Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:31, аттестационная работа
Важной областью проявления единства обучения и воспитания является единство развития всех психических сил личности ребёнка, развитие его рационального и вместе с тем образно-эмоционального мышления. В современной психологии обучения главное внимание уделяется развитию теоретического типа мышления детей. Действительно, умение самостоятельно мыслить, делать теоретические обобщения, добывать знания, свободно ориентироваться в потоке научной и политической информации имеет первостепенное значение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ОРСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра
педагогики
Зачётная
работа по дисциплине
«Реализация воспитательных
функций в учебно-
Тема: Единство
развития психических сил детей.
«___»______________2011 г.
«___»______________2011
г.
Содержание
Стр.
Введение……..……………………………………………
1. Понятие мышления и его классификация……………………..……… 5-7
2.
Введение
Важной областью проявления единства обучения и воспитания является единство развития всех психических сил личности ребёнка, развитие его рационального и вместе с тем образно-эмоционального мышления. В современной психологии обучения главное внимание уделяется развитию теоретического типа мышления детей. Действительно, умение самостоятельно мыслить, делать теоретические обобщения, добывать знания, свободно ориентироваться в потоке научной и политической информации имеет первостепенное значение. Однако сам по себе этот факт не даёт оснований, как это делают некоторые педагоги и психологи, ограничивать процесс обучения развитием теоретического мышления, точнее говоря, видеть в образовании научных понятий и более крупных обобщений исходный момент и венец познания. Больше того, подобная односторонность не только затрудняет формирование целостной человеческой личности, но и мешает полноценному развитию самого теоретического мышления.
Прежде всего дело в том, что теоретическое мышление не является самостоятельным и изолированным психическим процессом. Оно неразрывно связано с образным мышлением и развитием воображения. Известно, например, что вне образного мышления пространственных представлений и воображения было бы невозможно создание современных моделей атома, квантовой физики, наконец, теории относительности. Именно благодаря воображению создаётся образ, модель невидимого мира, который после этого может быть осмыслен в понятиях, выражен в формах теоретического мышления. Нет ничего более наивного, чем уверенность в том что химические, биологические, физические, математические модели и закономерности плод лишь чисто понятийного, теоретического мышления. Кроме того, теоретическое мышление неразрывно связано с речью. «Молчаливые» уроки математики, физики, химии, не говоря о гуманитарных предметах, наносят огромный ущерб развитию мышления ребёнка. Дело в том, что процессы мышления и речь – едины. Рассуждая вслух, ребёнок не просто учится говорить. Он постоянно стимулирует свою мысль, облекая её в языковую форму, и вместе с тем развивает язык в поисках выражения мысли. Это как раз один из наиболее распространённых и вместе с тем сложных способов творческой деятельности человека.
Теоретическое мышление неразрывно связано и с эмоционально-волевой сферой личности. В. И. Ленин подчёркивал, что без человеческих эмоций не было и не может быть искания истины. К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что мечтать легко и приятно, но думать – трудно. Процесс теоретического и образного мышления требует большого эмоционально-волевого напряжения. Когда ребёнок вовлечён в процесс познания эмоционально, он гораздо более работоспособен и целеустремлён.
Радость успеха в умственной деятельности способна мобилизовать духовные силы ребёнка в такой мере, в какой горечь неудачи – парализовать волевые усилия. Вот почему проблема отставания детей в учёбе и второгодничество есть результат не только и даже не столько непонимания, запущенности, сколько следствие морально-волевой и эмоциональной депрессии. Дети, подростки относятся к миру эмоционально. Поэтому понятно, что и процесс познания по всем предметам и на всех этапах обучения должен быть эмоционально окрашенным. В повышении эмоционального тона учебно-воспитательного процесса – большой резерв повышения познавательной активности детей и качества их обучения. Теоретическое мышление неразрывно связано и с памятью, как логической, так и эмоциональной. В последнее время произошло негласное противопоставление развития мышления развитию памяти: якобы творческое мышление не очень-то нуждается в фактах. Оно само их добывает, и потому загружать и развивать память не столь уж важно. А между тем хорошо развитая память, богатство хранящихся в ней фактов – основанная питательная среда теоретического мышления, важнейшее условие его развития.
Таким образом, самостоятельного, тем более изолированного процесса развития теоретического мышления, развития мыслительных способностей и формирования понятий просто не существует. Объективно происходит органически единый процесс одновременного развития мышления и речи, представлений и понятий, воображения и памяти. Выделение и обособление одного из психических процессов наносит ущерб целостному психическому развитию личности.
Кроме того, нельзя не учитывать, что единый учебно-воспитательный процесс в школе является единственным педагогически чётко организованным процессом формирования личности. Сегодня школа призвана готовить не только к производству или занятиям наукой. Она призвана готовить к жизни в широком смысле слова, к культуре человеческого общежития и обращения. В процессе обучения и воспитания ребёнок должен не только приобрести знания, умения и навыки, но и научиться отношению к миру и человеку, научиться мужеству и самообладанию. Вот почему единство обучения и воспитания является важнейшим методологическим принципом организации педагогического процесса в советской школе, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания и формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Таким
образом, научно-педагогическими
Понятие
мышления и его
классификация
Умственное развитие человека неизбежно совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредован историческим развитием умственного познания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения: это как бы общение человека с человечеством.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания. косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т. д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление
– наиболее обобщенная и опосредованная
форма психического отражения, устанавливающая
связи и отношения между
В
течение всего периода
Виды мышления.
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов, прежде всего, попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу "я мыслю, значит, я существую". Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно- психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существование человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.
Наглядно-действенное мышление существует и у высших животных. Оно систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Келлер, Н.Н. Ладыгина-Котс и другими. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого деятельного акта. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого- либо конкретного материального продукта.