Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

     РЕЗУЛЬТАТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ

                                                                                                         Таблица№2

Имя, фамилия Восприятие

интонацион

ных структур

Воспроиз

ведение

интонацион

ных структур

Логичское ударение Высота

голоса

Сила

голоса

воспри

ятие

воспроиз

ведение

Эвелина П. 21 12 7 11 10 8
Света Б. 13 7 4 8 7 5
Олеся Б. 20 13 8 10 9 8
Никита М. 11 6 4 6 8 5
Георгий Ч. 19 10 8 12 10 7
Вероника  В. 14 11 7 12 9 7
Слава Т. 20 8 5 9 8 7
Света К. 14 13 7 9 9 8
Вера Л. 18 8 4 6 8 6
Артём Е. 12 9 7 12 9 7
Саша  Ф. 18 8 5 7 8 6
Анжелика  В. 19 11 6 11 10 6
Суммарный показатель 16,6 9,7 6 9,4 8,8 6,7

      

     Вывод: В среднем все дети справились с заданиями, не было не одной минимальной  оценки (0 баллов).

     В эксперимента  было выявлено,  что формирование просодических компонентов речи (интонация, логическое ударение, высота и сила голоса) у детей с дизартрией находится на разных этапах развития, поэтому эти компоненты не могут гармонировать друг с другом в связи с чем мы наблюдаем много ошибок в речи детей.

     РЕЗУЛЬТАТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ БЕЗ РЕЧЕВОЙ ПОТАЛОГИИ

                                                                                                       Таблица№3

Имя, фамилия Восприятие

интонацион

ных структур

Воспроиз

ведение

интонацион

ных структур

Логичское ударение Высота

голоса

Сила

голоса

воспри

ятие

воспроиз

ведение

Наташа  З. 31 19 12 19 11 12
Коля  М. 29 19 11 18 10 11
Таня  Н. 28 18 11 19 12 12
Настя М. 26 18 12 20 10 10
Денис Б. 27 20 12 19 10 12
Оля Т. 28 18 10 18 12 12
Аня Г. 29 19 11 18 11 10
Света Ш. 27 18 12 19 12 11
Лера В. 28 17 11 20 11 11
Таня  Т. 30 18 10 18 12 12
Миша  М. 29 18 11 19 11 10
Митя  Ч. 27 19 11 17 10 11
Суммарный показатель 28,3 18,4 11,2 18,6 11,1 11,2
 
 

     СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА  РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЙ  ДЕТЬМИ НА ЭТАПЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО  ЭКСПЕРИМЕНТА

                                                                                                                 Рисунок№1

     Диаграмма показывает, что просодическая сторона речи детей, в отличие от просодической стороны речи у детей без речевых нарушений. отстают по всем параметрам просодических компонентов(интонация, логическое ударение, высота и сила голоса). У детей с дизартрии наблюдался слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая или напряженная). Помимо этого отмечались приспособительные изменения мимики, артикуляции. У них нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, это отражается на просодике высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок. Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов.

     Итак, исходя из полученных данных, можно констатировать тот факт, что просодические компоненты речи у детей с дизартрией имеют явное отставание в своём развитии по сравнению таковыми у детей без нарушений речи. Дети значительно хуже справились со всеми заданиями.

       Таким образом, нами были выявлены следующие особенности просодических компонентов речи у детей с дизартрией.

     -дети  плохо воспринимают интонацию.

     -дети  допускают ошибки при воспроизведении  интонации.

     - дети с ошибками воспринимают  логическое ударение.

     - дети плохо воспроизводят логическое ударение

     -у  детей слабость в модуляции  голоса по силе и высоте 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 

3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента

       В связи со значимостью формирования просодических компонентов у детей с дизартрией мы разработали комплекс игр и упражнений и провели экспериментальное обучение.

     Цель  формирующего эксперимента заключалась  в формировании просодических компонентов  речи у детей с дизартрией посредством комплекса игр и упражнений. Подробную методику смотреть в приложении №3.

     Для реализации данной цели нами выделены следующие направления работы на каждом из которых решались определённые задачи:

Формирование  темповой организации  высказывания

1 Формирование  у детей знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).

2. Формирование  умения слышать замедление и  убыстрение темпа речи.

3. Формирование  умения использовать различные  темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи

Формирование  интонационной выразительности  речи

1 Знакомство  с различными видами интонации

2 Развитие  восприятия различных видов интонации

3 Развитие  дифференциации различных видов  интонации

Формирование  ритмической организации  высказывания

1 Знакомство  с различными видами ритмической  организации

2 Развитие  восприятия различных видов ритмической  организации 

3 Развитие  дифференциации различных видов  ритмической организации

Формирование  модуляций голоса по силе

1 Развитие восприятие  отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

2 Формирование  в воспроизведения постепенного  нарастания и падения силы  голоса при произнесении отдельных  звуков и звукоподражаний

Формирование  восприятия тембра голоса

1 Формирование  умения определять характер звучания тона голоса на слух.

2  Различение  тембра голоса людей разного  возраста

      В формирующем эксперименте принимали  участие 12 детей c дизартрией, которые  были разделены нами на две группы по 6 человек, первая группа – экспериментальная, с детьми этой группы мы проводили работу по формирующей методике; вторая группа – контрольная.

      Экспериментальная группа находилась  в  ДОУ №162 «РЕКОРД» в группе для детей с дизартрией в период с 9 марта по 1 апреля 2010 года. Занятия проводились в вечернее время по 3-4 занятия в неделю по 15-20 минут. 

     3.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

     По  результатам экспериментального обучения был проведен контрольно-оценочный  эксперимент. Цель проведения контрольного эксперимента - доказать эффективность разработанного комплекса игр и упражнени. При проведении контрольного эксперимента была применена методика, использованная в процессе констатирующего эксперимента.

      В контрольном эксперименте участвовали 12 детей дошкольного возраста с  дизартрией, из которых 6 детей, прошли курс экспериментального обучения и 6 детей, не участвовали в формирующем эксперименте.

      Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, дают возможность говорить о положительном  влиянии проведенного обучения. Представлены данные в таблице №4 по формированию просодических компонентов у детей с дизартрией экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы.

      РЕЗУЛЬТАТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ АДАНИЙ ДЕТЬМИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ГРУППЕ 

                                                                                                           Таблица№4

Имя, фамилия Восприятие

интонацион

ных структур

Воспроиз

ведение

интонацион

ных структур

Логичское ударение Высота

голоса

Сила

голоса

воспри

ятие

воспроиз

ведение

Эвелина П. 22 14 8 12 11 9
Света Б. 16 9 6 9 8 6
Олеся Б. 24 13 9 11 10 10
Никита М. 13 9 6 9 9 7
Георгий Ч. 19 11 8 12 10 9
Вероника  В. 15 11 9 13 10 8
Суммарный показатель 18,1 10,8 7,6 10,4 9,6 8,1

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ