Просодический компонент речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования – просодические компоненты речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы просодического компонента речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………6
1.1. Понятие просодического компонента речи……………………………….6
1.2. Дизартрия как речевое нарушение………………………………………..13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей просодической компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией….28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………29
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента……………..37
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента……………………39
Выводы по главе 2……………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………………………………………..45
Приложение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

readmsg.doc

— 456.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы просодического компонента речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………6

1.1. Понятие просодического компонента речи……………………………….6

1.2.      Дизартрия как речевое нарушение………………………………………..13

1.3.      Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………22

Выводы по главе 1……………………………………………………………..27

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей просодической компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией….28

2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….28

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………29

2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента……………..37

2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента……………………39

Выводы по главе 2……………………………………………………………….42

Заключение………………………………………………………………………43

Список использованной литературы…………………………………………..45

Приложение……………………………………………………………………..48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развитая детей (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова и др.).

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.

Нарушение мелодико-интонационного оформления входит в структуру многих речевых дефектов. Наиболее широко освещено в литературе состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.И. Панченко, Н.В. Серебрякова и др.), ринолалия (Л.И. Вансовская, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Г.В. Чиркина и др.) и заикание (Л.И. Белякова, Е.В. Оганесян, Н.А. Рычкова, В.И. Селиверстов и др.); встречаются отдельные указания на расстройство просодики при ал алии (Т. В. Крюк, Н.Н. Трауготт). Однако, в доступной литературе не представлены систематизированные данные о том, как нарушается просодическое оформление речи при расстройствах, обозначенных в психолого-педагогической классификации как фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР).

В программах обучения дошкольников с ФФН (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) основное внимание уделяется развитию фонематических процессов, произносительной стороны речи, расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, слоговой структуры слова, развитию связной речи. Следует отметить, что не выделены разделы, посвященные формированию просодического оформления речевого высказывания.

По мнению JI.C. Волковой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др. необходимым условием полноценного речевого развития является воспитание слухового самоконтроля на базе развитого речевого слуха Однако необходимо отметить, что вопрос использования слухового самоконтроля при обучении дошкольников с нарушением речи остается недостаточно разработанным в теории и практике логопедии.

Исходя из выше изложенного, представляется актуальной проблема разработки комплексных программ изучения и коррекции состояния просодических компонентов речи, в том числе с учетом уровня сформированности слухового самоконтроля; отбор и систематизация методов обследования, позволяющих проводить объективную оценку нарушения просодики у дошкольников с речевой патологией.

Цель исследования – выявить  особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать  комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

          Объект исследования – просодические компоненты речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Задачи:

- проанализировать и изучить литературу по теме  исследования;

- изучить развитие просодических компонентов речи;

- выявить понятия дизартрия;

- провести эмпирическое исследование просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;

-проанализировать и обобщить результаты исследования.

Гипотеза исследования:

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей, однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции при включении специального  комплекса заданий упражнений.

В данной работе использовались следующие методы исследования:

Теоретические. Основным методом избран метод научного описания, ключевыми компонентами которого являются анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение. Полученные данные были проанализированы, обобщены и интерпретированы с опорой на фундаментальные достижения в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Эмпирические методы применялись при сборе данных, наблюдении и изучении просодического компонента у детей с дошкольного возраста с дизартрией.

При изучении особенностей речи детей и проведении коррекционной работы с ними применялись констатирующий и обучающий эксперименты.

      Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и сделанные на их основе теоретические и практические выводы могут быть рекомендованы логопедам и воспитателям ДОУ.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы просодического компонента речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

 

1.1.           Понятие просодического компонента речи

 

Термин «просодия» (просодика) впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и обозначает дополнительные особенности речи, независимые от основной артикуляции звука [12,89]. Современные лингвисты рассматривают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации и свое эмоциональное состояние.

Основные понятия просодической стороны речи представлены на рисунке 1.1.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Основные понятия просодической стороны речи

 

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления  выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Дикция – четкое, внятное выразительное произношение слов.

Пауза – знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в речи, музыке).

Интонация – мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Рифмовка – симметричное расположение звуков.

Ударение – акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

Мимика – (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица (мин) изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи.

Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

- значительным увеличением дыхательного объема;

- преимущественно ротовым типом дыхания;

- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

В качестве ведущих характеристик просодики выделяют частоту основного тона (ЧОТ), интенсивность (громкость) и длительность [28, 146]. Однако, полноценное просодическое оформление речи невозможно без участия таких его компонентов, как: тембр, мелодика, пауза, ударение и др.

Частота основного тона представляет собой частоту самой низкой составляющей в спектре звука, величину, обратную периоду колебания голосовых складок. Для нормальной речи характерно постоянное изменение ЧОТ при говорении, а диапазон этих изменений является отражением индивидуальных особенностей речи говорящего, его эмоционального и психического состояния [17,53]. Средние типичные значения ЧОТ составляют: для мужчин 132 Гц, для женщин 223 Гц и для детей 264 Гц. С частотой основного тона акустически соотносится мелодика, которая характеризуется движением основного тона голоса, его повышением или понижением. Различие звуков по высоте определяется различной скоростью колебаний голосовых складок. В свою очередь, частота колебаний складок зависит от ряда параметров: скорости воздушного потока, проходящего через голосовую щель; степени упругости голосовых складок; ширины голосовой щели; массы вибрирующей части складок, т.е. частотой самой низкой составляющей в спектре голоса. Постоянное изменение частоты основного тона при говорении превращает мелодику в тональный контур речи, который выполняет функцию элемента, связывающего отдельные части речевого потока, и, в то же время, выступает в роли средства членения речи [7,52]. Мелодика связана с тембром, индивидуальной своеобразной характеристикой, позволяющей отличить данный голос от других голосов.

Понятие тембра рассматривается исследователями неоднозначно. С одной стороны - это особая, качественная окраска звучания, создаваемая специфическим соотношением силы основного тона и обертонов, зависящая от формы резонатора. В этом случае, в понятие тембр вкладывают значение звонкости, звучности голоса, «чистоту и яркость его звучания» [27, 178]. Тембр – это такое качество голоса, которое отличает его от других голосов. И если для многих людей основной тон голоса может быть общим, то тембр – характеристика индивидуальная [4,73].

С другой стороны, в фонологии тембр рассматривают как дополнительную окраску звучания, придающую голосу различные эмоциональные оттенки [8,45]. И хотя, по мнению исследователей тембровые различия не несут основную коммуникативную нагрузку, они проявляются при выражении различных эмоций через изменение окраски голоса и способны передавать субъективное отношение говорящего к высказыванию [29,57].

Другим важнейшим просодическим компонентом является ударение, в основе которого лежит интенсивность, т.е. сила звука. Для речевого интонирования значимы словесное и смысловое ударение (синтагматическое, фразовое и логическое) [18,57].

Основу словесного ударения составляет выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного произнесения. По мнению О.А. Токаревой, ударение характеризуется следующими отличительными свойствами:

Информация о работе Просодический компонент речи