Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:55, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования – просодические компоненты речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией .
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы просодического компонента речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………6
1.1. Понятие просодического компонента речи……………………………….6
1.2. Дизартрия как речевое нарушение………………………………………..13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей просодической компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией….28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………29
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента……………..37
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента……………………39
Выводы по главе 2……………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………………………………………..45
Приложение…………………………………………………
Эти нарушения сочетаются с асимметрией лица, подтеканием молока из одного угла рта, отвисанием нижней губы, что препятствует захвату соски или соска.
По мере роста все больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки. Ребенок длительное время не может жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки. Врожденные безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденности, проявляются в значительной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики.
По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними [3,76].
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.
Выводы по главе 1
Минимальные дизартрические расстройства— одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева). Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В. Гуровец, СИ. Маевская, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова).
В то же время недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В настоящее время сосуществуют понятия стертая дизартрия, «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства.
Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии,
симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при минимальных дизартрических расстройствах (Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович и др.). Отсутствуют экспериментальные данные о влиянии фонетического контекста на характер и специфику нарушений звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах. Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при различных проявлениях минимальных дизартрических расстройств.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей просодической компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении особенностей просодической компонентов речи у детей с дизартрией и у детей с нормальным речевым развитием.
Цель исследования определялась следующими задачами:
– подбор методик диагностики сформированности просодической стороны речи у детей с дизартрией и у детей с нормальным речевым развитием;
– создать необходимые условия для обследования;
– осуществить исследование особенностей сформированности просодической стороны речи на логопедических занятиях;
– провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Исследование проводилось на базе МДОУ №………………г. Архангельска с детьми дизартрией (12 детей), МДОУ № … ………………. г. Кемерово дети без речевой патологии (12 детей). Возраст детей составляет от 5-7 лет.
В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методики Е.Ф. Архиповой:
«Методика восприятия интонации»
Цель: выявить умение детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
«Методика воспроизведения интонации»
Цель: выявить умение ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
«Методика восприятия логического ударения»
Цель: выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.
«Методика воспроизведения логического ударения»
Цель: определить умение ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
«Обследование модуляций голоса по высоте»
Цель: выявить умение ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.
«Обследование модуляций голоса по силе»
Цель: определить умения ребенка изменять громкость голоса
Критерии оценки (единые для всех заданий):
4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Для изучения просодических компонентов речи у детей с дизартрией и у детей без речевых патологий был проведён констатирующий эксперимент. Все данные занесены в таблицы. Таблица№2 (дети с дизартрией) и Таблица№3 (дети без речевой патологии)
Методика №1. «Методика восприятия интонации».
Дети без речевых нарушений справились практически самостоятельно со всеми заданиями, у них не вызвало сложности определение повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения. Хорошо дифференциацируют типы интонации в предложении.
58% детей с дизартрией. Самостоятельно справились с определением наличия повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения. Возникали некоторые ошибки при дифференциации типов интонации в предложении, которые дети сразу самостоятельно исправляли. В стихотворном тексте интонация воспринималась намного лучше, без ошибок. Возникли ошибки при восприятии эмоционального произнесения предложений и при определении законченности предложения. 42% детей с дизартрией делали ошибки в определении повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений, ошибки находили и исправляет самостоятельно. При дифференциации типов интонации в предложении требуется помощь логопеда. В стихотворном тексте интонация воспринималась с ошибками, которые исправлялись самостоятельно. При восприятии эмоционального произнесения предложений и при определении законченности предложения требовалась активная помощь взрослого.
Методика №2. «Методика воспроизведения интонации».
Дети без речевых нарушений выполнили все задания с малейшими ошибками. Они отраженно воспроизводили фразы с различными интонациями и стихотворные строки в соответствии с интонацией логопеда. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, дети не допускали ошибок. При воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений дети не допускали ошибок.
50% детей с дизартрией отраженно воспроизводили фразы с различными интонациями и стихотворные строки в соответствии с интонацией логопеда, но только после неоднократного демонстрирования образца. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, дети допускали ошибки, но самостоятельно исправлялись по ходу работы. Так же много ошибок дети делали при самостоятельном воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений и 50% детей с дизартрией при отраженном воспроизведении фразы с различными интонациями и стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда, допускали ошибки, которые с усилием исправляли сами. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, детям требовалась активная помощь взрослого. Так же помощь требуется детям при самостоятельном воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.
Методика №3. «Методика восприятия логического ударения».
Дети без речевых нарушений отмечали, называли и показывали на сюжетных картинках слово, выделенное голосом в повествовательном и вопросительном предложениях. В стихотворном тексте правильно определяли выделенное логопедом слово, без помощи взрослых.
58% детей с дизартрией практически без ошибок отмечали, называли и показывали на сюжетных картинках слово, выделенное голосом в повествовательном и вопросительном предложениях. Неточности исправляли самостоятельно по ходу работы. В стихотворном тексте правильно определяли выделенное логопедом слово, без помощи взрослых. 48% детей с дизартрией с определением слова, выделенного логопедом в повествовательном предложении и в стихотворном тексте, самостоятельно не справились, требуется активная помощь взрослого. Допускали ошибки при определении слова, выделенного логопедом в вопросительном предложении, самостоятельно исправляли их без помощи логопеда.
Методика №4. «Методика воспроизведения логического ударения».
Дети без речевых нарушений воспроизводили фразы с логическим ударением по образцу без ошибок. Правильно отвечали на вопросы по сюжетным картинкам. При воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении не практически допускали ошибок.
67% детей с дизартрией воспроизводили фразы с логическим ударением по образцу с ошибками, которые исправлялись самостоятельно по ходу работы. В сравнении двух предложений, отличающихся только ударением, тоже допускали ошибки. Правильно отвечали на вопросы по сюжетным картинкам, но только после нескольких проб, после демонстрирования образца. При воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении допускали ошибки. Также путается при самостоятельном выборе слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. 33% детей с дизартрией допускали ошибки при воспроизведении фразы с логическим ударением по образцу, при воспроизведении логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам, при воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении. Требуется активная помощь взрослого при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением, при самостоятельном выборе слова, произносимого с логическим ударением в зависимости от вкладываемого смысла.
Методика №5. «Обследование модуляций голоса по высоте».
Дети без речевых нарушений изолированные звуки и звукоподражания, произнесенные с различной высотой голоса, детьми воспринимались отлично, с достаточными модуляциями по высоте. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполнялитсь с хорошими модуляциями голоса по высоте. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки выполнялись с хорошими модуляциями голоса по высоте.