Просодический компонент речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования – просодические компоненты речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы просодического компонента речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………6
1.1. Понятие просодического компонента речи……………………………….6
1.2. Дизартрия как речевое нарушение………………………………………..13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей просодической компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией….28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………29
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента……………..37
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента……………………39
Выводы по главе 2……………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………………………………………..45
Приложение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

readmsg.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

58% детей с дизартрией  изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса,  детьми воспринимались хорошо, с достаточными модуляциями по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполнялись с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. 42%  детей с дизартрией изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса, выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполняли с недостаточными модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполнялось без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении высота голоса меняется.

Методика №6. «Обследование модуляций голоса по силе».

Дети без речевых патологий отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса,  дети воспринимали и произносили правильно. Без  ошибок воспроизводили постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

58% детей с дизартрией отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса,  дети воспринимали и произносили правильно, но только после нескольких проб. С ошибками воспроизводили  постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. 42% детей с дизартрией отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса,  дети воспринимали и произносят с ошибками, которые самостоятельно исправляли по ходу работы. Для воспроизведения постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний требуется активная помощь взрослого.

                                                                                                    Таблица 2

Результаты выполнения заданий детьми с дизартрией

Имя, фамилия

Восприятие

интонацион

ных структур

Воспроиз

ведение

интонацион

ных структур

Логичское ударение

Высота

голоса

Сила

голоса

воспри

ятие

воспроиз

ведение

Юля П.

21

12

7

11

10

8

Алина Б.

13

7

4

8

7

5

Яна Б.

20

13

8

10

9

8

Иван М.

11

6

4

6

8

5

Сергей Ч.

19

10

8

12

10

7

Аня В.

14

11

7

12

9

7

Кирилл Т.

20

8

5

9

8

7

Карина К.

14

13

7

9

9

8

Вера Л.

18

8

4

6

8

6

Артём Е.

12

9

7

12

9

7

Саша Ф.

18

8

5

7

8

6

АринаВ.

19

11

6

11

10

6

Суммарный показатель

16,6

9,7

6

9,4

8,8

6,7

 

Вывод: В среднем все дети справились с заданиями, не было не одной минимальной оценки (0 баллов).

В эксперимента  было выявлено,  что формирование просодических компонентов речи (интонация, логическое ударение, высота и сила голоса) у детей с дизартрией находится на разных этапах развития, поэтому эти компоненты не могут гармонировать друг с другом в связи с чем мы наблюдаем много ошибок в речи детей.

                                                                                               

 

 

  Таблица 3

Результаты выполнения заданий без речевой поталогии

 

Имя, фамилия

Восприятие

интонацион

ных структур

Воспроиз

ведение

интонацион

ных структур

Логичское ударение

Высота

голоса

Сила

голоса

воспри

ятие

воспроиз

ведение

Наташа З.

31

19

12

19

11

12

Коля М.

29

19

11

18

10

11

Таня Н.

28

18

11

19

12

12

Настя М.

26

18

12

20

10

10

Денис Б.

27

20

12

19

10

12

Оля Т.

28

18

10

18

12

12

Аня Г.

29

19

11

18

11

10

Алина Ш.

27

18

12

19

12

11

Лера В.

28

17

11

20

11

11

Таня Т.

30

18

10

18

12

12

Миша М.

29

18

11

19

11

10

Митя Ч.

27

19

11

17

10

11

Суммарный показатель

28,3

18,4

11,2

18,6

11,1

11,2

 

                   

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма  результатов выполнения заданий детьми на этапе констатирующего эксперимента

 

Диаграмма показывает, что просодическая сторона речи детей, в отличие от просодической стороны речи у детей без речевых нарушений. отстают по всем параметрам просодических компонентов(интонация, логическое ударение, высота и сила голоса). У детей с дизартрии наблюдался слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая или напряженная). Помимо этого отмечались приспособительные изменения мимики, артикуляции. У них нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, это отражается на просодике высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок. Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов.

Итак, исходя из полученных данных, можно констатировать тот факт, что просодические компоненты речи у детей с дизартрией имеют явное отставание в своём развитии по сравнению таковыми у детей без нарушений речи. Дети значительно хуже справились со всеми заданиями.

Таким образом, нами были выявлены следующие особенности просодических компонентов речи у детей с дизартрией.

-дети плохо воспринимают интонацию.

-дети допускают ошибки при воспроизведении интонации.

- дети с ошибками воспринимают логическое ударение.

- дети плохо воспроизводят логическое ударение

-у детей слабость в модуляции голоса по силе и высоте

 

2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента

 

В связи со значимостью формирования просодических компонентов у детей с дизартрией мы разработали комплекс игр и упражнений и провели экспериментальное обучение.

Цель формирующего эксперимента заключалась в формировании просодических компонентов речи у детей с дизартрией посредством комплекса игр и упражнений (прил.1).

Для реализации данной цели нами выделены следующие направления работы на каждом из которых решались определённые задачи:

Формирование темповой организации высказывания

1. Формирование у детей знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).

2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.

3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи

Формирование интонационной выразительности речи:

1 Знакомство с различными видами интонации

2 Развитие восприятия различных видов интонации

3 Развитие дифференциации различных видов интонации

Формирование ритмической организации высказывания:

1 Знакомство с различными видами ритмической организации

2 Развитие восприятия различных видов ритмической организации

3 Развитие дифференциации различных видов ритмической организации

Формирование модуляций голоса по силе:

1 Развитие восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

2 Формирование  в воспроизведения постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний

Формирование восприятия тембра голоса:

1 Формирование умения определять характер звучания тона голоса на слух.

2  Различение тембра голоса людей разного возраста

В формирующем эксперименте принимали участие 12 детей c дизартрией, которые были разделены нами на две группы по 6 человек, первая группа – экспериментальная, с детьми этой группы мы проводили работу по формирующей методике; вторая группа – контрольная.

Экспериментальная группа находилась  в  ДОУ №…………. в группе для детей с дизартрией в период с 9 ноября 2011 по 1 январь 2012 года. Занятия проводились в вечернее время по 3-4 занятия в неделю по 15-20 минут.

2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента

 

По результатам экспериментального обучения был проведен контрольно-оценочный эксперимент. Цель проведения контрольного эксперимента - доказать эффективность разработанного комплекса игр и упражнении. При проведении контрольного эксперимента была применена методика, использованная в процессе констатирующего эксперимента.

В контрольном эксперименте участвовали 12 детей дошкольного возраста с дизартрией, из которых 6 детей, прошли курс экспериментального обучения и 6 детей, не участвовали в формирующем эксперименте.

Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, дают возможность говорить о положительном влиянии проведенного обучения. Представлены данные в таблице №4 по формированию просодических компонентов у детей с дизартрией экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы.

Таблица 4

Результаты выполнения заданий детьми в экспериментальной группе

Имя, фамилия

Восприятие

интонацион

ных структур

Воспроиз

ведение

интонацион

ных структур

Логичское ударение

Высота

голоса

Сила

голоса

воспри

ятие

воспроиз

ведение

Юля П.

22

14

8

12

11

9

Алина Б.

16

9

6

9

8

6

Яна Б.

24

13

9

11

10

10

Иван М.

13

9

6

9

9

7

Сергей Ч.

19

11

8

12

10

9

Аня В.

15

11

9

13

10

8

Суммарный показатель

18,1

10,8

7,6

10,4

9,6

8,1

Информация о работе Просодический компонент речи