Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа
Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы
Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ
Имя, фамилия | Восприятие
интонацион ных структур |
Воспроиз
ведение интонацион ных структур |
Логичское ударение | Высота
голоса |
Сила
голоса | |
воспри
ятие |
воспроиз
ведение | |||||
Эвелина П. | 21 | 12 | 7 | 11 | 10 | 8 |
Света Б. | 13 | 7 | 4 | 8 | 7 | 5 |
Олеся Б. | 20 | 13 | 8 | 10 | 9 | 8 |
Никита М. | 11 | 6 | 4 | 6 | 8 | 5 |
Георгий Ч. | 19 | 10 | 8 | 12 | 10 | 7 |
Вероника В. | 14 | 11 | 7 | 12 | 9 | 7 |
Слава Т. | 20 | 8 | 5 | 9 | 8 | 7 |
Света К. | 14 | 13 | 7 | 9 | 9 | 8 |
Вера Л. | 18 | 8 | 4 | 6 | 8 | 6 |
Артём Е. | 12 | 9 | 7 | 12 | 9 | 7 |
Саша Ф. | 18 | 8 | 5 | 7 | 8 | 6 |
Анжелика В. | 19 | 11 | 6 | 11 | 10 | 6 |
Суммарный показатель | 16,6 | 9,7 | 6 | 9,4 | 8,8 | 6,7 |
Вывод: В среднем все дети справились с заданиями, не было не одной минимальной оценки (0 баллов).
В эксперимента было выявлено, что формирование просодических компонентов речи (интонация, логическое ударение, высота и сила голоса) у детей с дизартрией находится на разных этапах развития, поэтому эти компоненты не могут гармонировать друг с другом в связи с чем мы наблюдаем много ошибок в речи детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ БЕЗ РЕЧЕВОЙ ПОТАЛОГИИ
Имя, фамилия | Восприятие
интонацион ных структур |
Воспроиз
ведение интонацион ных структур |
Логичское ударение | Высота
голоса |
Сила
голоса | |
воспри
ятие |
воспроиз
ведение | |||||
Наташа З. | 31 | 19 | 12 | 19 | 11 | 12 |
Коля М. | 29 | 19 | 11 | 18 | 10 | 11 |
Таня Н. | 28 | 18 | 11 | 19 | 12 | 12 |
Настя М. | 26 | 18 | 12 | 20 | 10 | 10 |
Денис Б. | 27 | 20 | 12 | 19 | 10 | 12 |
Оля Т. | 28 | 18 | 10 | 18 | 12 | 12 |
Аня Г. | 29 | 19 | 11 | 18 | 11 | 10 |
Света Ш. | 27 | 18 | 12 | 19 | 12 | 11 |
Лера В. | 28 | 17 | 11 | 20 | 11 | 11 |
Таня Т. | 30 | 18 | 10 | 18 | 12 | 12 |
Миша М. | 29 | 18 | 11 | 19 | 11 | 10 |
Митя Ч. | 27 | 19 | 11 | 17 | 10 | 11 |
Суммарный показатель | 28,3 | 18,4 | 11,2 | 18,6 | 11,1 | 11,2 |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЙ ДЕТЬМИ НА ЭТАПЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Диаграмма показывает, что просодическая сторона речи детей, в отличие от просодической стороны речи у детей без речевых нарушений. отстают по всем параметрам просодических компонентов(интонация, логическое ударение, высота и сила голоса). У детей с дизартрии наблюдался слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая или напряженная). Помимо этого отмечались приспособительные изменения мимики, артикуляции. У них нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, это отражается на просодике высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок. Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов.
Итак, исходя из полученных данных, можно констатировать тот факт, что просодические компоненты речи у детей с дизартрией имеют явное отставание в своём развитии по сравнению таковыми у детей без нарушений речи. Дети значительно хуже справились со всеми заданиями.
Таким образом, нами были выявлены следующие особенности просодических компонентов речи у детей с дизартрией.
-дети плохо воспринимают интонацию.
-дети
допускают ошибки при
- дети с ошибками воспринимают логическое ударение.
-
дети плохо воспроизводят
-у
детей слабость в модуляции
голоса по силе и высоте
Глава
3. КОРРЕКЦИОННАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента
В связи со значимостью формирования просодических компонентов у детей с дизартрией мы разработали комплекс игр и упражнений и провели экспериментальное обучение.
Цель формирующего эксперимента заключалась в формировании просодических компонентов речи у детей с дизартрией посредством комплекса игр и упражнений. Подробную методику смотреть в приложении №3.
Для реализации данной цели нами выделены следующие направления работы на каждом из которых решались определённые задачи:
Формирование темповой организации высказывания
1 Формирование у детей знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).
2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.
3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи
1 Знакомство с различными видами интонации
2 Развитие
восприятия различных видов
3 Развитие
дифференциации различных
Формирование ритмической организации высказывания
1 Знакомство
с различными видами
2 Развитие
восприятия различных видов
3 Развитие
дифференциации различных
Формирование модуляций голоса по силе
1 Развитие восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса
2 Формирование
в воспроизведения
Формирование восприятия тембра голоса
1 Формирование умения определять характер звучания тона голоса на слух.
2 Различение тембра голоса людей разного возраста
В формирующем эксперименте принимали участие 12 детей c дизартрией, которые были разделены нами на две группы по 6 человек, первая группа – экспериментальная, с детьми этой группы мы проводили работу по формирующей методике; вторая группа – контрольная.
Экспериментальная
группа находилась в ДОУ №162 «РЕКОРД»
в группе для детей с дизартрией в период
с 9 марта по 1 апреля 2010 года. Занятия проводились
в вечернее время по 3-4 занятия в неделю
по 15-20 минут.
3.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
По результатам экспериментального обучения был проведен контрольно-оценочный эксперимент. Цель проведения контрольного эксперимента - доказать эффективность разработанного комплекса игр и упражнени. При проведении контрольного эксперимента была применена методика, использованная в процессе констатирующего эксперимента.
В контрольном эксперименте участвовали 12 детей дошкольного возраста с дизартрией, из которых 6 детей, прошли курс экспериментального обучения и 6 детей, не участвовали в формирующем эксперименте.
Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, дают возможность говорить о положительном влиянии проведенного обучения. Представлены данные в таблице №4 по формированию просодических компонентов у детей с дизартрией экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ВЫПОЛНЕНИЯ АДАНИЙ ДЕТЬМИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ГРУППЕ
Имя, фамилия | Восприятие
интонацион ных структур |
Воспроиз
ведение интонацион ных структур |
Логичское ударение | Высота
голоса |
Сила
голоса | |
воспри
ятие |
воспроиз
ведение | |||||
Эвелина П. | 22 | 14 | 8 | 12 | 11 | 9 |
Света Б. | 16 | 9 | 6 | 9 | 8 | 6 |
Олеся Б. | 24 | 13 | 9 | 11 | 10 | 10 |
Никита М. | 13 | 9 | 6 | 9 | 9 | 7 |
Георгий Ч. | 19 | 11 | 8 | 12 | 10 | 9 |
Вероника В. | 15 | 11 | 9 | 13 | 10 | 8 |
Суммарный показатель | 18,1 | 10,8 | 7,6 | 10,4 | 9,6 | 8,1 |