Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

      - По веточке ползает длинная  гусеница. (медленный темп)

      - Из-под топота копыт пыль по  полю летит. (быстрый темп)

      - Кто-кто в теремочке живет? (медленный  темп)

      - В лесу дети собирали грибы  и ягоды. (нормальный темп)

      - У пчелы, у пчёлки почему  нет чёлки? (быстрый темп)

      - Зимой дети любят кататься  на санках и коньках. (медленный темп)

      Процедура: Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.

      Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за логопедом предложения точно так же».

      - Весной тает снег и бегут  ручьи. (нормальный темп)

      - Кто стучится в дверь ко  мне с толстой сумкой на  ремне? (быстрый темп)

      - Самолет построим сами и помчимся  над полями. (быстрый темп)

      - Улитка носит свой домик на  спине. (медленный темп)

      - На море во время шторма  очень большие волны. (нормальный  темп)

     Формирование интонационной выразительности речи

     1 Развитие восприятия различных  видов интонации

     2 Знакомство с различными видами  интонации

     3 Развитие дифференциации различных  видов интонации

     При знакомстве с различными видами интонации  и определении картинки-символа              могут использоваться следующие стихотворения:

     Восклицательный знак

     Друзья! В произведениях Стою я для  того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря  я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

     (А.  Тетивкин)

     Бурным  чувствам нет конца:

     Пылкий  нрав у молодца!

     Вопросительный  знак

     Разные  вопросы задаю я всем:

     Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

     (А.  Тетивкин)

     Вечно думая над смыслом Изогнулся  коромыслом.

     Точка

     У нее особый пост В самой малой  строчке. Если точка — Вывод прост:

     Это значит — Точка.

     Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

     примеры

     Скажи погромче Слово “гром” — Грохочет слово,

     Словно  гром.

     (А.  Барто)

     Опавшей листвы разговор еле слышен:

     Мы  с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

     На  пороге — морозы!

     (Ю.  Капотов)

     Задания

      Инструкция: «Повтори за логопедом фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».

      1-й. Папа пришел с работы.

      2-й. Папа пришел с работы.

      3-й. Папа пришел с работы.

      Дифференциация  типов интонации в стихотворном тексте.

      Инструкция: «Логопед читает стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то

      Если  спокойный и ровный голос, то

      Кто умеет утром сам просыпаться  по часам?

      Я умею по часам просыпаться утром  сам.

      Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

      Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

      Кто простуды не боится, кто умеет с  мылом мыться?

      Я обычно утром рано умываюсь из-под  крана.

      Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

     Формирование  ритмической организации  высказывания

     1Развитие  восприятия различных видов ритмической  организации 

     2Знакомство  с различными видами ритмической  организации

     3Развитие  дифференциации различных видов  ритмической организации

      Материал: карточки с графическим изображением ритмических структур:

      //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/./U/U/ и т.д., где / - громкий удар, U - тихий удар.

      1. Инструкция: «Послушай, сколько было  ударов. Покажи карточку, на которой  изображено нужное количество  ударов».

      - изолированные удары: а) //б) /// в) //// г) ////

      2. Инструкция: «Послушай, сколько было  ударов, покажи нужную карточку».

      - серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г)/// /// ///

      Зоопарк

-В зоопарке  мы с вами уивдим лошадку.  Она скачет резво, быстро. Покажите. (Звучит галоп. Дети быстро бегут друг за другом, высоко поднимая ноги в коленях и слегка отклонив туловище назад, как лошадка, повторяя):

Я копытами стучу,  
Я скачу, скачу, скачу. 
Грива вьётся по ветру, 
Но – но. Тпру.
 
(В конце – чёткая остановка).

- Посмотрите, как воробьишки летят. (Звучит народная мелодия. Первая часть музыки – дети легко бегут в произвольных направлениях, отведя руки в стороны ("воробушки бегут”). Вторая часть музыки – "воробушки” прыгают на обеих ногах на месте, одновременно кружась).

 «Повтори »

Инструкция  «Сейчас каждый из вас сам придумает любое «отхлопывание» и загадает нам, а мы все вместе повторим его»

Обследование  модуляций голоса по силе

1Развитие восприятие  отдельных звуков и звукоподражаний,  произнесенных с разной силой  голоса

2Упражнять в воспроизведении постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний

Задания

      Инструкция  «Послушай, как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомним, что если далеко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слышим громкий».

    Громко Тихо
    Жук-  ЖЖЖЖЖ жжжжж
    Комар - ЗЗЗЗЗЗЗ ззззззз
    Кузнечик - ЦЦЦЦЦ цццццц
    Кукушка - КУ-КУ ку-ку
    Лягушка - КВА-КВА ква-ква
    Сова - УХ-УХ ух-ух
    Осёл - ИА-ИА иа-иа
 

      Инструкция. «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

    Близко Далеко
    Самолет (У) - ... ? ...?
    Пароход (Ы) - ... ? ...?
    Поезд (О) - ... ? ...?
    Машина (И) - ... ? ...?
 

       
 Инструкция. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д.».

       
 

       

     Формирование  восприятия тембра голоса

      1 Упражнять в умении определять характер звучания тона голоса на слух.

      2 Учить Различать тембр голоса  людей разного возраста 
 

      Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства:

    1 2 3 4 5
    грусть, удивление, радость, гнев, страх.

        
 

      Логопед произнесет маленькие слова (восклицания), а ты подумай, каким тоном голоса логопед произнес слово, и покажи подходящего человечка».

      1. Ах! - радость восхищение.

      2. Ой! - испуг, страх.

      3. Ух! - недовольство.

      4. О! - удивление.

      5. Эх, - грусть, сожаление.

      Процедура: Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном голоса оно было произнесено, и показать картинку с изображением человечка, лицо которого выражает соответствующее чувство.

      Инструкция: «Логопед сейчас произнесет предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено, ' и покажи подходящего человечка».

      1. Скоро гроза! (недовольно)

      2. Скоро гроза! (радостно)

      3. Скоро гроза?! (удивленно)

      4.Скоро  гроза. (грустно)

      5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно) 

      Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чем голос звучит. Покажи подходящую картинку».

      Речевой материал: одна фраза, произнесенная разными голосами.

      «Угадай, чей голос?»

      1. Женский голос.

      2. Мужской голос.

      3. Детский голос.

      4. Голос пожилой женщины.

      5. Голос пожилого мужчины.

      Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если...»

    Упала чашка - Ой! (испуганно).
    Забили  гол в ворота - Ура! (радостно).
    Прося убрать игрушки - У-У (недовольно, плаксиво)
    Устали  и хотят спать - Ох (устало, тихо)
    Рубят дрова - Ух (тяжело).
    Грозят  пальцем, нельзя - Ая-яй (строго).
    детям брать спички  

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ