Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ
Цель – разработать содержание работы по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Гипотеза исследования:
развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при использовании разработанного комплекса заданий и упражнений.
Предмет исследования – просодический компонент речи
Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
План работы
1.1. Сущность, симптоматика просодической стороны речи
1.2. Характеристика форм дизартрии
1.3. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией и ее коррекция
Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.1. Организация и содержание исследования просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6
1.1Характеристика просодических компонентов в лингвистическом и
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6
1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11
1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26
Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 604.50 Кб (Скачать)

 Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Поморский  государственный университет

им. М.В.Ломоносова»

Институт  развития ребенка

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра логопедии 

 Анастасия  Алексеевна 
 

Формирование  просодических компонентов у детей с дизартрией 
 

Выпускная квалификационная работа 

                  Научный руководитель:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Архангельск

2010

Содержание

 
Введение…………………………………………………………………...…….3

Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией………………………………………………….6

1.1Характеристика  просодических компонентов в  лингвистическом и 
психолингвистическом аспекте……………………………………………....…6

1.2 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе…………………….11

1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией……………………………………………………………………….15

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией……………………24 
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…………...24

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………26

Глава 3. Коррекционная работа по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией………………………...35

3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента………………35

3.2 Анализ  результатов исследования…………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………41

Список  литературы……………………………………………………………...43

Приложение………………………………………………………………….….47 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность выбранной темы исследования определяется сразу несколькими моментами:

         В настоящее время одной из  важных проблем логопедии является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии в структуре дефекта которой страдает не только звукопроизношение но и все просодические компоненты речи, коррекция которых имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.

                 Дизартрия – нарушение произносительной  стороны речи, обусловленное недостаточностью  иннервации речевого аппарата. Ведущим  дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

                 Одной из основных задач обучения детей с дизартрией является коррекция и развитие просодической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма

     Просодические элементы речи включают в себя ритмико-интонационные элементы речи (мелодика, относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.), обязательные для звуков речи и относительно независимые от их качества, организующие речь путём противопоставления одних сегментов речевого потока другим. Просодические элементы соотносятся с единицами, большими, чем звук, - слогами, словами, синтагмами и предложениями; они организованы в автономные системы, важнейшие из которых тон, ударение и интонация.

     Проблема  изучения просодической организации  речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Значимость этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и своё эмоциональное состояние.

     В настоящей работе поднимается проблема формирования просодической стороны речи у дошкольников дизартрией. В связи с этим актуальность работы заключается в определении содержания коррекционной работы над просодической стороной речи у дошкольников дизартрией.

     Цель исследования – выявить  особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать  комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

          Объект исследования – просодические компоненты речи речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

     Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией .

     Задачи:

     - проанализировать и изучить литературу по данной теме  исследования;

     - изучить развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией онтогенезе;

     - выявить особенности нарушений просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией;

     - разработать и апробировать комплекс упражнений по формированию просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией ;

     -проанализировать  и обобщить результаты исследования.

Гипотеза  исследования:

       Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей , однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при включении специального  комплекса заданий упражнений.

В данной работе использовались следующие  методы исследования:

   Теоретические. Основным методом избран метод научного описания, ключевыми компонентами которого являются анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение. Полученные данные были проанализированы, обобщены и интерпретированы с опорой на фундаментальные достижения в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

   Эмпирические  методы применялись при сборе данных, наблюдении и изучении просодического компонента у детей с дошкольного возраста с дизартрией.

   При изучении особенностей речи детей и  проведении коррекционной работы с  ними применялись констатирующий и обучающий эксперименты.

       Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и сделанные на их основе теоретические и практические выводы могут быть рекомендованы логопедам и воспитателям ДОУ. 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 

1.1 Характеристика просодических компонентов в лингвистическом психолингвистическом 
аспекте

     Собственно термин «просодия» (просодика) впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и обозначает дополнительные особенности речи, не зависимые от основной артикуляции звука . Современные лингвисты рассматривают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации и свое эмоциональное состояние.

     В лингвистике в качестве ведущих характеристик просодики выделяют частоту основного тона (ЧОТ), интенсивность (громкость) и длительность. Однако полноценное просодическое оформление речи невозможно без участия таких его компонентов, как: тембр, мелодика, пауза, ударение и др.

     Частота основного тона представляет собой частоту самой низкой составляющей в спектре звука, величину, обратную периоду колебания голосовых складок. Для нормальной речи характерно постоянное шипение ЧОТ при говорении, а диапазон этих изменений является отражением индивидуальных особенностей речи говорящего, его эмоционального и психического состояния. Средине типичные значения ЧОТ составляют: для мужчин 132 Гц, для женщин 223 Гц и для детей 264 Гц. С частотой основного тона акустически соотносится мелодика, которая характеризуется движением основного тона голоса, его повышением или понижением.

    Различие звуков по высоте определяется различной скоростью колебаний голосовых складок. В свою очередь, частота колебаний складок зависит от ряда параметров: скорости воздушного потока, проходящего через голосовую щель, степени упругости голосовых складок, ширины голосовой щели, массы вибрирующей части складок, т.е. частотой самой низкой составляющей в спектре голоса. Постоянное изменение частоты основного тона при говорении превращает мелодику в тональный контур речи, который выполняет функцию элемента, связывающего отдельные части речевого потока, и, в то же время, выступает в роли средства членения речи.

     Мелодика связана с тембром, индивидуальной своеобразной характеристикой, позволяющей отличить данный голос от других голосов. Понятие тембра рассматривается исследователями неоднозначно. С одной стороны - это особая, качественная окраска звучания, создаваемая специфическим соотношением силы основного тона и обертонов, зависящая от формы резонатора. В этом случае, в понятие тембр вкладывают значение звонкости, звучности голоса, «чистоту и яркость его звучания». Тембр -это такое качество голоса, которое отличает его от других голосов. И если для многих людей основной тон голоса может быть общим, то тембр — характеристика индивидуальная[42].

       С другой стороны, в лингвистике (фонологии) тембр рассматривают как дополнительную окраску звучания, продающую голосу различные эмоциональные оттенки. И хотя по мнению исследователей тембровые различия не несут основную коммуникативную нагрузку, они проявляются при выражении различных эмоций через изменение окраски голоса и способны передавать субъективное отношение говорящего к высказыванию .Другим важнейшим просодическим компонентом является ударение, в основе которого лежит интенсивность, т.е. сила звука. Для речевого интонирования значимы словесное и смысловое ударение (синтагматическое, фразовое и логическое).

     Основу словесного ударения составляет выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного произнесения. По мнению О. А. Токаревой ударение характеризуется следующими отличительными свойствами: - длительностью ударного гласного, которая длиннее первого предударного в полтора раза;

- силой звука, с которой выделяется ударный слог;

- особым тембровым качеством ударного гласного, который произносится четко, ясно, с более четким артикулированием;

- высотой тона, выделяющей ударный слог.

     С одной стороны, словесное ударение объединяет звуки, из которого складывается облик слова, и выполняет словоопознавательную функцию, с другой стороны, выступает как «смыслоразличитель», т.е. разграничивает разные слова или сочетания слов, состоящие из одинаковых фонем [45].

     С помощью фразового и синтагматического ударения выделяют в составе предложения или синтагмы какую-либо часть высказывания, наиболее важную, информативную для коммуникации. Логическое ударение, в свою очередь, никак не связано с синтаксической структурой языка, поскольку позволяет выделить любое слово в соответствии с задачей высказывания, широко используется в разговорной речи при противопоставлении или в ответных предложениях. Логическое ударение связано с актуальным членением предложения, обладает особой семантикой и максимально выделяется интонационно, по сравнению с обычным словесным ударением.  
      Существует еще одна разновидность ударения — эмфатическое ударение. Оно служит для эмоционально-экспрессивного выделения слова. В настоящее время в лингвистике эмфатическое ударение недостаточно изучено. Фонетические признаки эмфатического ударения обладают зависимостью от характера эмоций. Например, при выражении положительных эмоций удлиняется и усиливается обычный ударный гласный в выделяемом слове. Выражение отрицательных эмоций, напротив, укорачивает гласный и удлиняет первый согласный в слове.

Информация о работе Формирование просодического компонента речи у детей дошкольного возраста с ДИЗАРТРИЕЙ