Культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Теоретическое задание
Практическое задание
Задание 1. Поставьте ударение в словах:

Заговор, шкафы, новорожденный, прикус, о тополях, пять директоров, накрениться, танцовщица, балы, приговор, безудержный, квартал.

Файлы: 1 файл

Вариант VII.docx

— 26.17 Кб (Скачать)

                                                       Вариант VII

  1. Теоретическое задание.

Орфоэпические нормы русского языка. 

Орфоэпические нормы

Нормы произношения изучает  орфоэпия. Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) -

1) система единых  норм произношения в литературном  языке;

2) наука (раздел  фонетики), занимающаяся нормами  произношения, их обоснованием и  установлением.

Орфоэпические нормы  называют также литературными произносительными  нормами, так как они обслуживают  литературный язык, т.е. язык, на котором  говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих  по-русски, он нужен для преодоления  языковых различий между ними. А  это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и  другие языковые различия, мешают людям  при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

Правила произношения в русском литературном языке  могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе  определенных сочетаний звуков, в  разных грамматических формах, к фонетическому  слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения).

Произносительные  нормы по тем или иным причинам могут начать "расшатываться": возникают колебания произносительных норм, которые в случае приобретения ими массового характера приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем - к возникновению  и укреплению новой произносительной нормы. Орфоэпия наряду с обязательными  произносительными нормами в  первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно  используется наряду с новым вариантом. Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта - [чн] и [шн] - правильны) в словах булочнаяпрачечнаяпряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.

Произношение определенного  слова можно узнать в словаре  «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы.» ( С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И.Аванесова.)

Из  истории русской  орфоэпии

Произносительные  нормы русского языка сложились  исторически. Это был длительный процесс. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов. Неоценимый вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И. Аванесов: ему принадлежит наиболее авторитетное руководство по современной русской орфоэпии - книга "Русское литературное произношение".

Современное русское  литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского  просторечия), в которой нашли  отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался еще в XVIII в., когда Москва стала центром русского государства. Считается, что к XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы современного русского литературного произношения.

За последние 70 лет  многие из старых произносительных норм по разным причинам подверглись существенным изменениям. Обычно старый вариант  произнесения поддерживается в театральной  речи, в речи дикторов радио, телевидения. Его можно обнаружить и в стихах. Так, ушедшая в прошлое старомосковская  норма твердого произнесения постфикса  сь возвратных глаголов, зафиксирована в стихах А.С. Пушкина ("И лавр, и темный кипарис/ На воле пышно разрослись"), а старая норма ударения стала основой стихотворного ритма М.Ю. Леромонтова ("В плену сестрЫ ее увяли,/ В бою неравном братья пали"). Пословицы и другие устойчивые сочетания также часто сохраняют устаревшие нормы: Всем сестрам по серьгАм.

В XX в., и особенно ближе к его концу, на первый план среди социальных причин орфоэпических изменений выдвигается влияние зрительного восприятия графического облика слова (печатного или письменного слова).

Кроме этого, орфоэпия разводит произношение нормативное  и противоречащее норме, нелитературное. Неорфоэпическое произношение "царапает" слух, вызывает осуждение в любой  культурной среде и часто служит средством создания комического  эффекта: [къл'ин`арнъj т'`ехн'ькъм] вместо [кул'ин`арнъj т'`ехн'икум] (кулинарный техникум). Несоблюдение единых правил произношения может привести как к полной невозможности речевой коммуникации, так и к существенному ее затруднению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления. Традиционно считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека. 
 

  1.   Практические задания.

Задание 1. Поставьте ударение в словах:

             Заговор, шкафы, новорожденный, прикус, о тополях, пять директоров, накрениться, танцовщица, балы, приговор, безудержный, квартал. 

Задание 2. Используя словари иностранных слов, укажите значение приведенных ниже слов:

             Дистрибьютор –  (англ. - распределять)- в маркетинге (особенно международном) фирма, осуществляющая функции торгового посредника в организации товародвижения для производителя товара. Дистрибьютор может быть либо дочерним предприятием продуцента, либо самостоятельной фирмой, действующей на договорной основе (особенно на внешних рынках).

            Сайт - (немец. – страница)- любой ресурс виртуальной сети, который располагается по определенному адресу и содержит от одной до множества огромного страниц, которые выдержаны в общем стиле и в единой тематике.

              Аудит – (лат.  - слышу)-  процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчетности компаний.

           Кастинг – (англ. – забрасывание.)- 1) вид спорта, упражнения по технике владения рыболовными снастями (забрасывания спиннинга на дальность и меткость): 2) В модельном бизнесе конкурс, дающий возможность подобрать наиболее интересных из числа его участников для показа моделей одежды. В шоу-бизнесе – подбор исполнителей.

           Толерантный - (лат.- терпеливо переносящий)- терпимый, способный, умеющий терпеть что-либо чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т. п.)

           Пунктуальный –  (лат.- точка)- крайне точный, аккуратный.

           Сатрап - (др. греч. -  наместник правителя,  богач)- губернатор, правитель области, провинции. Начальник, администратор, действующий самовластно, деспотически.

           Нирвана –1) Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождение от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).  2) Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии. 3) Состояние покоя, блаженства.

           Адекватный – (лат. – приравненный)- равный, тождественный, вполне соответствующий.  

Задание 3. Напишите несколько фразеологических оборотов со значением «дальний родственник», «недалекого ума».

           Дальний родственник – (седьмая  вода на киселе,  нашему забору  двоюродный плетень, нашему слесарю  двоюродный кузнец).  
Нежданно-негаданно объявился дальний родственник.

           Недалекого ума  (глуповатый, умственно ограниченный)  
Соседка оказалась недалёкого ума.
 

Задание 4. Исправьте лексико-стилистические ошибки.

           а)  На сегодняшний день все  выполнено. 

                К сегодняшнему дню все выполнено. (правильный ответ)

           б)  Они твердо верили в неминуемую  победу.

                 Они твердо верили в грядущую  победу. (правильный ответ)

           в)  Алеша Пешков ходатайствовал, чтобы его отпустили домой  на праздники.

                 Алеша Пешков просил, чтобы его отпустили домой на праздники. (правильный         ответ)

            г)  Нечеткое поступление комплектующих узлов лимитирует работу в мастерских.

                Несвоевременное поступление комплектующих  узлов затрудняет работу в  мастерских. (правильный ответ)

           д) Я не хотела бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

                Я не хотела бы комментировать  это событие. (правильный ответ)

           е) Фильм поможет зрителям получить  мнение о России.

                Фильм поможет зрителям получить  представление о России. (правильный ответ)

  

Задание 5. Напишите 10 пар омонимов, дайте толкование каждого.

            Лук (овощ) – Лук (оружие для метания стрел) 
           Кран (у раковины) – Кран  (для строительства зданий) 
           Ручка (от двери) – Ручка (письменная)  
           Коса (инструмент для срезания травы) – Коса (плетенье из волос) 
           Ключ (устройство для дверного замка) – Ключ (родник)

           Ласка (животное) – Ласка (проявление  нежности)

           Горн (кузнечный) – Горн (духовой  инструмент)

           Очки (оптический прибор для тех кто плохо видет) – Очки (баллы в спорте)

           Липа (название дерева) – Липа (фальшивый  документ)

           Пол (есть мужской и женский  пол) – Пол (настил по которому  мы ходим)

Задание 6. Напишите 2 пары паронимов, составьте с ними предложения.

         Усвоили – Освоили: Школьники  хорошо усвоили учебный материал. 
         Заводские рабочие наконец-то освоили мудреный агрегат.

         Эффектный – Эффективный: Ради  своей любимой он совершил  весьма эффектный поступок.

         Скорей бы нашли эффективный  метод лечения этого страшного  заболевания. 

Задание 7. От данных слов образуйте форму им. п. ед. ч.

          Клавиши – клавиша

          Коленки-коленка

          Шпроты-шпротт

          Туфли-туфель

          Залы- зал

          Плацкарты-плацкарт

          Простыни-простыня

          Рельсы-рельс

          Вафли-вафля 

Задание 8. Определите род следующих имен существительных.

          Визави – м.р.

          умница - ж.р.,  
          врач - м.р.,  
         портмоне - ср.р,  
         бикини - ср.р.,  
         яппи - м.р.,  
         кюре - м.р.,  
         брюзга - м.р.,  
         сулугуни - м.р.
 

Задание 9. Просклоняйте числительное сто и двести.

         И.п.Сто  
         Р.п. Ста  
         Д.п. Стам  
         В.п.Сто  
         Т.п. Стами  
         П. п.О стах
 

         И.п.Двести  
         Р.п. Двухсот 
         Д.п.Двумстам  
         В.п.Двести  
         Т.п. Двумястами  
         П. п.О двухстах
 

Задание 10. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

         а)  Все, по-видимому, даже природа  сама, вооружилИсь против господина Голядкина.

         б)  Вот два года моей жизни  вычеркнутЫ.

         в)  Кресло-качалка стоялА на террасе.

         г)  «Горе от ума» до сих  пор высИТся в нашей литературе геркулесовыми столбами»

            (В. Белинский). 
 
 

Информация о работе Культура речи