Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

   Как указывают Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова (2001), при дизартрии за счет нарушения  иннервации дыхательной мускулатуры  прежде всего нарушается речевое  дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией [29].

   По  данным Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой, нарушение дыхания имеют сложный  патогенез, связанный как с паретичностью  дыхательных мышц, изменением их тонуса, нарушением их реципрокной координации, так и с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина [33].

   Следующей характерной особенностью дизартрии  является нарушение голоса. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

   При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются  недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

   У детей с преобладанием процесса возбуждения, тембр голоса высокий. Сам голос громкий, чрезмерно  часто срывающийся на фальцет. Ритм речи не регулярный, изменчивый. Его  нарушения могут быть обусловлены несформированностью оптимального для речи типа физиологического дыхания, нарушением мышечного тонуса, гиперкинезами дыхательной мускулатуры.

   Темп  речи у детей с преобладанием  процесса торможения - замедленный, с  преобладанием процесса возбуждения - ускоренный. Нарушения темпа речи могут быть обусловлены не только нарушениями равновесия между основными нервными процессами, но и нарушением нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов.

   У детей, с преобладающим процессом  возбуждения, просодическая сторона  речи характеризуется следующим  образом: тембр высокий; голос чрезмерно  громкий, крикливый, часто срывающийся на фальцет; ритм речи не регулярный, изменчивый; темп речи ускоренный [29].

   Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова (1985) также  указывают о нарушениях темпа  речи при дизартрии. Они отмечают, что речь при дизартрии смазанная, нечеткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным по типу тахилалии или (чаще) замедленным по типу брадилалии. Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. К основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии относятся также мелодико-интонационные расстройства. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей [33].

   Как отмечает Л.В. Лопатина, речь у детей  с дизартрией монотонная, невыразительная. В большинстве случаев затруднена передача основных видов интонации, при этом дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении. У детей с дизартрией в большинстве случаев затруднено использование основных типов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Следовательно, интонация в речи этих детей не выполняет коммуникативную функцию - не дает информацию о том, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно в себе вопрос, ответ, утверждение и т.п. Кроме того, в каждом акте коммуникации должно быть выражено не только содержание высказывания (денотативный аспект), но и отношение к сообщаемому самого говорящего (коннотативный аспект).

   Эмоциональный аспект интонации, выражая эмоциональное  состояние говорящего, может определенным образом воздействовать на слушающего. Эти два аспекта интонации (коммуникативный и эмоциональный) взаимосвязаны, и нарушение одного из них так или иначе может, по-видимому, приводить к нарушению другого [29].

   По  наблюдениям Г.В. Чиркиной, неблагоприятное  влияние на интонационное оформление речи у дошкольников с дизартрией оказывает нарушение мимики, использование которой облегчает передачу разнообразных интонационных оттенков [54].

   Подробное изучение просодических компонентов  речи у детей с дизартрией было предпринято также Г.В. Бабиной и Р.Е. Идес [5]. Так, при исследовании особенностей использования речевого голоса авторами были получены следующие характеристики:

   – недоступность использования высокого голоса при произношении автоматизированных рядов, коротких фраз и имитации речи соответствующих сказочных персонажей, при этом отмечались замена высокого голоса средним или низким, замена высокого голоса громким;

   – затруднение в дифференцированной передаче среднего и низкого звучания голоса, наличие взаимозамен, соскальзывание на средний регистр звучания голоса к концу фразы;

   – трудности использования громкого голоса: замены громкого звучания голоса средним по силе, соскальзывание с  громкого звучания на среднее и далее - тихое (громко произносятся, «выкрикиваются», только одно-два начальных слова ряда, фразы);

   – преобладание тихого звучания голоса или его ослабление к концу  произнесения фразы;

   – затруднения использования заданного  темпа произношения: недоступность  быстрого темпа проговаривания, замена его средним или замедленным; затруднения в использовании медленного темпа, замена его средним или несколько ускоренным;

   – выраженные трудности реализации динамического  потенциала голоса в произношении экспериментального материала:

   а) резкое ограничение звуковысотных  модуляций: полная неспособность к изменению высоты голоса; замена высокого звучания голоса громким; невозможность произвольного переключения с низкого звучания голоса на высокое; затруднения в переключении со среднего звучания голоса на низкое; неспособность осуществления плавных переходов от одного типа звучания к другому.

   б) ограничение возможностей изменения  силы голоса: полная неспособность  изменять силу голоса (использование  только средней силы голоса, застревание  на том варианте громкости, с которого начиналось произнесение); невозможность перехода от тихого к громкому проговариванию (доступен только переход с шепотного на среднее по силе проговаривание и наоборот); возможность короткого громкого начала с резким переходом на среднее и тихое; резко контрастные, неплавные переходы от одного варианта звучания к другому;

   в) ограничение возможностей изменения  темпа произнесения: особые трудности  переключения со среднего темпа произнесения на быстрый; замена медленного темпа  произнесения тихим звучанием; резкие переходы от одного темпа произнесения к другому; неоправданно долгое застревание на одном темпе произнесения.

   Регистрация и анализ результатов обследования восприятия интонационных структур, проведенные Г.В. Бабиной и Р.Е. Идес, показали возможность определения на слух быстрого и медленного темпа речи, высокого и низкого, громкого и тихого звучания голоса при восприятии коротких фраз, фрагментов стихотворных и прозаических текстов;

   а) в невербализованном варианте предъявления (татакирование):

   - недоступность определения интонационного рисунка фраз и выявления коннотативных значений высказываний;

   - возможность дифференциации и  определения значений наиболее  контрастных типов интонационных  рисунков фраз (вопрос, приказ), а  также контрастных коннотаций (радость  и обида, одобрение и злость), и трудности определения менее контрастных интонационных рисунков и коннотаций (приказ и просьба, сообщение и просьба; радость и удивление, страх и обида);

   б) в вербализованном варианте предъявления:

   - затруднения в идентификации интонационных рисунков и конкретных коннотативных значений, относящихся к одному типу (приказ и просьба, страх и обида);

   - доступность определения характера  интонационного рисунка контрастных  фраз (вопрос, приказ, отказ) и ярко  выраженных коннотаций в высказывании (радость и страх).

   Рассмотрение  результатов обследования возможностей интонационного оформления высказываний детьми с дизартрией также позволило  Г.В. Бабиной и Р.Е. Идес установить целый ряд особенностей:

   – трудности продуцирования фрагментов стихотворений и сказок с соответствующей интонацией: преобладание в репликах интонации сообщения - замена вопросительной, побудительной и др. типов интонации интонацией сообщения;

   – трудности переключения с одного типа интонации на другой (застревание  на одной интонации);

   – частые семантические сдвиги реплик-реакций (несоответствие семантики интонационного оформления ответной реплики семантике  инициальной реплики);

   – несформированность умения использования  паралингвистических средств для  передачи характерологических черт персонажей;

   – ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз, проявляющееся в повторении интонационного рисунка фразы, произнесенной  экспериментатором;

   – взаимозамены интонационных рисунков (замена приказа вопросом, согласия - отказом, вопроса - сообщением и т.д.).

   – отсутствие коннотативности (эмотивности, экспрессивности, оценочности) в высказываниях - неумение передавать положительные  коннотации (радость, одобрение, удивление) и ограничение в передаче отрицательных коннотаций (злость, страх, обида);

   – неадекватная реализация коннотативности  в высказываниях: замена радости  удивлением, страха - злостью, удивления - страхом и др.

   Проверка  умений акцентного выделения слов в  тексте выявила у всех детей нереализованность акцентуации, выделение любого слова во фразе вместо заданного, застревание на выделении одного и того же слова (в независимости от инструкции), выделение двух слов вместо одного.

   Таким образом, Г.В. Бабина и Р.Е. Идес сформулировали ряд выводов:

   1) выявленные у детей с дизартрией особенности восприятия и продуцирования интонационных конструкций высказываний обусловлены рядом факторов; выраженные нарушения просодики, бедность речевого опыта, низкий уровень развития диалогической речи приводят к ограничению средств выражения внетекстового содержания, затруднениям в создании эмоциональности, в реализации связи значимого содержания высказывания с ситуацией общения;

   2) нарушения физических свойств  речевого голоса, выраженные трудности  продуцирования и репродуцирования различных интонационных конструкций, резкое ограничение возможности передачи коннотативных значений и реализации акцентуации характерны для большинства детей со стертой дизартрией, что свидетельствует о низком уровне динамики развития произносительной стороны речи.

   В целом, анализ литературы показывает, что при дизартрии наряду с  дефектами звукопроизношения имеются  различные нарушения просодических  компонентов, усугубляющие неблагоприятную  картину звуковой речи. Однако, особенности  просодических нарушений, характерных для данной речевой патологии, до настоящего времени еще не нашли достаточного освещения. В имеющихся исследованиях преимущественно характеризуются возможности восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения и не достаточно изучены эти возможности в отношении других просодических компонентов.

 Выводы  по 1 главе:

     Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций . Просодика  — это инструмент, обеспечивающий эмоциональность и выразительность речи.

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ