Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

        В онтогенезе интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи.

     Проблема  формирования просодических компонентов  у детей с дизартрией является одной из центральных , так как  в структуре дефекта при дизартрии  нарушается не только звукопроизношение  но и формирование всех компонентов просодии.

      Исследования  подтверждают неоднородность и вариативность  нарушений просодики у дошкольников со стертой дизартрией, с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим нарушением. Вместе с тем Архипова Е.Ф. обнаружила корреляционная зависимость просодической стороны речи и выраженности речевого дефекта. 
 
 
 
 
 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

 
2.1 Организация  и содержание констатирующего эксперимента

    Цель  констатирующего эксперимента заключалась в выявлении особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией и у детей с нормальным речевым развитием.

    Цель  была конкретизирована следующими задачами:

    – подобрать методики для диагностики  особенностей сформированности просодической стороны речи у детей с дизартрией и у детей с нормальным речевым развитием;

    – создать необходимые условия  для обследования;

    – осуществить исследование особенностей сформированности просодической стороны речи на логопедических занятиях;

    – провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

     Исследование проводилось на базе ДОУ №146 «РЕКОРД» г. Архангельска с детьми  дизартрией (12 детей), ДОУ № 37 «КОЛОБОК» г. Архангельска дети без речевой патологии (12 детей). Возраст детей составляет от 5-7 лет.

     В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методики Е.Ф. Архиповой :  
 
 

    «Методика восприятия интонации»

      Цель: выявить умение детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

    «Методика воспроизведения интонации»

      Цель: выявить умение ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

    «Методика восприятия логического ударения»

        Цель: выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.

    «Методика воспроизведения логического ударения»

      Цель: определить умение ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

    «Обследование модуляций голоса по высоте»

      Цель: выявить умение ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.

    «Обследование модуляций голоса по силе»

      Цель: определить умения ребенка изменять громкость голоса

      Критерии  оценки (единые для всех заданий):

      4 балла - задание выполняется правильно  и самостоятельно;

      3 балла - задание выполняется правильно,  но в замедленном темпе;

      2 балла - задание выполняется с  ошибками, но ошибки исправляются  самостоятельно по ходу работы;

      1 балл - для выполнения задания  требуется активная помощь взрослого;

      0 баллов - задание не выполняется,  повторные инструкции неэффективны.

      Подробную методику с заданиями см. приложение №2 

2.2. Анализ результатов  констатирующего  эксперимента

       Для изучения просодических компонентов  речи у детей с дизартрией и у детей без речевых патологий был проведён констатирующий эксперимент. Все данные занесены в таблицы. Таблица№2 (дети с дизартрией) и Таблица№3(дети без речевой патологии)

     Методика  №1. «Методика восприятия интонации».

     Дети  без речевых нарушений справились практически самостоятельно со всеми заданиями, у них не вызвало сложности определение повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения. Хорошо дифференциацируют типы интонации в предложении.

     58% детей с дизартрией. Самостоятельно справились с определением наличия повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения. Возникали некоторые ошибки при дифференциации типов интонации в предложении, которые дети сразу самостоятельно исправляли. В стихотворном тексте интонация воспринималась намного лучше, без ошибок. Возникли ошибки при восприятии эмоционального произнесения предложений и при определении законченности предложения. 42% детей с дизартрией делали ошибки в определении повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений, ошибки находили и исправляет самостоятельно. При дифференциации типов интонации в предложении требуется помощь логопеда. В стихотворном тексте интонация воспринималась с ошибками, которые исправлялись самостоятельно. При восприятии эмоционального произнесения предложений и при определении законченности предложения требовалась активная помощь взрослого. 

     Методика  №2. «Методика воспроизведения интонации».

     Дети  без речевых нарушений выполнили все задания с малейшими ошибками. Они отраженно воспроизводили фразы с различными интонациями и стихотворные строки в соответствии с интонацией логопеда. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, дети не допускали ошибок. При воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений дети не допускали ошибок.

    50% детей с дизартрией отраженно воспроизводили фразы с различными интонациями и стихотворные строки в соответствии с интонацией логопеда, но только после неоднократного демонстрирования образца. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, дети допускали ошибки, но самостоятельно исправлялись по ходу работы. Так же много ошибок дети делали при самостоятельном воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений и 50% детей с дизартрией  при отраженном воспроизведении фразы с различными интонациями и стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда, допускали ошибки, которые с усилием исправляли сами. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, детям требовалась активная помощь взрослого. Так же помощь требуется детям при самостоятельном воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.

     Методика  №3. «Методика восприятия логического  ударения».

     Дети  без речевых нарушений отмечали, называли и показывали на сюжетных картинках слово, выделенное голосом в повествовательном и вопросительном предложениях. В стихотворном тексте правильно определяли выделенное логопедом слово, без помощи взрослых.

     58% детей с дизартрией практически без ошибок отмечали, называли и показывали на сюжетных картинках слово, выделенное голосом в повествовательном и вопросительном предложениях. Неточности исправляли самостоятельно по ходу работы. В стихотворном тексте правильно определяли выделенное логопедом слово, без помощи взрослых. 48% детей с дизартрией с определением слова, выделенного логопедом в повествовательном предложении и в стихотворном тексте, самостоятельно не справились, требуется активная помощь взрослого. Допускали ошибки при определении слова, выделенного логопедом в вопросительном предложении, самостоятельно исправляли их без помощи логопеда.

     Методика  №4. «Методика воспроизведения логического  ударения».

     Дети  без речевых нарушений воспроизводили фразы с логическим ударением по образцу без ошибок. Правильно отвечали на вопросы по сюжетным картинкам. При воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении  не практически допускали ошибок.

              67% детей с дизартрией  воспроизводили фразы с логическим ударением по образцу с ошибками, которые исправлялись самостоятельно по ходу работы. В сравнении двух предложений, отличающихся только ударением, тоже допускали ошибки. Правильно отвечали на вопросы по сюжетным картинкам, но только после нескольких проб, после демонстрирования образца. При воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении допускали ошибки. Также путается при самостоятельном выборе слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. 33% детей с дизартрией  допускали ошибки при воспроизведении фразы с логическим ударением по образцу, при воспроизведении логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам, при воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении. Требуется активная помощь взрослого при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением, при самостоятельном выборе слова, произносимого с логическим ударением в зависимости от вкладываемого смысла.

     Методика  №5. «Обследование модуляций голоса по высоте».

     Дети  без речевых нарушений изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса,  детьми воспринимались отлично, с достаточными модуляциями по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполнялитсь с хорошими модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполнялись с хорошими модуляциями голоса по высоте.

       58% детей с дизартрией  изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса,  детьми воспринимались хорошо, с достаточными модуляциями по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполнялись с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. 42% детей с дизартрией изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса, выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполнялось без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении высота голоса меняется.

     Методика  №6. «Обследование модуляций голоса по силе».

     Дети  без речевых патологий отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса,  дети воспринимали и произносили правильно. Без  ошибок воспроизводили постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

58% детей с дизартрией  отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса,  дети воспринимали и произносили правильно, но только после нескольких проб. С ошибками воспроизводили постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. 42% детей с дизартрией отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса,  дети воспринимали и произносят с ошибками, которые самостоятельно исправляли по ходу работы. Для воспроизведения постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний требуется активная помощь взрослого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ