Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:55, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования – просодические компоненты речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией .
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы просодического компонента речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………6
1.1. Понятие просодического компонента речи……………………………….6
1.2. Дизартрия как речевое нарушение………………………………………..13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей просодической компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией….28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………29
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента……………..37
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента……………………39
Выводы по главе 2……………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………………………………………..45
Приложение…………………………………………………
58% детей с дизартрией изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса, детьми воспринимались хорошо, с достаточными модуляциями по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполнялись с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. 42% детей с дизартрией изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса, выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполнялось без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении высота голоса меняется.
Методика №6. «Обследование модуляций голоса по силе».
Дети без речевых патологий отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса, дети воспринимали и произносили правильно. Без ошибок воспроизводили постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.
58% детей с дизартрией отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса, дети воспринимали и произносили правильно, но только после нескольких проб. С ошибками воспроизводили постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. 42% детей с дизартрией отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса, дети воспринимали и произносят с ошибками, которые самостоятельно исправляли по ходу работы. Для воспроизведения постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний требуется активная помощь взрослого.
Результаты выполнения заданий детьми с дизартрией
Имя, фамилия | Восприятие интонацион ных структур | Воспроиз ведение интонацион ных структур | Логичское ударение | Высота голоса | Сила голоса | |
воспри ятие | воспроиз ведение | |||||
Юля П. | 21 | 12 | 7 | 11 | 10 | 8 |
Алина Б. | 13 | 7 | 4 | 8 | 7 | 5 |
Яна Б. | 20 | 13 | 8 | 10 | 9 | 8 |
Иван М. | 11 | 6 | 4 | 6 | 8 | 5 |
Сергей Ч. | 19 | 10 | 8 | 12 | 10 | 7 |
Аня В. | 14 | 11 | 7 | 12 | 9 | 7 |
Кирилл Т. | 20 | 8 | 5 | 9 | 8 | 7 |
Карина К. | 14 | 13 | 7 | 9 | 9 | 8 |
Вера Л. | 18 | 8 | 4 | 6 | 8 | 6 |
Артём Е. | 12 | 9 | 7 | 12 | 9 | 7 |
Саша Ф. | 18 | 8 | 5 | 7 | 8 | 6 |
АринаВ. | 19 | 11 | 6 | 11 | 10 | 6 |
Суммарный показатель | 16,6 | 9,7 | 6 | 9,4 | 8,8 | 6,7 |
Вывод: В среднем все дети справились с заданиями, не было не одной минимальной оценки (0 баллов).
В эксперимента было выявлено, что формирование просодических компонентов речи (интонация, логическое ударение, высота и сила голоса) у детей с дизартрией находится на разных этапах развития, поэтому эти компоненты не могут гармонировать друг с другом в связи с чем мы наблюдаем много ошибок в речи детей.
Таблица 3
Результаты выполнения заданий без речевой поталогии
Имя, фамилия | Восприятие интонацион ных структур | Воспроиз ведение интонацион ных структур | Логичское ударение | Высота голоса | Сила голоса | |
воспри ятие | воспроиз ведение | |||||
Наташа З. | 31 | 19 | 12 | 19 | 11 | 12 |
Коля М. | 29 | 19 | 11 | 18 | 10 | 11 |
Таня Н. | 28 | 18 | 11 | 19 | 12 | 12 |
Настя М. | 26 | 18 | 12 | 20 | 10 | 10 |
Денис Б. | 27 | 20 | 12 | 19 | 10 | 12 |
Оля Т. | 28 | 18 | 10 | 18 | 12 | 12 |
Аня Г. | 29 | 19 | 11 | 18 | 11 | 10 |
Алина Ш. | 27 | 18 | 12 | 19 | 12 | 11 |
Лера В. | 28 | 17 | 11 | 20 | 11 | 11 |
Таня Т. | 30 | 18 | 10 | 18 | 12 | 12 |
Миша М. | 29 | 18 | 11 | 19 | 11 | 10 |
Митя Ч. | 27 | 19 | 11 | 17 | 10 | 11 |
Суммарный показатель | 28,3 | 18,4 | 11,2 | 18,6 | 11,1 | 11,2 |
Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма результатов выполнения заданий детьми на этапе констатирующего эксперимента
Диаграмма показывает, что просодическая сторона речи детей, в отличие от просодической стороны речи у детей без речевых нарушений. отстают по всем параметрам просодических компонентов(интонация, логическое ударение, высота и сила голоса). У детей с дизартрии наблюдался слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая или напряженная). Помимо этого отмечались приспособительные изменения мимики, артикуляции. У них нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, это отражается на просодике высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок. Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов.
Итак, исходя из полученных данных, можно констатировать тот факт, что просодические компоненты речи у детей с дизартрией имеют явное отставание в своём развитии по сравнению таковыми у детей без нарушений речи. Дети значительно хуже справились со всеми заданиями.
Таким образом, нами были выявлены следующие особенности просодических компонентов речи у детей с дизартрией.
-дети плохо воспринимают интонацию.
-дети допускают ошибки при воспроизведении интонации.
- дети с ошибками воспринимают логическое ударение.
- дети плохо воспроизводят логическое ударение
-у детей слабость в модуляции голоса по силе и высоте
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента
В связи со значимостью формирования просодических компонентов у детей с дизартрией мы разработали комплекс игр и упражнений и провели экспериментальное обучение.
Цель формирующего эксперимента заключалась в формировании просодических компонентов речи у детей с дизартрией посредством комплекса игр и упражнений (прил.1).
Для реализации данной цели нами выделены следующие направления работы на каждом из которых решались определённые задачи:
Формирование темповой организации высказывания
1. Формирование у детей знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).
2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.
3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи
Формирование интонационной выразительности речи:
1 Знакомство с различными видами интонации
2 Развитие восприятия различных видов интонации
3 Развитие дифференциации различных видов интонации
Формирование ритмической организации высказывания:
1 Знакомство с различными видами ритмической организации
2 Развитие восприятия различных видов ритмической организации
3 Развитие дифференциации различных видов ритмической организации
Формирование модуляций голоса по силе:
1 Развитие восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса
2 Формирование в воспроизведения постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний
Формирование восприятия тембра голоса:
1 Формирование умения определять характер звучания тона голоса на слух.
2 Различение тембра голоса людей разного возраста
В формирующем эксперименте принимали участие 12 детей c дизартрией, которые были разделены нами на две группы по 6 человек, первая группа – экспериментальная, с детьми этой группы мы проводили работу по формирующей методике; вторая группа – контрольная.
Экспериментальная группа находилась в ДОУ №…………. в группе для детей с дизартрией в период с 9 ноября 2011 по 1 январь 2012 года. Занятия проводились в вечернее время по 3-4 занятия в неделю по 15-20 минут.
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента
По результатам экспериментального обучения был проведен контрольно-оценочный эксперимент. Цель проведения контрольного эксперимента - доказать эффективность разработанного комплекса игр и упражнении. При проведении контрольного эксперимента была применена методика, использованная в процессе констатирующего эксперимента.
В контрольном эксперименте участвовали 12 детей дошкольного возраста с дизартрией, из которых 6 детей, прошли курс экспериментального обучения и 6 детей, не участвовали в формирующем эксперименте.
Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, дают возможность говорить о положительном влиянии проведенного обучения. Представлены данные в таблице №4 по формированию просодических компонентов у детей с дизартрией экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы.
Таблица 4
Результаты выполнения заданий детьми в экспериментальной группе
Имя, фамилия | Восприятие интонацион ных структур | Воспроиз ведение интонацион ных структур | Логичское ударение | Высота голоса | Сила голоса | |
воспри ятие | воспроиз ведение | |||||
Юля П. | 22 | 14 | 8 | 12 | 11 | 9 |
Алина Б. | 16 | 9 | 6 | 9 | 8 | 6 |
Яна Б. | 24 | 13 | 9 | 11 | 10 | 10 |
Иван М. | 13 | 9 | 6 | 9 | 9 | 7 |
Сергей Ч. | 19 | 11 | 8 | 12 | 10 | 9 |
Аня В. | 15 | 11 | 9 | 13 | 10 | 8 |
Суммарный показатель | 18,1 | 10,8 | 7,6 | 10,4 | 9,6 | 8,1 |