Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи……………...5
1.1. Понятие просодической стороны речи…………………………………….5
1.2. Развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией……………………………………………………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией……………………………………………..23
2.1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………23
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента………………..29
Заключение...……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………….……………………………………...33
- по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);
- тембру (отличают по голосу мать и других близких);
- правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.4
В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и др.)
При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.
В
первую очередь следует отметить
крайнюю невнятность речи больных.
Появляющиеся у них слова и
фразы малопонятны для
Эти изменения положения
Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, и звуки между собой нечетко дифференцированы. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т. е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать, их для речевого общения.
Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их характеристика для слушающего - храпящие звуки с носовым оттенком. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку «х», звонкие - к «г» фрикативному; из них губные и губно-зубные - как близкие к звуку «м», а переднеязычные - к звуку «н» с незначительной модификацией звучания.
Иногда артикулемы в речи
Таким образом,
Таким
образом, в структуре речевой
деятельности при ринолалии дефект
фонетико-фонематического
В литературе имеются указания на своеобразие формирование письменной речи при ринолалии. Не останавливаясь отдельно на анализе причин дефектности письма при ринолали, можно указать, что предлагаемая методика работы предупреждения нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи (дошкольного обучения).
Неполноценность
речи при ринолалии сказывается
на формировании всех психических функций
больного и в первую очередь - на
становлении личности. Своеобразие
ее развития обусловливается
Нарушение
речи как средства коммуникации затрудняет
поведение больных в
Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стирает развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций.
Итак,
врожденные расщелины отрицательно
влияют на формирование детского организма
и развитие высших психических функций.
Больные находят своеобразные пути
компенсации дефекта, в результате
чего формируется неправильная взаимозаменяемость
мышц артикуляционного аппарата. Это
является причиной первичного расстройства
- нарушения фонетического
В
устной речи отмечаются обедненность
и аномальные условия протекания
долингвистического развития детей
с ринолалией. В связи с нарушением
речедвигательнойпериферации
В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при произнесении звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фомирования оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового ре и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство.
Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкаюoий» призвук.
Выявляется множество и других более частных дефектов. Например:
1. Опускание начального согласного («ак» - «так», «ам» - «там»);
2. Нейтрализация зубных звуков по способу образования;
3. Замена взрывных звуков фрикативными;
4. Свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот («сш» или«шс»);
5. Отсутствие вибрантар или замена звуком ы при сильном выдохе;
6. Наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);
7. Перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). Например, звук «с» заменяется звуком «ф» без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.
Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна.
Нельзя
установить прямого соответствия между
величиной небного дефекта и
степенью искажения речи. Слишком
разнообразны компенсаторные приемы,
которыми пользуются дети для производства
звуков. Многое зависит также от
соотношения резонирующих полостей
и от многообразия их особенностей
конфигурации ротовой и носовой
полости. Имеются факторы, менее
специфические, но также влияющие на
степень внятности
М.
Момеску и Э. Алекс показали, что
разговорная речь детей с расщелиной
нёба содержит только 50% информации по
сравнению с нормой, возможность
передачи речевого сообщения ребенка
уменьшена вдвое. Это является причиной
серьезных коммуникативных
1)
отсутствием нёбно-глоточного
2)
изменением места и способа
артикуляции большинства
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.
Основным
дифференцирующим показателем для
определения детей в
Дети школьного возраста, имеющие
выраженные нарушения
Поэтому часто коррекционное
воздействие в условиях
Глава 2. Экспериментальное исследованиеразвития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией
Опытно-экспериментальная работа по развитию просодической стороны речи у детей с ринолалией включала в себя несколько этапов:
- подготовка к проведению эксперимента;
- констатирующий срез по выявлению уровня развития просодической стороны речи у детей с ринолалией;
-
формирующий эксперимент по
- контрольный срез по выявлению результативности формирующего эксперимента.
Цель исследования - определить уровень развития просодической стороны речи у детей с ринолалией.
Методы:
- наблюдение;
- эксперимент.
Обследование детей начинается с установления с ними контакта во время беседы на близкую ребенку тему.
В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его голосовых возможностей.