Развитие просодической стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи……………...5
1.1. Понятие просодической стороны речи…………………………………….5
1.2. Развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией……………………………………………………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией……………………………………………..23
2.1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………23
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента………………..29
Заключение...……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………….……………………………………...33

Файлы: 1 файл

развитие просодической стороны речи.docx

— 70.92 Кб (Скачать)

     Методика  подобного обследования достаточно широко представлена в логопедической литературе, например в трудах И. И. Ермаковой, Е.С. Алмазовой, Д.К. Вильсон  и др.

     Обследование  состояло из следующих этапов:

     На  первом этапе проводится обследование тембра голоса.

     Тембр - это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования.

     На  данном этапе исследуются:

     1) Наличие и степень гиперназализации:

     Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

     «бот, быт, букет, бита, берет»,

     «боты, быть, бурт, бить, бейте» и фразы: «были у бабы бобы».

     При этом выраженность носового оттенка  голоса при звукопроизношении оценивается  по следующим критериям:

     - слабовыраженный;

     - средне выраженный;

     - сильно выраженный.

Таблица 1 - Результат выявления носового оттенка голоса при звукопроизношении

   Группа

Результат

Контрольная Экспериментальная
абс % абс %
Слабовыраженный - - - -
Средне  выраженный 2 40 2 40
Сильно  выраженный 3 60 3 60

 

     По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы, что:

      - 60% в каждой группе – имеют сильно выраженный уровень;

      -40% в каждой группе - средний уровень;

      - слабовыраженный уровень отсутствует.

     2) Наличие назальной эмиссии.

     Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

     - «пепел папа попей попал пупы»,

     - «бабы бобы бубаби-би баю-бай» и фразы: «у попа папа поп».

     Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер.

       Степень эмиссии определяется  по площади запотевания зеркала  или по воздушному потоку из  носа, приводящего в движение  бумажный пропеллер. 
 

Таблица 2 - Результат выявления наличия назальной эмиссии

                           Группа

Результат

Контрольная Экспериментальная
абс % абс %
отсутствует - -    
беззвучная 2 40 2 40
слышимая 3 60 3 60

 

     По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы, что:

      - 60% в каждой группе – имеют слышимый уровень назальной эмиссии;

      -40% в каждой группе – имеют  беззвучный уровень назальной эмиссии;

      - отсутствие уровня назальной эмиссии не обнаружено.

     На  втором этапе проводится обследование силы и высоты голоса и возможности  его модуляции, а так же звонкость  и звучность голоса. Выявляются такие  качества как:

     а) Наличие охриплости или осиплости  голоса.

     Охриплость - скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.

     Осиплость - неупорядоченные изменения частоты  основного тона в сторону повышения.

     б) Наличие глухости голоса.

     в) Наличие напряжённости фонации.

     г) Уровень изменения громкости  голоса.

     д) Уровень изменения высоты голоса.

     Все нарушенные качества голоса определяются на слух по степеням выраженности:

     - Лёгкая;

     - Умеренная;

     - Выраженная.

Таблица 3 - Результат обследования силы и высоты голоса

               Группа

Критерии 

Контрольная Экспериментальная
Выраженная Умеренная Легкая Выраженная Умеренная Легкая
охриплость 3 2 - 4 1 -
глухость 2 3 - 3 2 -
громкость 2 3 - 2 3 -
высота 2 3 - 3 2 -

 

     Для обследования данных качеств использовались такие упражнения как: «как гудят теплоходы: большие, средние и маленькие»; подражание голосам животных (например, низкий голос медведя или мычание коровы и значительно более высокий - мяуканье кошки или лай собаки), что позволяет исследовать высоту и силу голоса; а так же «укачивание куклы» («АаАаАа» «УуУуУу» и др.); упражнения на произношение звуков, слогов и слов шёпотной и громкой речью, что позволяет исследовать громкость и модуляцию голоса.

      Итак, по результатам конструктирующего среза было выявлено, что 60% в каждой группе  имеют сильно выраженный уровень носового оттенка голоса при звукопроизношении, слышимый уровень назальной эмиссии. 

2.2. Формирующий  эксперимент 

     Целью формирующего этапа является развитие у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания и просодической стороны речи в короткий срок без ущерба для здоровья.

     Для реализации поставленной цели были определены задачи:

     - знакомство детей с актом дыхания;

     - расширить знания детей о дыхании.

     - познакомить детей с разными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим.

     - развивать наблюдательность и любознательность.

     - активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей.

     Наряду  с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данный проект требует соблюдения таких принципов:

     Принцип индивидуального и дифференцированного  подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).

     Принцип социальной безопасности. Дошкольники  должны понимать, что развитие правильного  дыхания это показатель как коррекции  речи так и снижению заболеваемости.

     Комплексное воздействие на дыхательную систему  ребенка осуществляется нами в двух аспектах:

     - участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);

     - использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

     Для успешной реализации проекта в ДОУ  были созданы необходимые условия:

     Работа  состояла из нескольких этапов:

     1 этап - создан фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию (Приложение 1).

     2 этап - приоритетной становится тренировка  дыхательных мышц с целью увеличения  дыхательного объема и улучшения  качественных характеристик движений  дыхательной мускулатуры. Формирование  качественных характеристик движений  происходит на контрасте напряжения  и расслабления (Приложение 2).

     3 этап – для создния активный вдох с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока); регуляция дыхательного ритма. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними.

     4 этап - автоматизация нижне-реберного  диафрагмального типа дыхания;  формирование речевого дыхания.

     Для качественной организации воспитательно-образовательного процесса был разработан перспективный  план по формированию у детей правильного  дыхания.

     Индивидуальный  план - включающий в индивидуальную работу. И план групповой - включающий работу со всеми детьми во время  занятий по лексической теме. С  педагогами учреждения был создан перспективный  план взаимодействия с педагогами и  родителями.

     С детьми проводятся развлечения, которые проводят специалисты: «Физкультура», «Литературные викторины», «Дыхалочки», «Здоровячек»и др.

     Таким образом, для выполнения поставленных задач мы объединили усилия дошкольного  учреждения и семьи.

     Данный  проект обладает некоторыми особенностями  и принципиальными отличиями  от существующих рекомендаций по развитию дыхания. Основная часть игр и  упражнений проходит в специально организованной среде с использованием разного оборудования, создаетющие условия, для возникновения положительных эмоций у детей, во время работы над дыханием. Оно может использоваться как предмет опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, амортизатор, массажер, средство контроля. В основе технологии лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения.  

     2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента 

     Результаты  исследования показали, что во время  формирующего эксперимента наблюдается  улучшение исследуемых показателей.

     Это свидетельствует о том, что работа направленная на формирование просодической стороны речи у детей с ринолалией прошла успешно.

Таблица 4 - Результат выявления носового оттенка голоса при звукопроизношении

                           Группа

Результат

Контрольная Экспериментальная
«До» «После»
абс % абс % абс %
Слабовыраженный - - - - 3 60
Средне  выраженный 2 40 2 40 1 20
Сильно  выраженный 3 60 3 60 1 20

Информация о работе Развитие просодической стороны речи