Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЕТЬМИ В КОНТРОЛЬНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППАХ 

                                                                                                        Рисунок №2           

        

     Как видно из диаграммы положительная  динамика в развитии просодической стороны речи явно наблюдается в экспериментальной группе для детей с дизартрией.

      Если  в контрольной группе количество баллов осталось тем же, так как  с этими детьми не проводилось специальное обучение, то в экспериментальной группе у всех детей увеличились показатели по всем методикам.

     Речь  детей стала более выразительной  и эмоционально окрашенной.  Дети отраженно воспроизводят фразы с различными интонациями и стихотворные строки в соответствии с интонацией логопеда, но только после неоднократного демонстрирования образца. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, дети допускают мало ошибок, самостоятельно исправляются по ходу работы. Мало  ошибок дети делают при самостоятельном воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. Воспроизводят  фразы с логическим ударением по практически без ошибок, которые исправляются самостоятельно по ходу работы. В сравнении двух предложений, отличающихся только ударением, тоже не допускают ошибок. Правильно отвечают на вопросы по сюжетным картинкам.. При воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении не допускают ошибок. Иногда  путается при самостоятельном выборе слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. Отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса, дети воспринимают и произносят правильно. С ошибками воспроизводит постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. Сформирована темпо - ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

       Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации. Все данные, полученные в ходе проведенных экспериментов, анализ этих данных показали, что занятия по формированию просодики у детей со стертой формой дизартрии нормализуют основные компоненты просодической стороны речи и делают речь выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач, что доказано экспериментальным путем. Обнаруженные у дошкольников со стертой формой дизартрии разные уровни нарушения просодики позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить просодическую сторону речи детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Целью работы было выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать  комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

     Просодические элементы речи включают в себя ритмико-интонационные  элементы речи (мелодика, относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.), обязательные для звуков речи и относительно независимые от их качества, организующие речь путём противопоставления одних сегментов речевого потока другим. Просодические элементы соотносятся с единицами, большими, чем звук, - слогами, словами, синтагмами и предложениями; они организованы в автономные системы, важнейшие из которых тон, ударение и интонация.

      Проанализировав литературу по этой теме мы выявили  особенности просодической стороной речи у дошкольников дизартрией. Нарушения физических свойств речевого голоса, выраженные трудности продуцирования и репродуцирования различных интонационных конструкций, резкое ограничение возможности передачи конкретных значений характерны для большинства детей с дизартрией, что свидетельствует о низком уровне динамики развития просодической стороны речи.

      Результаты  констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей с дизартрией недостаточно развиты все компоненты речи. Наибольшую трудность у этих детей вызвали задания по удержанию паузы, выявлено неумение пользоваться интонацией и ударением.

      Было  выявлено ряд особенностей просодической  стороны речи у детей с дизартрией:

     -дети  плохо воспринимают интонацию.

     -дети  допускают ошибки при воспроизведении  интонации.

     - дети с ошибками воспринимают  логическое ударение.

     - дети плохо воспроизводят логическое  ударение

     -у  детей слабость в модуляции  голоса по силе и высоте

      Нами был предложен комплекс игр и упражнений по формированию просодики, направления работы включали следующие разделы:

- Формирование  темповой организации высказывания

- Формирование  интонационной выразительности  речи

- Формирование модуляций голоса по силе

- Формирование восприятия тембра голоса

- Формирование ритмической организации высказывания

      Результаты  контрольного эксперимента показали: после проведенной систематической  работы по формированию основных компонентов  просодики речь детей с дизартрией стала более выразительной, интонационно окрашенной.

      Цель  исследования достигнута, задачи решены, гипотеза потверддена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Алмазова Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. – М.: Учпедгиз, 1983.
  4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007.
  6. Бадалян О.Л. Детская неврология. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Просвещение, 1981.
  8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Власова Т.А., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Владос, 1996.
  10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. – М.: Просвещение, 1987.
  11. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под редакцией Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1994.
  12. Ганн И.И., Филичева Т.Б. Использование сюжетных картинок на занятиях в группах для детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1990, №5.
  13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1973.
  14. Диагностика речевого развития дошкольников. / Под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: АО Совер, 1997.
  15. Дошкольник / Под редакцией Белкиной В.Н., Васильевой Н.Н., Елкиной Н.В. – Яр.: Академия Холдинг, 2003.
  16. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1996.
  17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
  18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Учпедгиз, 1968.
  19. Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи. – М.: Просвещение, 1990.
  20. Зееман М.В. Расстройство речи в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1982.
  21. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи. СПб.: Союз, 2000.
  22. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2005.
  23. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
  24. Кононова И.М. Основные факторы развития голосовых реакций детей первого года жизни. – М.: Учпедгиз, 1981.
  25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.
  26. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Учпедгиз, 1978.
  27. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003.
  28. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз, 2004.
  29. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.
  30. Лопухна И.С. Логопедия (550 упражнений для развития речи). – М.: Аквариум, 1998.
  31. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1989.
  32. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2006.
  33. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2002.
  34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
  35. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб: Детство-пресс, 2007.
  36. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2005.
  37. Поварова И.А. Заикание. – СПб: Речь, 2005.
  38. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1975.
  39. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1992.
  40. Расстройство речи у детей и подростков / Под редакцией Ляпедевского С.С. – М.: Учпедгиз, 1981.
  41. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. – М.: Просвещение, 1974.
  42. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – ЛГУ, 1982.
  43. Совак М.А., Беккер К.П. Логопедия. – М.: Просвещение, 1991.
  44. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Речь, 1997.
  45. Токарева О.А. Дизартрия. // Расстройства дечи у детей и подростков. / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. -М., 1969.- С. 144-155.
  46. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.
  47. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001.
  48. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
  49. Флерова Ж.М. Логопедия. – РнаД.: Феникс, 2004.
  50. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей. – М.: Учпедгиз, 1972.
  51. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1979.
  52. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 1998.
  53. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 1989.
  54. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. – М., 1999.
  55. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: Владос, 2003.
  56. Шорохова О.А. Играем в сказку. – М.: Сфера, 2008.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                Приложение№1

    Краткий справочник основных определений просодических  компонентов речи.

      Интонация

      В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

      Мелодика

      Она фиксирует повышение и понижение  тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

      Темп  речи

      Это важнейший компонент интонации. Темп - скорость произнесения речевых  элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего.

      Патологически быстрая речь (тахилалия) требует  усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

      Темп  речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста. 
 

      Тембр

      Индивидуальный  компонент интонации - тембр, колорит  голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

      Пауза

      Особое  место в интонации занимают паузы - это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая - только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации»

      Сила  голоса

      Сила  голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

      Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

      Высота  голоса

      Это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

      Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

      Ритм

      Это закономерное повторение соизмеримых  и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).

      В основе ритмической организации  человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса - паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ