Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа
Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы
Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Поморский государственный университет
им. М.В.Ломоносова»
Институт развития ребенка
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра
логопедии
Анастасия
Алексеевна
Формирование
просодических компонентов
у детей с дизартрией
Выпускная
квалификационная работа
Научный
руководитель:
Архангельск
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Теоретические основы
изучения просодической
стороны речи у дошкольников
с дизартрией………………………………………………….
1.1Характеристика
просодических компонентов в
лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
Глава
2. Экспериментальное
исследование особенностей
просодической стороны
речи у дошкольников
с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего
эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ
результатов исследования………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы исследования определяется сразу несколькими моментами:
В настоящее время одной из важных проблем логопедии является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии в структуре дефекта которой страдает не только звукопроизношение но и все просодические компоненты речи, коррекция которых имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.
Дизартрия – нарушение
Одной из основных задач обучения детей с дизартрией является коррекция и развитие просодической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма
Просодические элементы речи включают в себя ритмико-интонационные элементы речи (мелодика, относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.), обязательные для звуков речи и относительно независимые от их качества, организующие речь путём противопоставления одних сегментов речевого потока другим. Просодические элементы соотносятся с единицами, большими, чем звук, - слогами, словами, синтагмами и предложениями; они организованы в автономные системы, важнейшие из которых тон, ударение и интонация.
Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Значимость этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и своё эмоциональное состояние.
В настоящей работе поднимается проблема формирования просодической стороны речи у дошкольников дизартрией. В связи с этим актуальность работы заключается в определении содержания коррекционной работы над просодической стороной речи у дошкольников дизартрией.
Цель исследования – выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования – просодические компоненты речи речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией .
Задачи:
- проанализировать и изучить литературу по данной теме исследования;
- изучить развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией онтогенезе;
- выявить особенности нарушений просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией;
- разработать и апробировать комплекс упражнений по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией ;
-проанализировать
и обобщить результаты
Гипотеза исследования:
Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при включении специального комплекса заданий упражнений.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
Теоретические. Основным методом избран метод научного описания, ключевыми компонентами которого являются анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение. Полученные данные были проанализированы, обобщены и интерпретированы с опорой на фундаментальные достижения в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
Эмпирические методы применялись при сборе данных, наблюдении и изучении просодического компонента у детей с дошкольного возраста с дизартрией.
При изучении особенностей речи детей и проведении коррекционной работы с ними применялись констатирующий и обучающий эксперименты.
Практическая
значимость состоит в том, что полученные
в ходе исследования результаты и сделанные
на их основе теоретические и практические
выводы могут быть рекомендованы логопедам
и воспитателям ДОУ.
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1
Характеристика просодических
компонентов в лингвистическом
психолингвистическом
аспекте
Собственно термин «просодия» (просодика) впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и обозначает дополнительные особенности речи, не зависимые от основной артикуляции звука . Современные лингвисты рассматривают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации и свое эмоциональное состояние.
В лингвистике в качестве ведущих характеристик просодики выделяют частоту основного тона (ЧОТ), интенсивность (громкость) и длительность. Однако полноценное просодическое оформление речи невозможно без участия таких его компонентов, как: тембр, мелодика, пауза, ударение и др.
Частота основного тона представляет собой частоту самой низкой составляющей в спектре звука, величину, обратную периоду колебания голосовых складок. Для нормальной речи характерно постоянное шипение ЧОТ при говорении, а диапазон этих изменений является отражением индивидуальных особенностей речи говорящего, его эмоционального и психического состояния. Средине типичные значения ЧОТ составляют: для мужчин 132 Гц, для женщин 223 Гц и для детей 264 Гц. С частотой основного тона акустически соотносится мелодика, которая характеризуется движением основного тона голоса, его повышением или понижением.
Различие звуков по высоте определяется различной скоростью колебаний голосовых складок. В свою очередь, частота колебаний складок зависит от ряда параметров: скорости воздушного потока, проходящего через голосовую щель, степени упругости голосовых складок, ширины голосовой щели, массы вибрирующей части складок, т.е. частотой самой низкой составляющей в спектре голоса. Постоянное изменение частоты основного тона при говорении превращает мелодику в тональный контур речи, который выполняет функцию элемента, связывающего отдельные части речевого потока, и, в то же время, выступает в роли средства членения речи.
Мелодика связана с тембром, индивидуальной своеобразной характеристикой, позволяющей отличить данный голос от других голосов. Понятие тембра рассматривается исследователями неоднозначно. С одной стороны - это особая, качественная окраска звучания, создаваемая специфическим соотношением силы основного тона и обертонов, зависящая от формы резонатора. В этом случае, в понятие тембр вкладывают значение звонкости, звучности голоса, «чистоту и яркость его звучания». Тембр -это такое качество голоса, которое отличает его от других голосов. И если для многих людей основной тон голоса может быть общим, то тембр — характеристика индивидуальная[42].
С другой стороны, в лингвистике (фонологии) тембр рассматривают как дополнительную окраску звучания, продающую голосу различные эмоциональные оттенки. И хотя по мнению исследователей тембровые различия не несут основную коммуникативную нагрузку, они проявляются при выражении различных эмоций через изменение окраски голоса и способны передавать субъективное отношение говорящего к высказыванию .Другим важнейшим просодическим компонентом является ударение, в основе которого лежит интенсивность, т.е. сила звука. Для речевого интонирования значимы словесное и смысловое ударение (синтагматическое, фразовое и логическое).
Основу словесного ударения составляет выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного произнесения. По мнению О. А. Токаревой ударение характеризуется следующими отличительными свойствами: - длительностью ударного гласного, которая длиннее первого предударного в полтора раза;
- силой звука, с которой выделяется ударный слог;
- особым тембровым качеством ударного гласного, который произносится четко, ясно, с более четким артикулированием;
- высотой тона, выделяющей ударный слог.
С одной стороны, словесное ударение объединяет звуки, из которого складывается облик слова, и выполняет словоопознавательную функцию, с другой стороны, выступает как «смыслоразличитель», т.е. разграничивает разные слова или сочетания слов, состоящие из одинаковых фонем [45].
С помощью фразового и синтагматического
ударения выделяют в составе предложения
или синтагмы какую-либо часть высказывания,
наиболее важную, информативную для коммуникации.
Логическое ударение, в свою очередь, никак
не связано с синтаксической структурой
языка, поскольку позволяет выделить любое
слово в соответствии с задачей высказывания,
широко используется в разговорной речи
при противопоставлении или в ответных
предложениях. Логическое ударение связано
с актуальным членением предложения, обладает
особой семантикой и максимально выделяется
интонационно, по сравнению с обычным
словесным ударением.
Существует еще одна
разновидность ударения — эмфатическое
ударение. Оно служит для эмоционально-экспрессивного
выделения слова. В настоящее время в лингвистике
эмфатическое ударение недостаточно изучено.
Фонетические признаки эмфатического
ударения обладают зависимостью от характера
эмоций. Например, при выражении положительных
эмоций удлиняется и усиливается обычный
ударный гласный в выделяемом слове. Выражение
отрицательных эмоций, напротив, укорачивает
гласный и удлиняет первый согласный в
слове.