Развитие просодической стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи……………...5
1.1. Понятие просодической стороны речи…………………………………….5
1.2. Развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией……………………………………………………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией……………………………………………..23
2.1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………23
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента………………..29
Заключение...……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………….……………………………………...33

Файлы: 1 файл

развитие просодической стороны речи.docx

— 70.92 Кб (Скачать)

     - по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);

     - тембру (отличают по голосу мать и других близких);

     - правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т.е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.4

     В дальнейшем в развитии речи большую  роль играет формирование фонематического  слуха, т.е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря  чему узнаются и понимаются отдельные  слова.

     Интонационно  невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений  речи (например, дизартрии, ринолалии  и др.)

     При ринолалии речь развивается с  опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно  позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.

     В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и  фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки  своеобразны по артикуляции и  звучанию. Вследствие дефектного положения  языка в полости рта согласные  звуки образуются главным образом  за счет изменений положения кончика  языка (при незначительном участии  корня языка в артикуляции) при  излишней активизации лицевых мышц.

       Эти изменения положения кончика  языка относительно постоянны  и соотносятся с артикуляцией  определенных звуков. Произношение  некоторых согласных звуков представляет  для больных особую трудность.  Так, они не могут осуществить  необходимой преграды у верхних  зубов и альвеол для произнесения  звуков верхней позиции: л,  т, д, ч, ш, щ, ж, р; у  нижних резцов для произнесения  звуков с, з, ц с одновременным  ротовым выдохом; поэтому свистящие  и шипящие звуки у ринолаликов  приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо отсутствуют,  либо замещаются характерным  взрывом. Гласные звуки произносятся  при оттянутом назад языке  с выдохом воздуха через нос  и характеризуются вялой губной  артикуляцией.

     Таким образом, гласные и согласные  звуки формируются с сильным  носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, и  звуки между собой нечетко  дифференцированы. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т. е. двигательной характеристикой определенного  звука, и в его речи выполняют  смыслоразличительную функцию, что  и позволяет использовать, их для  речевого общения.

     Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая  их характеристика для слушающего - храпящие звуки с носовым оттенком. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку «х», звонкие - к «г» фрикативному; из них губные и губно-зубные - как близкие к звуку «м», а переднеязычные - к звуку «н» с незначительной модификацией звучания.

       Иногда артикулемы в речи ринолалика  очень близки к норме, а их  произношение, несмотря на это,  на слух воспринимается как  дефектное (храпящее), так как  речевое дыхание нарушено, и, кроме  того, возникает излишнее напряжение  лицевых мышц, что в свою очередь  влияет на артикуляцию и звуковой  эффект.

       Таким образом, звукопроизношение  при ринолалии поражено тотально. Самостоятельное осознание дефекта  речи у больных обычно отсутствует  или критичность к нему снижена.  Прослушивание записи своей речи  стимулирует больных к серьезным  логопедическим занятиям.

     Таким образом, в структуре речевой  деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематического строя  речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным является нарушение  фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает некоторый  отпечаток на формирование лексико-грамматического  строя речи, но глубокие качественные изменения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии  с другими речевыми нарушениями.

     В литературе имеются указания на своеобразие  формирование письменной речи при ринолалии. Не останавливаясь отдельно на анализе  причин дефектности письма при ринолали, можно указать, что предлагаемая методика работы предупреждения нарушения  письма и исключает их в случаях  ранней логопедической помощи (дошкольного  обучения).

     Неполноценность речи при ринолалии сказывается  на формировании всех психических функций  больного и в первую очередь - на становлении личности. Своеобразие  ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни  в коллективе.

     Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет поведение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом  одностороннее, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражитель. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).

     Целенаправленная  работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных  черт характера, стирает развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наблюдения показывают, что большинство  детей с ринолалией способно к  высокой степени компенсации  дефекта и реабилитации функций.

     Итак, врожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского организма  и развитие высших психических функций. Больные находят своеобразные пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимозаменяемость мышц артикуляционного аппарата. Это  является причиной первичного расстройства - нарушения фонетического оформления речи - и выступает в структуре  дефекта как ведущее расстройство. Это расстройство влечет за собой  ряд вторичных нарушений в  речи и психическом статусе больного. Тем не менее, у этой группы больных  имеются большие приспособительные  и компенсаторные возможности для  реабилитации нарушенных функций.

     В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей  с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательнойпериферации ребенок  лишается интенсивного лепета, артикуляционной  «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки «п», «б», «т», «д» артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие простых элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.

     В результате периферической недостаточности  артикуляционного аппарата формируются  приспособительные (компенсаторные) изменения  уклада органов артикуляции при  произнесении звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его  в заднюю зону ротовой полости; недостаточное  участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.

     Наиболее  существенными проявлениями дефектности  фомирования оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового ре и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный  тон согласных. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает  как компенсаторное средство.

     Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкаюoий» призвук.

     Выявляется  множество и других более частных  дефектов. Например:

     1. Опускание начального согласного («ак» - «так», «ам» - «там»);

     2. Нейтрализация зубных звуков по способу образования;

     3. Замена взрывных звуков фрикативными;

     4. Свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот («сш» или«шс»);

     5. Отсутствие вибрантар или замена звуком ы при сильном выдохе;

     6. Наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);

     7. Перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). Например, звук «с» заменяется звуком «ф» без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.

     Взаимосвязь назализации речи и искажений  в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна.

     Нельзя  установить прямого соответствия между  величиной небного дефекта и  степенью искажения речи. Слишком  разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия их особенностей конфигурации ротовой и носовой  полости. Имеются факторы, менее  специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические  свойства, социально-психологические  и др.). Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.

     М. Момеску и Э. Алекс показали, что  разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность  передачи речевого сообщения ребенка  уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Таким образом, механизм нарушений  при открытойринолалии определяется следующим:

     1) отсутствием нёбно-глоточного затвора  и вследствие этого нарушением  противопоставлений звуков по  признаку рото-носовой; 

     2) изменением места и способа  артикуляции большинства звуков  по причине дефектов твердого  и мягкого нёба, вялости кончика  языка, губ, отодвиганием языка  вглубь ротовой полости, высоким  положением корня языка, участием  в артикуляции мышц глотки  и гортани. 

     Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

     Основным  дифференцирующим показателем для  определения детей в логопедические учреждения является развитие речевых  процессов. Детям дошкольного возраста с нарушением фонетической стороны  речи оказывается логопедическую помощь амбулаторно, в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в специализированные детские сады в группы для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием. 5

       Дети школьного возраста, имеющие  выраженные нарушения фонематического  восприятия, получают помощь на  логопунктах при общеобразовательных  школах. Однако они составляют  специфическую группу из-за выраженности  и стойкости первичного дефекта  и тяжести нарушения письма.

       Поэтому часто коррекционное  воздействие в условиях специальных  школ оказывается для них более  эффективным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное  исследованиеразвития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией

    1. Опытно-экспериментальная работа
 

     Опытно-экспериментальная  работа по развитию просодической стороны речи у детей с ринолалией включала в себя несколько этапов:

     - подготовка к проведению эксперимента;

     - констатирующий срез по выявлению уровня развития просодической стороны речи у детей с ринолалией;

     - формирующий эксперимент по развитию просодической стороны речи у детей с ринолалией;

     - контрольный срез по выявлению  результативности формирующего  эксперимента.

     Цель исследования - определить уровень развития просодической стороны речи у детей с ринолалией.

     Методы:

     - наблюдение;

     - эксперимент.

     Обследование  детей начинается с установления с ними контакта во время беседы на близкую ребенку тему.

     В процессе беседы ребенку задаются доступные  вопросы, чтобы услышать его самостоятельную  речь. Установив контакт, переходят  к изучению его голосовых возможностей.

Информация о работе Развитие просодической стороны речи