Развитие просодической стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты просодической стороны речи……………...5
1.1. Понятие просодической стороны речи…………………………………….5
1.2. Развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией……………………………………………………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития просодической речи в онтогенезе у детей с ринолалией……………………………………………..23
2.1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………23
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3. Анализ результативности формирующего эксперимента………………..29
Заключение...……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………….……………………………………...33

Файлы: 1 файл

развитие просодической стороны речи.docx

— 70.92 Кб (Скачать)

     Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными  у взрослого человека.

     Таким образом, просодия, является наивысшим уровнем развития языка. Просодика является одним из видов невербальных средств общения. Основной составляющей просодии является интонация.

     Интонация – это сложный комплекс всех выразительных  средств звучащей речи, включающий:

     - мелодику – повышение и понижение  голоса при произнесении фразы,  что придает речи различные  оттенки (певучесть, мягкость, нежность  и т. п.) и позволяет избежать  монотонности. Мелодика присутствует  в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки,  изменяясь по высоте и силе;

     - темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

     - ритм - равномерное чередование ударных  и безударных слогов (т. е. следующих  из качеств: долготы и краткости,  повышения и понижения голоса);

     - фразовое и логическое ударения  - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

     - тембр речи (не смешивать с  тембром звука и тембром голоса), - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т.д.);

     - пауза – временная остановка  в речи. Логические паузы придают  законченность отдельным мыслям. Психологические – используются  в качестве средства эмоционального  воздействия на слушателей;

     - сила голоса – смена громкости  звучания речи в зависимости  от содержания высказывания.

     При помощи этих средств выразительности  осуществляется в процессе общения  уточнение мыслей и выражений, а  также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает  законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного  смысла, но может изменяться и смысл  высказывания.

     Восприятию  интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха  направлено на выработку у детей  умения воспринимать в речи разнообразные  тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение  и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.), интонационную  выразительность.

     Интонационной выразительности, сохранению плавности  речи, поддержанию соответствующей  громкости речи, четкому соблюдению пауз способствует правильное речевое  дыхание.

    1. Развитие просодической речи в онтогенезе у детей с нормальным развитием и с ринолалией
 

     Первый  год жизни, несмотря на то, что ребенок  еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов.

     Устная  речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную  окраску в зависимости от состояния  ребенка. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка  значительно обогащается интонационно. Интонационное обогащение крика  свидетельствует о том, что у  ребенка начала формироваться функция  общения.

     К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции  -гуление. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Если в моменты эмоционального общения ребенка со взрослым мимика и интонация последнего радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия).

     Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак  локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для  гуления, начинает распадаться на слоги. Постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка.

     В лепет понемногу начинают проникать  слова, интонации, и ритм речи взрослых, не выходя, однако, из рамок эхолалии.

     Со  второго полугодия первого года жизни возникает общение на основе понимания ребенком интонации голоса, мимики, жестов, движений и действий взрослого. В попытках вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев жизни уже воспроизводят  наиболее типичные характеристики ритма  родного языка. Временная организация  таких доречевых вокализаций  содержит элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых.

     Этап  первичного усвоения языка охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этом этапе  совершенствуется слуховое восприятие, появляются первые элементы восприятия ритма. Большую роль в целях коммуникации на этом этапе играют мимика, жест и  особенно интонация; начинает развиваться  интонация просьбы.

     Нельзя  не отметить, что в начальный период развития речи интонация, ритм и общий  звуковой рисунок слова получают семантическую смысловую нагрузку. При этом дитя еще не улавливает звукового состава слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более простые элементы слова. 3

     Речевой слух начинает развиваться рано. В 5-6 месяцев ребенок реагирует на интонации, несколько позднее –  на ритм речи.

     Первые  слова появляются к концу первого  года жизни. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. В начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают … смысловую нагрузку». Фонематический состав слова не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения.

     Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать  с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. Еще не понимая ни одного слова, ребенок  безошибочно различает в речи взрослого интонации ласки, одобрения, порицания, гнева.

     Опыт  свидетельствует, что дети без усилий усваивают все просодемы. Особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще  в младенческом возрасте различают  в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, и т.д.) Многие дети перенимают просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах  обучения дошкольников элементам интонации. В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов  предложения и, следовательно, о  просодемах, об участии их в модулировании  артикуляционных органов.

     По  мере усвоения требований со стороны  взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности  и начинает сознательно пользоваться ими.

     Артикуляторная  программа в онтогенезе формируется  таким образом, что безударные слоги  в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно  редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо  управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни  появляется шепотная речь.

     Дети  младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с  выговариванием звукосочетаний и слов. Темп речи вначале медленный, а затем  ускоряется по мере овладения беглой речью, особенно же при эмоциональных  состояниях. Чаще, чем у взрослых, у маленьких детей существует тенденция более короткие слова  произносить медленнее и наоборот, особенно в эмоциональной речи.

     В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова. При синтезе слова  решающую роль играет сила слогов, как  звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается. Нередко все слово заменяется одним из его слогов, независимо от их количества, затем присоединяется к нему второй по силе слог, часто - последний, и, наконец, вводится в слово более слабый слог. Таким образом, физиологический закон силы звуковых раздражителей определяет первоначальный ритм детской речи – преобладание хорея. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания.

     У детей дошкольного возраста наблюдаются  разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слухового  сосредоточения у детей старшего возраста достаточна, чтобы привить  им чуткость к слоговой структуре  слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в слове.

     По  мере развития навыков владения артикуляционным  аппаратом создаются предпосылки  для формирования естественного  темпа речи. У нормально развивающихся  детей не наблюдается резких нарушений  в ритме речи. Несмотря на относительную  легкость восприятия и воспроизведения  ритма речи у дошкольника, все  же у него наблюдаются и его  несовершенства как результат недостаточного развития центральной нервной системы. Иногда неправильный ритм речи возникает  в результате подражаниям окружающим. Ребенок говорит то быстро, то резко  замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, даже слова; пропускает, недоговаривает из-за этого слоги  в слове, слова во фразе, меняет ударения. Это «своеобразие» ритма с  возрастом обычно исчезает.

     В период становления монологической речи характерно появление пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с  поиском адекватной лексемы или  грамматической конструкции. Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний – физиологические итерации.

     Этот  период сопровождается определенными  особенностями речевого дыхания. В  возрасте 3-х лет механизм речевого дыхания находится в фазе начального становления. В этом возрасте ребенок  может произносить отдельные  слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так  и во время выдоха, а также в  период паузы между ними. Это может  внешне выражаться в «захлебывании» речью. В5-6 лет в норме формируется  контекстная речь, т.е. самостоятельное  порождение текста. В это время  можно наблюдать «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных  фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями  лексико-грамматического оформления высказывания.

     При слушании дети воспроизводят во внутренней речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех ее компонентах, в том числе мелодику.

     Дети  усваивают интонационные рисунки  предложений различных конструкций  только по подражанию. Разумеется, детям  не нужно объяснять особенности  просодем, составляющих ту или иную законченную интонацию. Им просто предлагают послушать эту интонацию и  запомнить. Дети усваивают ее бессознательно, вместе с лексическим и грамматическим содержанием образцов. Усвоив образец, они перенесут его интонацию  на любое предложение той же конструкции.

     В разных возрастных группах работа по усвоению законченной интонации  усложняется: в средней группе дети работают над произнесением простых  предложений, сначала менее, а потом  более распространенных. В возрасте шести лет переходят к усвоению повествовательных и вопросительных интонаций сложных предложений.

     Повествовательной интонацией дети овладевают спонтанно, без специального обучения. Еще не умея произносить отдельные слова, малыш «умеет произносить» повествовательное  предложение, т.е. его интонацию. Это происходит к концу второго – началу третьего года жизни. К этому же времени ребенок начинает задавать вопросы: « что это?», «кто это?». Значит и вопросительная интонация доступна детям третьего года жизни. Но для полного ее усвоения детей надо тренировать в модуляции тона по высоте тона.

     Интонационная сторона речи, как составная часть  звуковой культуры речи, формируется  и развивается на основе хорошо развитого  речевого слуха.

     В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет  звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:

Информация о работе Развитие просодической стороны речи