Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

      Материал  для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

      1. Исследование восприятия изолированных  звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

      Процедура: Ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей или предметы разной величины. Предварительно объясняют, что у животного, например собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка - «тонкий», т.е. высокий.

      Инструкция: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?»

    АВ æ - собака АВ ä - щенок
    МУ æ - корова МУ ä - теленок
    МЯУ æ - кошка МЯУ ä - котенок
    У æ - пароход большой У ä - кораблик маленький
    О æ - медведь О ä - мишутка
 

      2. Воспроизведение изолированных  звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса.

      Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

    У æ - большой (низкий) голос У ä - маленький (высокий)
    А æ - А ä -
    0 æ - О ä -
    МУ æ - корова МУ ä - теленок
    АВ æ - собака АВ ä - щенок
    МЯУ æ - кошка МЯУ ä- котенок
 

      3. Воспроизведение поступательного  повышения и понижения голоса  на гласных звуках с опорой  на графическое изображение или  движения руки:

      вверх - повышение высоты

      вниз - понижение высоты

      Инструкция  № 1: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».

       Инструкция № 2. «Покажи, как укачивают ребенка, куклу». 

      Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.

      Критерии оценки:

      4 балла - задание выполняется с  достаточными модуляциями по  высоте;

      3 балла - задание выполняется с  недостаточными модуляциями голоса  по высоте;

      2 балла - задание выполняется без  модуляций голоса по высоте, но  при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;

      1 балл - задание выполняется без  модуляций голоса по высоте, но  при сопряженном выполнении задания  высота голоса остается без изменений;

      0 баллов - задание не выполняется.

      8. Обследование модуляций  голоса по силе

      Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).

      Материал  для исследования: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и далеко.

      1. Восприятие отдельных звуков  и звукоподражаний, произнесенных  с разной силой голоса.

      Процедура: Ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного - на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета - на громкий голос логопеда.

      Инструкция  № 1: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит - «УУУУУ». Если пароход близко - он гудит громко, если далеко - тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».

      Громко   Тихо
    У - самолет близко У - самолет далеко
    А - пожарная машина А - пожарная машина
           близко        далеко
    О - поезд близко О - поезд далеко
    И - «скорая помощь» И - «скорая помощь»
            близко         далеко
 

      Инструкция  № 2. «Послушай, как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомним, что если далеко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слышим громкий».

    Громко Тихо
    Жук-  ЖЖЖЖЖ жжжжж
    Комар - ЗЗЗЗЗЗЗ ззззззз
    Кузнечик - ЦЦЦЦЦ цццццц
    Кукушка - КУ-КУ ку-ку
    Лягушка - КВА-КВА ква-ква
    Сова - УХ-УХ ух-ух
    Осёл - ИА-ИА иа-иа

      Примечание: звукоподражания дают вразнобой.

      2. Воспроизведение отдельных звуков  и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

      Инструкция  № 1. «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

    Близко Далеко
    Самолет (У) - ... ? ...?
    Пароход (Ы) - ... ? ...?
    Поезд (О) - ... ? ...?
    Машина (И) - ... ? ...?
 

      Инструкция  № 2. «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко)?»

      Близко   Далеко
    Жук (ЖЖЖ) - ... ?   ...?
    Комар (333) - ... ?   ...?
    Кузнечик (ЦЦЦ) - ... ?   ...?
    Кукушка (КУ-КУ) - ... ?   ...?
    Лягушка (КВА) - ... ?   ...?
    Сова (УХ) - ... ?   ...?
    Корова (МУ) - ... ?   ...?

       3. Воспроизведение постепенного  нарастания и падения силы  голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

      Инструкция  № 1. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д.». 

 

       Инструкция № 2: «Покажи, как гудит  удаляющийся самолет, поезд, машина и т.д.».

       Инструкция № 3: «Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы». 

       Инструкция № 4: «Покажи, как воет сирена - сначала тихо, а потом  все громче и громче, т.е. на одном  выдохе, а потом затихает». 

                                                                                          
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                   Приложение№3

    Комплекс  игр и упражнений

     Формирование  темповой организации  высказывания

     1 Формирование у детей некоторых  знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).

     2. Формирование умения слышать  замедление и убыстрение темпа  речи.

     3. Формирование умения использовать  различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи

     УПРАЖНЕНИЯ  И ИГРЫ

     “Дождик”(быстро-медленно)

       Логопед читает стихотворение:

     Капля раз, капля два,

     Капля медленно сперва:

     Кап, кап, кап.

     Стали капли поспевать,

     Капля каплю подгонять:

     Кап, кап, кап.

     Зонтик  поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.

     Детям предлагается хлопать в ладоши в  том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

     Дятел”.

       Логопед произносит двустишие  несколько раз в разном темпе:

     Дятел дерево долбит,

       На весь лес он стучит.

     Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.

      Процедура: Ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца - быстрый темп, черепаху - медленный темп, ежика - нормальный темп.

      Инструкция: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает - и говорит очень медленно, заяц бегает очень быстро - и говорит очень быстро. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ