Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

     Положение ударений внутри слов, входящих в синтагму, определяет характер ритмической структуры речи, чередование ударных и безударных слогов является основным свойством ритма. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально». Ритмическая организация речевого потока тесно связана с темпом.

    Темп как длительность представляет собой скорость произнесения определенных отрезков речи и взаимосвязан с содержанием высказывания эмоциональным состоянием говорящего, зависит от стиля произношения.

     Темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также ситуацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артикуляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Однако, при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учете идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчетов приводят к весьма различающимся результатам.

     В диагностике состояния просодических компонентов отсутствуют объективные показатели, поэтому в практической логопедии и в лингвистике выделяют три основных темпа речи: быстрый, нормальный и медленный. Оптимальный темп речи, в зависимости от условий, может быть медленным, быстрым и умеренным .

     Темп речи не является постоянной характеристикой. У одного и того же человека он может быть как постоянным, так и меняющимся - в зависимости от условий и ситуаций общения. Скорость речи зависит от темперамента говорящего, его подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи. Нормой в темпе русской разговорной речи принято считать 120 слов в минуту .

     Н.Д. Светозарова отмечает существование определенной связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный - для восклицательного предложения[42]. В настоящее время в лингвистике разработаны и используются несколько классификаций интонации: А.Н. Гвоздева, Е.А. Брызгуновой, Л.В. Бондарко и др.

    Нельзя не согласиться с утверждением Н. В. Черемисиной-Ениколоповой о том, что интонация является «важнейшей приметой звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков»[53]. Другие лингвисты также отмечают связь между интонацией и смыслом предложения и рассматривают интонацию как один из важнейших факторов коммуникации .

     При оформлении речевого высказывания большое значение имеет пауза, В лингвистике пауза определяется как перерыв в звучании или прекращение фонации. Акустически это выражается в падении интенсивности голоса до нуля, а физиологически - перерывом в работе артикуляционных органов.

     Характер паузирования определяется местом возникновения пауз и их продолжительностью. В зависимости от характера высказывания пауза может выполнять различные функции. Физиологическая функция паузы заключается в создании перерыва для вдоха в процессе речи. Ее лингвистическая функция выражается в том, что она разграничивает речевые образования, «являясь универсальным средством членения речи» на фразы и синтагмы, обладая смыслоразличительной способностью (Казнить/нельзя/помиловать). При этом паузы, разделяющие законченные предложения, более длительные, чем те, что разделяют синтагмы внутри фразы. На важность смыслоразличительной роли интонационного членения в связи с задачами обучения чтению и культуре речи указывает в своей работе Г.Н. Иванова-Лукьянова. По мнению автора, умение правильно членить речевой поток на фразы не только влияет на технику чтения, но и является условием правильного понимания текста .

     Таким образом, многообразие просодических компонентов определяет выразительность речи, ее эмоциональность и влияет на эффективность коммуникации.

  1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

      Просодика (просодия) - представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т.д.

      Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица языка - слог или мора (лат. mora - «промежуток времени, пауза»).

      В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма - отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.[5]

      По  данным Винарской Е.Н., голосовые реакции детей раннего возраста в довербальный период развития имеют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, формирующиеся на их основе псведослова и псевдосинтагмы, еще не обладают языковым значением, но носят функцию коммуникации [10].

      По  мнению Жинкина Н.И, просодия является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства языка древнее, чем словесные. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период [18].

      Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию [5].

      В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации.

      Наиболее  интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Beроятнее всего, это начальная стадия формирования ударения.

      Реакции младенца на тон голоса проявляются  довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого.

      Восприятие  интонации отмечается у детей  раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

      Исследование  Тонковой-Ямпольской показали, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Гвоздев А.Н отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни – вопросительные [5].

      Просодические проявления, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных  вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка. Ход преобразования врожденных голосовых реакций в знаки эмоциональной выразительности отражен в таблице № 1, которая представлена в рабрте Е.Н. Винарской [10]. 
 
 
 
 
 
 

Эмоционально-выразительные  предпосылки

фонетических средств русского языка

                                                                                                         Таблица № 1

Врожденные  и приобретенные на их основе национально-специфические  знаки эмоциональной выразительности Фонетические  формы языковых знаков
Младенческие  крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговорной интенсивности Динамические  единицы логического выделения единиц текста (тема-рематического членения)
Реакции гуления и производные от них знаки эмоциональной выразительности - вокализации Ударные и безударные гласные
Реакции лепета и производные от них знаки  эмоциональной выразительности - сегменты восходящей звучности Слоги открытого  типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового контраста
Лепетные  псевдослова Слоговые ритмические  структуры фонетических слов
Поздний мелодический лепет Мелодические  конструкции коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных, восклицательных и незавершенных
 

      Таким образом данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. 
 

1.3 Особенности просодической  стороны речи у  дошкольников с  дизартрией 
  Дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности [29]. При этом дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Вопросам преодоления звукопроизносительных расстройств при дизартрии посвящено большое количество исследований, в то время как проблема изучения нарушений просодических компонентов речи, тесно связанных с фонетическими характеристиками звуковых единиц, освещена недостаточно.

   Как отмечает Л.А. Позднякова, интерес к  проблеме нарушений просодики при  дизартрии вызван тем, что она  играет большую роль в осуществлении  коммуникативной функции речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у дошкольников могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.

   Данные  о нарушении формирования просодической  организации речи у детей при  дизартрии немногочисленны. Это  вызвано тем, что, во-первых, в отличие  от явно выраженных нарушений звукопроизношения  нарушения просодии носят скрытый характер, и, во-вторых, неврологические и экспериментально-фонетические исследования «дизартричной» речи проводились в основном в отношении взрослых больных. Наиболее подробно вопросы преодоления просодических нарушений при дизартрии рассмотрены в работах Л.В. Лопатиной[29].

   Установлено, что уже в раннем возрасте (1-3 мес.) в случаях дизартрии отмечается нарушение дифференцированности эмоциональных  реакций, проявляющееся в данный возрастной период их фрагментарностью. Нарушение эмоциональных и голосовых реакций может быть обусловлено локальными нарушениями мимической, голосовой и дыхательной мускулатуры [10].

   В дальнейшем неполноценность голосовых  реакций в этом периоде проявляется  бедностью и однообразием интонирования  звуковых комплексов. В возрасте около года у детей с дизартрией оказываются неразвитыми дифференцированные мимические и интонационно-выразительные голосовые реакции. В дальнейшем с развитием фразовой речи у дошкольников отмечаются недостатки мелодической организации речевого высказывания, нарушения тембра, темпа речи, назализованность, быстрое истощение голоса [10].

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ