Просодический компонент речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования – просодические компоненты речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы просодического компонента речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………6
1.1. Понятие просодического компонента речи……………………………….6
1.2. Дизартрия как речевое нарушение………………………………………..13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей просодической компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией….28
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента…………….28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………29
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента……………..37
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента……………………39
Выводы по главе 2……………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………………………………………..45
Приложение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

readmsg.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 2 - Сравнительные результаты выполнения заданий детьми в контрольной и экспериментальной группах

 

Как видно из диаграммы положительная динамика в развитии просодической стороны речи явно наблюдается в экспериментальной группе для детей с дизартрией.

Если  в контрольной группе количество баллов осталось тем же, так как с этими детьми не проводилось специальное обучение, то в экспериментальной группе у всех детей увеличились показатели по всем методикам.

Речь детей стала более выразительной и эмоционально окрашенной.  Дети отраженно воспроизводят фразы с различными интонациями и стихотворные строки в соответствии с интонацией логопеда, но только после неоднократного демонстрирования образца. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, дети допускают мало ошибок, самостоятельно исправляются по ходу работы. Мало  ошибок дети делают при самостоятельном воспроизведении мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. Воспроизводят  фразы с логическим ударением по практически без ошибок, которые исправляются самостоятельно по ходу работы. В сравнении двух предложений, отличающихся только ударением, тоже не допускают ошибок. Правильно отвечают на вопросы по сюжетным картинкам. При воспроизведении фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении не допускают ошибок. Иногда  путается при самостоятельном выборе слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. Отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса, дети воспринимают и произносят правильно. С ошибками воспроизводит постепенное нарастание и падение силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний. Сформирована темпо - ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации. Все данные, полученные в ходе проведенных экспериментов, анализ этих данных показали, что занятия по формированию просодики у детей со стертой формой дизартрии нормализуют основные компоненты просодической стороны речи и делают речь выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач, что доказано экспериментальным путем. Обнаруженные у дошкольников со стертой формой дизартрии разные уровни нарушения просодики позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить просодическую сторону речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью работы было выявить особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией; разработать и апробировать  комплекс упражнений для развития просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Просодические элементы речи включают в себя ритмико-интонационные элементы речи (мелодика, относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.), обязательные для звуков речи и относительно независимые от их качества, организующие речь путём противопоставления одних сегментов речевого потока другим. Просодические элементы соотносятся с единицами, большими, чем звук, - слогами, словами, синтагмами и предложениями; они организованы в автономные системы, важнейшие из которых тон, ударение и интонация.

Проанализировав литературу по этой теме мы выявили особенности просодической стороной речи у дошкольников дизартрией. Нарушения физических свойств речевого голоса, выраженные трудности продуцирования и репродуцирования различных интонационных конструкций, резкое ограничение возможности передачи конкретных значений характерны для большинства детей с дизартрией, что свидетельствует о низком уровне динамики развития просодической стороны речи.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей с дизартрией недостаточно развиты все компоненты речи. Наибольшую трудность у этих детей вызвали задания по удержанию паузы, выявлено неумение пользоваться интонацией и ударением.

Было выявлено ряд особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией:

-дети плохо воспринимают интонацию.

-дети допускают ошибки при воспроизведении интонации.

- дети с ошибками воспринимают логическое ударение.

- дети плохо воспроизводят логическое ударение

-у детей слабость в модуляции голоса по силе и высоте

Нами был предложен комплекс игр и упражнений по формированию просодики, направления работы включали следующие разделы:

- Формирование темповой организации высказывания

- Формирование интонационной выразительности речи

- Формирование модуляций голоса по силе

- Формирование восприятия тембра голоса

- Формирование ритмической организации высказывания

Результаты контрольного эксперимента показали: после проведенной систематической работы по формированию основных компонентов просодики речь детей с дизартрией стала более выразительной, интонационно окрашенной.

Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза потверддена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.          Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса. – М.: Просвещение, 1973.

2.          Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. – М.: Учпедгиз, 1983.

3.          Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

4.          Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Просвещение, 1981.

5.          Власова Т.А., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Владос, 1996.

6.          Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. – М.: Просвещение, 1987.

7.          Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под редакцией Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1994.

8.          Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1973.

9.          Диагностика речевого развития дошкольников. / Под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: АО Совер, 1997.

10.     Дошкольник / Под редакцией Белкиной В.Н., Васильевой Н.Н., Елкиной Н.В. – Яр.: Академия Холдинг, 2003.

11.     Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1996.

12.     Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

13.     Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи. – М.: Просвещение, 1990.

14.     Зееман М.В. Расстройство речи в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1982.

15.     Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи. СПб.: Союз, 2000.

16.     Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2005.

17.     Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

18.     Логопедия/Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003.

19.     Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз, 2004.

20.     Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.

21.     Лопухна И.С. Логопедия (550 упражнений для развития речи). – М.: Аквариум, 1998.

22.     Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1989.

23.     Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2006.

24.     Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2002.

25.     Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.

26.     Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб: Детство-пресс, 2007.

27.     Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2005.

28.     Поварова И.А. Заикание. – СПб: Речь, 2005.

29.     Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1992.

30.     Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001.

31.     Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

32.     Флерова Ж.М. Логопедия. – РнаД.: Феникс, 2004.

33.     Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. – М., 1999.

34.     Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: Владос, 2003.

35.     Шорохова О.А. Играем в сказку. – М.: Сфера, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Листья шелестят»

Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

 

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

Развитие мимических мышцстроится на использовании естественных движений в игровых ситуациях:

«Плакса» - зажмуривание глаз;

«Мы удивились»- приподнимание и опускание надбровных дуг;

«Надуем шарик»- надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Тигренок»- оскаливание зубов;

«Упрямые бараны»- нахмуривание мышц лба;

«Веселый клоун»- улыбнуться и т.д.

 

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводим упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

«Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовывать его 4-8 раз.

«Лошадки цокает копытцем»- пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию рта цокает далеко - близко, громко - тихо, маленькая-большая лошадка, грустно-весело, задумчиво, игриво.

«Футбол» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.

«Иголочка» - протыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки несколько раз.

«Щеточка» - проводить языком между деснами и губами - чистить зубы языком.

«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов. «Обиделись» - вывернуть нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение.

 

Позднее детям предлагаются задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движением разных частей тела.

 

Основной задачей в работе над силой голоса – сформироватьумение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Используем следующие приемы работы:

произнесение изолированных гласных звуков ( шепотом, тихо, громко);

произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса ( используем схемы ? ? ? ? ?);

произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;

произнесение коротких фраз с разной силой голоса;

воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;

выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;

повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Примерные игровые задания, которые мы используем на занятиях.

«Певцы» (пение гласных звуков).

Информация о работе Просодический компонент речи