Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи……………...5
1.1. Понятие просодической стороны речи…………………………………….5
1.2. Развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией……………………………………………………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией……………………………………………..23
2.1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………23
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента………………..29
Заключение...……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………….……………………………………...33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи……………...5
Глава
2. Экспериментальное исследование
развития просодической речи в онтогенезе
у детей с ринолалией……………………………………………..
2.1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………23
2.2. Формирующий
эксперимент……………………………………………….
2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента………………..29
Заключение...……………………………………………
Список
литературы……………………….…………………………
Введение
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Речевые расстройства - это широкий круг психопатологических явлений, проявляющихся в речевом поведении.
Изучением расстройств речи занимались такие ученые как Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, Б.М. Гриншпун, В.М. Коган, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, В. М. Шкловский и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что при тяжелых речевых расстройствах, таких как ринолалия могут наблюдаться нарушения фонетической стороны речи, как отдельных звуков, так и всей системы звукопроизношения.
Проблемой изучения ринолалии занимались такие известные ученые, как: М. Немчинова; В. М. Мессина; Г. В. Кручинский; Ю. М. Вернадский; Н. И. Каспарова; Б. Я. Булатовская и др.
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе.
Объект - речевая деятельность детей при ринолалии.
Предмет - процесс логопедической работы направленный на формирование просодической стороны речи детей с ринолалией.
Гипотеза: развитие речи с ринолалией будет наиболее успешной если:
- будет использоваться система игр и упражнений направленных на развитие физиологического и речевого дыхания;
-
-
будут приняты во внимания
индивидуальные особенности
Целью данной курсовой работы является изучение развития просодической стороны речи у детей с ринолалией.
Поставленная цель, предмет, объект, гипотеза определили следующие задачи:
- дать понятие просодической стороны речи;
- рассмотреть развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией;
-
провести опытно-
- провести формирующий эксперимент;
- провести анализ результативности формирующего эксперимента.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 2 находящимся по адресу:
г. Чебоксары, бульвар Юго-Западный, 15.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.
Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.
Овладение
родным языком, развитие речи является
одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве
и рассматривается в
В
детском саду дошкольники, усваивая
родной язык, овладевают важнейшей
формой речевого общения – устной
речью. Речевое общение в его
полном виде - понимание речи и активная
речь – развивается постепенно.
Одним из разделов общей культуры
речи, которая характеризуется
Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. В. М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
О значении просодической стороны речи писали многие исследователи. Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а так же то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.
Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной.
Немецкие исследователи К. Колер, К. Швабе указывали на психотерапевтический аспект просодических навыков.
Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).
Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.
Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.
Темп
играет значительную роль в передаче
эмоционально-модальной
Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи - ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.
Темпо-ритмическая
организация устной речи является тем
стержнем, который объединяет и координирует
все составляющие устной речи, включая
лексико-грамматическое структурирование,
артикуляторно-дыхательную
В
настоящее время можно говорить
о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное
членение речи, которое возникает
не в результате звуковой аранжировки,
готовой лексико-синтаксической структуры
высказывания, а в процессе текущего
формирования мысли и ее вербализации.
Темпо-ритмо-интонационное
В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе - 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.
Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.
В
нормальной речи плавность органически
сочетается с паузами, которые являются
необходимым компонентом
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим - перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед «взрывом». В среднем они длятся около 0,1 сек.
В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.
В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи («что сказать?»), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.2