– 10(11) лет). Учебная деятельность
становится ведущей, доминирующей функцией
- мышление. Завершается переход от наглядно-образного
к словесно-логическому мышлению. К концу
младшего школьного возраста, при соответствующем
обучении, появляется синтезирующее восприятие.
Развивающийся интеллект создает возможность
устанавливать связи между элементами
воспринимаемого. Память развивается
в двух направлениях - произвольности
и осмысленности. В 2 раза увеличивается
объем внимания, повышается его устойчивость,
переключение и распределение.
- Средний
школьный возраст, подросток (10(11)
– 14(15) лет). Основной особенностью
этого возраста являются резкие, качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития. Процесс анатомо-физиологической
перестройки является фоном, на котором
протекает психологический кризис. Ведущей
деятельностью подростка является общение
со сверстниками. Подросток, считая себя
уникальной личностью, в то же время стремится
внешне ничем не отличаться от сверстников.
Типичной чертой подростковых групп является
конформность - склонность человека к
усвоению определенных групповых норм,
привычек и ценностей, подражательность.
В интеллектуальной сфере происходят
качественные изменения: продолжает развиваться
теоретическое и рефлексивное мышление.
Активно начинают развиваться творческие
способности. Появляется критичность
мышления, склонность к рефлексии, формируется
самоанализ. Многие подростки испытывают
трудности в учебе, для многих учеба отходит
на второй план. Центральное новообразование
подростничества - "чувство взрослости"
- отношение подростка к себе как к взрослому.
Он претендует на равноправие в отношениях
со старшими и идет на конфликты, отстаивая
свою "взрослую" позицию. Обычно о
подростковом возрасте говорят как о периоде
повышенной эмоциональности. Это проявляется
в возбудимости, частой смене настроения,
неуравновешенности.
- Старший
школьный возраст, ранняя
юность (14(15) – 16(17) лет). Период юности
- это период самоопределения. В основе
процесса самоопределения лежит выбор
будущей сферы деятельности. Однако профессиональное
самоопределение сопряжено с задачами
социального и личностного самоопределения,
с поиском ответа на вопросы: кем быть
и каким быть, с определением жизненных
перспектив, с проектированием будущего.
Ведущий вид деятельности старшеклассника
- учебно-профессиональная деятельность.
Характерное приобретение ранней юности
- формирование жизненных планов. В своих
ожиданиях, связанных с будущей профессиональной
деятельностью и семьёй, юноши и девушки
достаточно реалистичны. Но в сфере образования,
социального продвижения и материального
благополучия их притязания зачастую
завышены. При этом высокий уровень притязаний
не подкрепляется столь же высоким уровнем
профессиональных устремлений.
На
каждой возрастной ступеньке ярко проявляются
свои особенности, открываются свои
возможности и необходима своя педагогика.
Например, дошкольники и младшие
школьники поражают своим художественно-творческим
талантом: выразительностью рисунков,
гармонией чувства и цвета, лаконизмом
и пластикой слова в стихах. Но те же дети,
став подростками, часто превращаются
в безликих подражателей, не чувствующих
звука, цвета, слова. И только в ранней
юности утраченные дарования могут вернуться.
«Каждому овощу свой сезон»,- гласит
английская пословица. К каждому
возрасту - свое отношение, утверждает
педагогика.
Хотелось
бы отметить, что дети развиваются
неравномерно. Есть периоды относительно
спокойные, или стабильные, а есть так
называемые критические (кризисы). Во время
критических периодов ребенок за очень
короткий срок меняется весь в целом, в
основных чертах личности. Это революционное,
бурное, стремительное течение событий,
как по темпу, так и по смыслу совершающихся
перемен. Кризис – это период активного
развития новых психических функций, поведенческих
моделей, разрушение старой, отжившей
системы отношений и формирование новой.
К разговору о возрастных кризисах мы
еще вернемся. Это очень важная тема, требующая
особого внимания.
Методист
отдела мониторинга
и
Источники:
- Мухина
В.С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество.- М.: Издательский
центр «Академия», 1999.
- Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство
"Питер", 2000
- Туревская
Е.И. Возрастная психология.- Тула, 2002.
- Объект и
предмет возрастной психологии. Основные
проблемы возрастной психологии. Возрастные
кризисы. http://bank.orenipk.ru/Text/t11_5.htm#22
- Возрастные
особенности детей. http://infula.ru/s1/376-vozrastnye-osobennosti-detejj.html