Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа
Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы
Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47
Инструкция № 2. «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».
Логопед | Ребенок |
Сегодня будет дождь. | Сегодня будет дождь? |
Свет горит. | Свет горит? |
На улице холодно. | На улице холодно? |
4.
Самостоятельное
Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
Фразы | Удивленно | Радостно | Грустно |
Снег идет. | - | - | - |
Мы пойдем гулять. | - | - | - |
Наступила весна. | - | - | - |
5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформления предложений логопедом не демонстрируется.
Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.
Инструкция: Рассмотри картинки.
Как сказать, что светит солнце?
Как спросить, пойдут ли дети гулять?
Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?
Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?
Обследование восприятия логического ударения
Обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.
В предварительной беседе ребенку в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют, что для того, чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного выполнения логического ударения, т.е. выделение голосом определенного слова во фразе.
Материал для исследования: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.
1.
Умение выделить слово,
Процедура: Ребенку предлагается внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребенку предлагается прослушать каждое предложение, рассмотреть соответствующую сюжетную картинку и назвать слово, которое логопед выделил голосом.
Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово логопед выделил в предложении».
- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новой платье.
- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новое платье.
- Емеля поймал щуку. - Мама сшила новое платье.
2.
Умение выделять слово,
Процедура: Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительное предложение. Логопед произносит предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую предметную картинку.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Логопед будет задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».
- Бабушка вяжет кофту? - Мама надела шляпу-?
- Бабушка вяжет кофту! - Мама надела шляпу?
3.
Умение определять слово,
Процедура: Ребенку предлагается прослушать стихотворные строчки и повторить слово, несущее на себе смысловую нагрузку.
Инструкция: «Внимательно слушай. Логопед будет читать стихотворение и в каждой строчке выделять голосом «важное» слово. Назови, какое слово логопед выделила».
Зайку бросила хозяйка. | Я забрался под кровать. |
Под дождем остался зайка. | Чтобы брата напугать. |
Со скамейки слезть не мог. | На себя всю пыль собрал. |
Весь до ниточки промок. | Очень маму напугал. |
6. Обследование воспроизведения логического ударения
Целью обследования является определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
1.
Воспроизведение фразы с
Процедура: ребенку предлагается прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.
Материал для исследования: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения; сюжетные картинки.
Инструкция: «Логопед скажет предложение и голосом выделит в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово».
Маша идет в школу.
У Коли новый мяч.
На улице сегодня холодно.
Мама пришла с работы.
Завтра поедем к бабушке.
2.
Сравнение двух предложений,
Процедура: ребенку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением.
Инструкция: «Логопед произнесет два предложения. Внимательно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? Повтори точно так же».
У Кати книга. | У Кати книга. |
Дятел стучит по дереву. | Дятел стучит по дереву. |
На столе красивая ваза. | На столе красивая ваза. |
На болоте много комаров. | На болоте много комаров. |
3.
Воспроизведение логического
Процедура: предлагаются сюжетные картинки, по которым логопед вместе с ребенком составляет предложение. Затем логопед задает ребенку несколько вопросов поочередно, на которые он должен ответить совместно составленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.
Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, выделяй голосом «важное» слово».
Бабушка вяжет носок. | а) Кто вяжет носок? |
б) Что делает бабушка? | |
в) Что вяжет бабушка? | |
Мальчик ест яблоко. | а) Кто есть яблоко? |
б) Что делает мальчик? | |
в) Что ест мальчик? |
4. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении.
Инструкция № 1: «Послушай фразу. Сколько в ней слов? Выдели голосом сначала первое; второе; третье слово. Меняется ли смысл фразы?»
Повествовательные предложения:
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Собака | грызет | кость. | Мама | пришла | с работы. |
Инструкция № 2. «Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном - новом - слове».
Вопросительные предложения:
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Вы | утром | звонили? | Ты | боишься | собак? |
5.
Самостоятельный выбор слова,
произносимого с логическим
Инструкция: «Повтори за логопедом фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».
1-й. Папа пришел с работы.
2-й. Папа пришел с работы.
3-й. Папа пришел с работы.
6.
Выделение слога из цепочки
слогов по образцу,
Инструкция: «Повтори за логопедом, выделяя голосом тот же слог, что и логопед».
па-па-па | та-та-та | ма-ма-ма |
па-па-па | та-та-та | ма-ма-ма |
па-па-па | та-та-та | ма-ма-ма |
7. Обследование модуляций голоса по высоте
Целью обследования является выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.