Развитие просодической стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи……………...5
1.1. Понятие просодической стороны речи…………………………………….5
1.2. Развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией……………………………………………………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией……………………………………………..23
2.1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………23
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента………………..29
Заключение...……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………….……………………………………...33

Файлы: 1 файл

развитие просодической стороны речи.docx

— 70.92 Кб (Скачать)

 

     По  данным таблицы можно сделать  вывод, что в экспериментальной  группе показатели улучшились.

Таблица 5 - Результат выявления наличия назальной эмиссии

   Группа

Результат

Контрольная Экспериментальная
«До» «После»
абс абс абс % абс %
отсутствует - - - - 2 40
беззвучная 2 40 2 40 2 40
слышимая 3 60 3 60 1 20

 

      По  результатам таблицы можно сделать  вывод, в экспериментальной группе количество детей с отсутствием назальной эмиссии увеличилось.  

Таблица 6 - Результат обследования силы и высоты голоса

          Группа 
 
 

Критерии 

Контрольная Экспериментальная
«До» «После»
Выраженная Умеренная Легкая Выраженная Умеренная Легкая Выраженная Умеренная Легкая
охриплость 3 2 - 4 1 - 1 2 2
глухость 2 3 - 3 2 - - 2 3
громкость 2 3 - 2 3 - 1 2 3
высота 2 3 - 3 2 - - 3 2

 

     По  данным таблицы6 можно сделать вывод, что по всем показателям в экспериментальной группе результаты изменились в лучшую сторону, что доказывает правильность выдвинутой гипотезы.

     Итак, по данным таблицы можно наблюдать  значительное улучшение показателей  в экспериментальной группе, что  говорит о результативности проведенного формирующего этапа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена тема «Развитие просодической стороны речи у детей с ринолалией» и изучены следующие вопросы:

     - дано понятие просодической стороны речи;

     - рассмотрено развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией;

     - проведена опытно-экспериментальная работfу;

     - проведен формирующий эксперимент;

     - проведен анализ результативности формирующего эксперимента.

     Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам  точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно  понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства  и отношение к вам.

     Благодаря интонации мысль приобретает  законченный характер. Мелодико-интонационные  средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс  коммуникации более информативным.

     В логопедии развитию интонационной  стороны речи пока уделено значительно  меньше внимания, чем формированию речевых звуков.

     Между тем особенности развития интонации  при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим  образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом  речевого поведения.

     Целенаправленная  работа по развитию просодической стороны  речи, проводимая по предложенной выше системе, окажет положительное влияние  на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упражнений, будет способствовать формированию просодической стороны речи.

     В ходе проделанной работы гипотеза исследования гипотеза о том, что развитие речи с ринолалией будет наиболее успешной если,будет использоваться система игр и упражнений направленных на развитие физиологического и речевого дыхания, будут приняты во внимания индивидуальные особенности детей, была подтверждена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

  1. Анохин П.К. Логопедия. - М.: Сирин, 2010. - 308 с.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М.: Инфра-С,2008 –222 с.
  3. Беккер К. П. Логопедия: Пер. с нем. - М.: Академия, 2007. - 478 с.
  4. Белова – Давид Р.А. «Нарушение речи у дошкольников». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 320 с.
  5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений.  -  Ульяновск, 2008. – 145 с.
  6. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2008 - 240с.
  7. Бородич А. М. «Методика развития речи детей: Учебное пособие. – М.: Инфра-С, 2009. – 352 с.
  8. Брызгунова Е. А. «Звуки и интонация русской речи».- М.: Глобус, 2009. - 367 с.
  9. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. - М.: Медицина, 2007, 448 с.
  10. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб.пособие для студентов. – М.: Инфра-С, 2007 –232 с.
  11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Сирин, 2009. - 308 с.
  12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Ран-издат, 2009. – 319 с.
  13. Ляпидев ского С.С. Очерки по патологии речи и голоса.  - М.: Вита-Пресс. - 2009. - 88 с.
  14. Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» - М.: Сфинкс, 2007. - 412 с.
  15. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. . – М.: Просвещение, 2010. – 432 с.
  16. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях– М.: Инфо-С, 2011. -236 с.
  17. Новиковская О.А. Логопедия. - М.: Вита-Пресс. - 2008. -218 с.
  18. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 447 с.
  19. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: Ран-издат, 2007. – 389 с.
  20. Программа обучения и воспитания в детском саду. /Под ред. М.А. Васильевой.- М.: Гардарики, 2008. - 225 с.
  21. Рычкова Н.А. – «Логопедическая ритмика».- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 447 с.
  22. Селиверстова В.И. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 2008. - 252 с.
  23. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1969- М.: Гардарики, 2009. - 475 с.
  24. Хватцев М.Е. «Логопедия». - М.: Просвещение, 2008. – 345 с.
  25. Шашкина Г. Р.. Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие. - М.: Форум, 2008. – 265 с.
  26. Ястребова А.В. Логопедия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 220 с.
  27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М.: Сфинкс, 2007. – 412 с.

Информация о работе Развитие просодической стороны речи