Формирование просодической стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:43, дипломная работа

Краткое описание

Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикуляции при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Файлы: 1 файл

Просодическая сторона речи.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Просодическая сторона речи. Важные аспекты развития.

Игры, упражнения.

 

Определение основных понятий просодической  стороны речи

 

Речь человека, богатая  различными интонационными характеристиками, считается выразительной.

 

 

    Просодика - сложный комплекс  элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.  

 Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикуляции при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.  

 Дикция - четкое, внятное  выразительное произношение слов.   

 Пауза - знак, прерывающий  звучание на определенный отрезок времени( в речи, музыке).  

 Интонация - мелодический  оборот, имеющий выразительное значение.   

 Рифмовка - симметричное  расположение звуков.  

 Ударение - акцент, выделение  тех или иных единиц в речи  с помощью фонетических средств.   

 Мимика - (греч.) искусство  путем жестов, поз и различных  выражений лица, это язык инстинкта  и телодвижений, являющихся, отголоском  известного настроения, аффекта  и вообще психической работы.  

 Мелодика речи - совокупность  тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты, тона при произнесении фразы.  

 Ритм речи - упорядоченность  звукового, словесного и синтаксического  состава речи, определенная ее  смысловым значением.  

 Темп речи - скорость  протекания речи во времени,  ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.  

 Тембр голоса - окраска,  качество звука.  

 Речевое дыхание - дыхание  в процессе речи. Речевое дыхание  непосредственно сопровождает процесс  порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым  вдохом и замедленным выдохом  значительным увеличением дыхательного объема преимущественно ротовым  типом дыхания максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.   

 Логическое ударение - интонационное средство; выделение  какого-либо слова в предложении  интонацией, слова произносятся  более членораздельно, длительно,  громко. 

 

 

 

О значении просодической стороны речи

 

 

    Значение просодической стороны  речи подчеркивали многие исследователи.  В. М. Бехтерев выделял следующие  цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить  организм ребенка отвечать на  определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.  

 В. И. Гиляровский  писал, что просодические упражнения  оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.  

 Е. В. Чаянова,  Е. В. Конрова считали, что  система просодических заданий  способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной.  

 Немецкие исследователи  К. Колер, К. Швабе указывали  на психотерапевтический аспект  просодических навыков.  

 О значении просодической  стороны речи писали многие  исследователи. Они подчеркивали  общепедагогическое влияние просодики  на различные болезненные отклонения  в просодической сфере человека, а так же то, что просодика  воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. 

 

Работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги.

 

 

    К невербальным тренингам относится:  работа по формированию мелкой  моторики, работа над ритмом, работа над развитием мимики.

Остановимся подробнее на таком направлении, как развитие мелкой моторики.  

 Целью работы по  развитию мелкой моторики является  формирование тонких движений  пальцев рук. Существует несколько  видов пальчиковых игр. Игры с речевым сопровождением и игры без речевого сопровождения.

Работу по формированию тонких движений пальцев рук у детей  нужно проводить самостоятельно, уделяя 3 - 5 минут ежедневно. 

 

Игры с речевым  сопровождением

 

Примечание:

Необходимо учитывать речевые возможности ребенка. в связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные ребенку слова и выражения подробно объясняются взрослыми.

Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.  
 
В.А.Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. 
 
Е.В. Чаянова, Е.В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания (его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости), памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной). 
 
Немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали на психотерапевтический аспект просодических навыков. 
 
О значении просодической стороны речи писала В.А. Гравер, Н.С. Самойленко, Н.А.Власова, Д.С. Озорецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. 
 
Если вопросы преодоления звукопроизносительных расстройств при стертой форме дизартрии в исследованиях психологов и дефектологов представлены в достаточном объеме, то приемы преодоления просодических нарушений изучены недостаточно. В настоящей работе поднимается проблема формирования просодической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. 
 
В связи с этим актуальность работы заключается в определении тактики работы над просодической стороной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, в разработке направлений и форм организации работы над этой проблемой у детей данной группы, в устранении имеющихся особенностей просодики. 
 
Целью работы является изучение просодической стороной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, нормализация основных просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии за счет проведения специальных коррекционных упражнений и выработка методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию просодики.  
 
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

  1.  
    Изучить литературу по вопросу развития просодической стороны речи при нормальном онтогенезе.
  2.  
    Исследовать просодическую сторону речи дошкольников со стертой формой дизартрии.
  3.  
    Разработать методику исследования.
  4.  
    В экспериментальном исследовании выявить особенности и определить уровень сформированности состояния просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  5.  
    Обосновать и определить содержание, методы и принципы развития просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  6.  
    Разработать методические рекомендации педагогам.

 
Гипотеза работы: 
 
- при исправлении стертой формы дизартрии работа над просодической стороной речи занимает важное место, т.к. является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя просодический элемент, мы улучшаем другие компоненты речи дошкольников со стертой формой дизартрии и их речь в целом. 
 
Объектом работы являются психофизиологические особенности детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. 
 
Предметом работы является состояние просодики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.  
 
В работе использовались: 
 
- анализ и обобщение специальной литературы по проблеме работы; 
 
- анализ документации (медицинские карты, речевые карты, справки от невропатолога); 
 
- эксперимент; 
 
-качественный и количественный анализ результатов эксперимента. 
 
Теоретическая значимость работы определяется дальнейшим развитием опыта коррекционной работы по нормализации просодической стороны речи как компонента речевой системы в целом. 
 
Практическая значимость работы заключается в разработанных методике и системе коррекционно-развивающих занятий по формированию просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии, а также методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию просодики. Под влиянием специально организованных занятий у дошкольников со стертой формой дизартрии наблюдается нормализация просодического компонента просодики. 
 
 
Определение основных понятий просодической стороны речи 
 
 
Основные понятия просодической стороны речи представлены на рисунке 1.1. 
 
 
Просодическая сторона речи 
 
 
 
Рифмовка 
 
Речевое 
 
дыхание 
 
 
Интонация 
 
Пауза 
 
 
Темп 
 
Ударение 
 
 
Ритм 
 
Мимика 
 
 
Мелодика 
 
Дикция 
 
Тембр 
 
Рис. 1.1. Основные понятия просодической стороны речи 
 
 
Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. 
 
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. 
 
^ Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных. 
 
^ Дикция – четкое, внятное выразительное произношение слов. 
 
Пауза – знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в речи, музыке). 
 
Интонация – мелодический оборот, имеющий выразительное значение. 
 
Рифмовка – симметричное расположение звуков. 
 
Ударение – акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.  
 
Мимика – (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица (мин) изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы. 
 
^ Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы. 
 
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. 
 
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. 
 
^ Тембр голоса – окраска, качество звука. 
 
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи.  
 
Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. 
 
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:  
 
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;  
 
- значительным увеличением дыхательного объема;  
 
- преимущественно ротовым типом дыхания;  
 
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.  
 
^ Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.  
 
 
^ Характеристика состояния просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии 
 
 
В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Изучая различные научные источники, мы столкнулись с тем, что одно и то же нарушение разными авторами рассматривается под терминами: 
 
- "синдром дизартрии" (Волкова Л.С.); 
 
- "дизартрический компонент" (Мастюкова Е.М.); 
 
- "стертая форма дизартрии" (Лопатина Л.В.). 
 
Для единообразия в работе использован термин "стертая форма дизартрии". 
 
При стертой форме дизартрии, являющейся степенью выраженности дизартрии, наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения просодических компонентов речи (и, в частности, ритмико-интонационной структуры высказывания), тесно связанных с фонетическими характеристиками звуковых единиц. Речь дошкольников со стертой формой дизартрии характеризуется как малопонятная, интонационно невыразительная, монотонная.  
 
Стертая форма дизартрии может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию, родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях стертые формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальных дисфункций (Мастюкова Е.М.). Нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. У детей со стертой формой дизартрии наблюдается слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая или напряженная). Помимо этого отмечаются приспособительные изменения мимики, артикуляции. Отмечается значительная интенсивность грудного дыхания по сравнению с брюшным. У них нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, изменения имеют место в просодике высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок.  
 
Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами. 
 
Дети со стертой формой дизартрии по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью патологических отклонений у детей с сохранным интеллектом. Дети со стертой формой дизартрии отстают от сверстников по точности и ловкости движений. У них, как правило, недостаточная координация. 
 
Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.  
 
 
^ Коррекционная работа, направленная на развитие просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии 
 
 
По результатам диагностического исследования в течение 2005-2009 гг. с сентября по май совместно с воспитателями логопедических групп проводился комплекс специальных занятий с детьми, имеющими диагноз "стертая форма дизартрии".  
 
Цели: 
 
- гармоничное развитие личности ребенка; 
 
- развитие согласованности речи и движения; 
 
- устранение речевых нарушений и, прежде всего, нормализация просодической организации речи. 
 
Задачи: 
 
- развивать артикуляционные и мимические движения; 
 
- развивать мелкую моторику; 
 
- развивать голос;  
 
- развивать речевого дыхания; 
 
- научить детей ритмично выполнять задания педагогов; 
 
- развивать слуховое внимание, зрительный контроль за выполнением упражнения; 
 
- научить детей подбирать рифмующееся слово; 
 
- развивать умение пользоваться интонацией, паузой; 
 
- научить правильно пользоваться ударением. 
 
Наряду с современными лингвистическими представлениями об интонации при разработке методики логопедической работы принимаются во внимание и особенности интонационной структуры предложений в речи детей со стертой формой дизартрии, проявляющиеся в нарушении процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. 
 
Любое высказывание независимо от его длительности оформлено фонетически как единое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание, является интонация. 
 
В основе методики логопедической работы по формированию интонационной стороны речи лежат современные лингвистические представления об интонации, а также особенности интонационной структуры предложений в речи детей со стертой формой дизартрии.  
 
Для развития четкой, ритмичной, выразительной речи детей в работе были использованы упражнения из методик Лопатинов Л.В. и Серебряковой Н.В. "Логопедическая работа с детьми со стертой формой дизартрии", в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, пропеванием гласных звуков, слогов. Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности – основной деятельности детей этого возраста. При этом добивались легкости выполнения упражнений.  
 
Работа по формированию просодики у дошкольников должна проходить через всю деятельность детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. В данном случае необходима согласованность в работе всех педагогов ДОУ. 
 
Коррекционная работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги. 
 
Невербальные тренинги. 
 
1. Работа по формированию мелкой моторики.  
 
Цель: формировать тонкие движения пальцев рук. 
 
1.1. Пальчиковые игры с речевым сопровождением. 
 
Работу по формированию тонких движений пальцев рук у детей нужно проводить самостоятельно, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно.  
 
Например, упражнения "Пальчик-мальчик", "Про сороку", "Белка", "Этот пальчик".  
 
При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются. 
 
1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения. 
 
Например, следующие упражнения.  
 
"Здороваются" сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д. 
 
Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производя движения вверх-вниз – "Птичка летит". 
 
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу – "Лодочка". 
 
2. Работа над ритмом (методика Рычковой Н.А.). 
 
Цель: развивать чувство и восприятие ритма. 
 
Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. 
 
Упражнение 1. Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками: 
 
та-та та-та-та 
 
I - I I - I – I. 
 
Упражнение 2. Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке. 
 
3. Работа над развитием мимики. 
 
Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики. 
 
Мимика - прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции. 
 
Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над "Путаницей", когда "утки замяукали", а "кошечки заxрюкали". Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук "муху-цокотуху в уголок поволок". 
 
Упражнения перед зеркалом. 
 
"Удивилки" - поднять брови. 
 
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот. 
 
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом. 
 
Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе. 
 
"Хмурилки" - нахмурить брови. 
 
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки. 
 
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз. 
 
^ Вербальные тренинги. 
 
1. Логоритмические минутки. 
 
Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами. 
 
Логоритмические минутки могут быть использованы на любом этапе логопедической работы - на уровне звука, слова, фразы, текста разной степени сложности. Они хорошо вписываются как физпаузы в середине занятия. Практически к любой лексической теме можно подобрать соответствующую логоритмику, так что она лишь продолжит единый игровой сюжет занятия, Логоритмические занятия вообще очень любимы детьми. 
 
Например, зарядка. 
 
А - руки в стороны вверх.  
 
О - руки соединить.  
 
И - руки развести в стороны.  
 
У - руки вперед, назад, вместе. 
 
Согреемся. 
 
Поиграем мы немножко- 
 
Мы похлопаем в ладоши: 
 
Хлоп-хлоп-хлоп. 
 
Ножки тоже мы погреем – 
 
Мы потопаем скорее: 
 
Топ-топ-топ. 
 
2. Медленные стихи. 
 
Цель: развивать чувство ритма. 
 
(Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу). 
 
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,  
 
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.  
 
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,  
 
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.  
 
Занудливый дождь. 
 
(Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли). 
 
Стеной стеклянной идет  
 
Противный дождь, занудливый.  
 
И льет, и льет, и льет, и льет 
 
Противный дождь, занудливый.  
 
3. Подбор рифмы.  
 
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову. 
 
Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу: 
 
Воробей, чего ты ждешь? 
 
Хлебных крошек не ... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?) 
 
Я залез на коня  
 
И держусь руками,  
 
Посмотрите на меня.  
 
Я поехал к... (Дедушке? Маме? Леше?) 
 
Маленький бычок,  
 
Рыженький бочок.  
 
Ножками ступает.  
 
Головой ... (Трясет? Вертит? Мотает?) 
 
В пыли валялась палка. 
 
Ее мне стало жалко, 
 
Взял я палку, и она 
 
Превратилась в ... (Лошадку? Скакуна? Коня?) 
 
Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу: 
 
Наша старшая сестра 
 
Вяжет ... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?) 
 
Я сегодня утром рано 
 
Умывался ... (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана?) 
 
У меня в кармашке 
 
Маки ... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?) 
 
Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:  
 
Шина, машина, прокололась, ехала. (Ехала машина. 
 
Прокололась шина). 
 
Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки 
 
Теплые сапожки). 
 
Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз 
 
И вагончики повез). 
 
4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием. 
 
Цель: развивать чувство ритма. 
 
Паузация - один из важнейших и сложнейших элементов просодики. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже - свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.  
 
Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя. 
 
Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку. 
 
Дета считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе. 
 
5. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания. 
 
Цель: научить детей повышать и понижать голос 
 
Упражнение "Укачивание" (имитация укачивания куклы): 
 
А А А А А  
 
А А А А 
 
Упражнение "Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух, трех звуков" (вдох носом). 
 
АУ АУ  
 
АУ АУ  
 
 
АУ АУ  
 
АУ АУ  
 
АУ АУ  
 
6. Работа над интонацией. 
 
Основываясь на лингвистических представлениях об интонации, в процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации, над фразовым ударение, мелодикой, темпом, паузацией, тембром и силой голоса. В процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации: над фразовым ударением, мелодикой, темпом, паузацией, тембром, силой голоса. Учитывая то, что интонация, включаясь в структуру языкового знака, усиливает и уточняет его значение, в процессе логопедической работы над интонационной структурой основополагающим моментом является опора на семантику языкового знака в целом.  
 
С помощью правильного интонирования можно сделать речь более эмоционально-выразительной. Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. 
 
Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки мы просим детей пересказать текст, подражая голосам актеров. 
 
С учетом различной степени сложности процессов восприятия, воспроизведения, дифференциации интонационных структур для детей со стертой дизартрией предлагается определенная последовательность логопедического воздействия. Формирование интонационной выразительности речи осуществляется в направлении от обобщенного представления до интонационной выразительности к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи, от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале, от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации. 
 
Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно. 
 
1 этап – формирование представлении об интонационной выразительности в импрессивной речи. 
 
Задачи этапа: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. 
 
В связи с выделенными задачами первого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в следующей последовательности. 
 
1.1. Формирование общих представлений о выразительности речи. С этой целью детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему; объясняется, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, просьбу, приказ и т.д. 
 
1.2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. 
 
В процессе знакомства с повествовательной интонацией детям предъявляется предложение, произнесенное с повествовательной интонацией, и определяется, что в нем выражается (спрашивается или сообщается о чем-то). Далее уточняются звуковые средства выражения («Когда мы что-то сообщаем, то говорим спокойно, не изменяя голоса»). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически (см. Приложение №11). Затем детям предлагается придумать предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса, проводится знакомство со знаком (точкой), с помощью которого такие предложения обозначаются при письме. После знакомства со знаком из текста выделяются повествовательные предложения при поднимании детьми карточки с точкой. В последующем предлагается выкладывать столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом материале. 
 
1.3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.  
 
Проводится аналогичным образом. При этом внимание детей фиксируется на том, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса также сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически (см. Приложение №11). 
 
1.4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. 
 
Осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями (типа: Ой! Ах! Ух! Ура!), проведения беседы по содержанию каждой из них. Затем детям объясняется, что восклицательно можно произнести и целое предложение, уточняется, что при его произнесении голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически (см. Приложение №6). Работа по восприятию восклицательных предложений в дальнейшем проводится так же, как и работа по восприятию повествовательных и вопросительных предложений. 
 
1.5. Дифференциация интонационных структур предложений в импрессивной речи.  
 
Осуществляется после уточнения и сравнения выражения и способов обозначения различных интонационных конструкций при определении интонационного типа предложения в предъявляемых текстах. 
 
2 этап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи. 
 
Задачи этапа: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в экспрессивной речи. 
 
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, та постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции (см. Приложение №12). 
 
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по следующим направлениям: 
 
^ 1.1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. 
 
А. Работа над ритмикой слова. 
 
Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можно выделить предударную-ударную или предударную-ударную-заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих средств (изменения высоты голоса, длительности гласных). Освоение ритмики слова служит предпосылкой для дальнейшей работы над оформлением интонационной структуры предложения и проводится с учетом фонетической сложности речевого материала в следующей последовательности: произношение односложных слов (простых, со стечением согласных, в структуре нераспространенных предложений); произношение слов разной слоговой структуры с различными гласными, находящимися в разном положении по отношению к ударному слогу слова; произнесение группы слов без пауз в структуре словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения. 
 
Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении. 
 
Основными задачами этого раздела работы являются: отработка синтагматического ударения, выделяющего в речи семантически завершенные синтагмы; выделение и передвижение интонационного центра в структуре повествовательного предложения. Проводится эта работа в следующей последовательности: отработка конструкции с интонационным центром в конце предложения и отработка конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию.  
 
^ 1.2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. 
 
Проводится в следующей последовательности. 
 
А. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова (в процессе резкого повышения тона в словах разной слоговой структуры и с разным местом положения ударения в слове).  
 
Ударение - один из самых поздно формируемых, легко нарушаемых и плохо поддающихся коррекции элементов речи. 
 
^ Упражнения на определение слогоритмической структуры слова. 
 
Логопед отстукивает ритм имен, встают дети, услышавшие 
свое имя: Алеша. Катя. Олег, Макс, Сережа…  
 
Логопед ставит перед детьми несколько игрушек или картинок, простукивает названия этих предметов, утрированно выделяя ударный слог, дети находят нужный предмет: 
 
Курица, стол, карандаш, лук, очки, белка и т.д. 
 
^ Отстукивание схем различной слогоритмической структуры. 
 
Двусложные слова: хХ - Хх. 
 
Назвать картинку. Отхлопать слоги. Ударный слог - громкий хлопок. безударный - негромкий. 
 
То же протопать, простучать. 
 
Подобрать слова, картинки, игрушки или предметы под заданные схемы: 
 
Хх - хХ: 
 
РыбАк – рЫбы, втОрник – вторОй, сказАл – скАзка, морЯк -мОре, столЫ – стОлик… 
 
Трехсложные слова: 
 
Написать схемы к словам. 
 
Подобрать слова, картинки, предметы или игрушки под схемы: 
 
Ххх ххХ хХх 
 
ЛошАдка, тополЯ, сорОка, пирогИ, молокО, огорОд, лЕстница. 
 
Графическая запись предложения: 
 
Леша идет пешком Хх хХ хХ 
 
Кот любит молоко Х Хх ххХ  
 
Графическая запись текста: 
 
Конь щипал траву. X хX хX 
 
Трава была сочная хХ хХ Ххх 
 
Конь пил воду. X X Хх 
 
Вода была студеная. хХ хХ хХхх  
 
Прочитать предложений, правильно расставляя ударения. 
 
За дверью слышны голосА. У Кати сегодня нет гОлоса. 
 
Эти гОры высоки. На склоне горЫ пасется стадо. 
 
Мы знаем рЕки нашей области. Вдоль рекИ бежит тропа. 
 
МашИна и МАшина ручка лежали на столе.  
 
Солнце сЕло за селО.  
 
На двери в зАмок висит замОк. 
 
Б. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом (при выделении вопросительного слова в предложении, проводившимся параллельно с закреплением умения изменять место интонационного центра внутри предложенной конструкции). После отработки вопросительной интонации в специальных упражнениях проводится ее закрепление в стихах сначала сопряженно с логопедом, затем по подражанию и самостоятельно. 
 
^ 1.3. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения. 
 
А. Отработка восклицательной интонации на материале междометий осуществляется при отрабатывании выражения различных эмоциональных состояний с помощью междометий на материале картинок и стихов, при предъявлении которых детьми проговариваются с нужной интонацией только междометия, соответствующие эмоциональному содержанию картинок и стихов. 
 
Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей обращение, требование, восклицание. 
 
Проводится в процессе сопряженного проговаривания, повторения и самостоятельного произнесения соответствующих речевых образцов. 
 
В. Закрепление восклицательной интонации. 
 
Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи. 
 
Проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям, при подражании голосам, интонациям героев. 
 
Сказки-оперы: пропевание слов характерных героев, например, в сказке "Теремок" Мышка поет высоко: "Кто-кто в теремочке живет?". Медведь поет низко. 
 
Таким образом, формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи. 
 
 
Заключение 
 
 
Целью работы являлось изучение просодической стороной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, нормализация основных просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии за счет проведения специальных коррекционных упражнений и выработка методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию просодики.  
 
В числе первых заинтересовавшихся проблемой просодики были Бехтерев В.М., Гиляровский В.А., Гринер В.А., Самойленко И.Г. Они уже тогда обосновали необходимость многостороннего воздействия на речь ребенка с речевыми нарушениями. 
 
Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. В процессе экспериментов был прослежен весь ход изменений основных просодических элементов и отмечена главная закономерность, что дети со стертой формой дизартрии не владеют интонационными компонентами речи. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей со стертой формой дизартрии недостаточно развиты мелкая и артикуляционная моторика, мимика. Наибольшую трудность у этих детей вызвали задания по удержанию паузы, выявлено неумение пользоваться интонацией и ударением. 
 
Цель формирующего эксперимента: совершенствовать развитие мелкой, артикуляционной, мимической моторик, формировать умение пользоваться основными компонентами просодики, такими как темп, ритм, мелодика, пауза, интонация на логопедических, воспитательских, музыкальных занятиях. Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию просодики, оказала ли она влияние на исходный уровень развития речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте. 
 
Результаты контрольного эксперимента показали: после проведенной систематической работы по формированию основных компонентов просодики речь детей со стертой формой дизартрии стала более выразительной, интонационно окрашенной. Наблюдается улучшение со стороны лексической и фонетико-фонематической системы речи.  
 
Таким образом, данные показали, что необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.  
 
Все данные, полученные в ходе проведенных экспериментов, анализ этих данных показали, что занятия по формированию просодики у детей со стертой формой дизартрии нормализуют основные компоненты просодической стороны речи и делают речь выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач, что доказано экспериментальным путем.  
 
Обнаруженные у дошкольников со стертой формой дизартрии разные уровни нарушения просодики позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить просодическую сторону речи детей. 
 
Это позволяет утверждать, что гипотеза доказана.  
 
По результатам работы были сформированы методические рекомендации для педагогов по формированию интонационной выразительности речи у детей со стертой формой дизартрии.  
 
Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы для оптимизации коррекционной работы в условиях специальных дошкольных учреждений и семьях, с детьми со стертой формой дизартрии, для студентов дефектологических факультетов педагогических университетов, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.


Информация о работе Формирование просодической стороны речи