Состояние здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:43, реферат

Краткое описание

Здоровье сберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1 Состояние здоровья детей дошкольного возраста…….4-6стр.
Глава 2 Сущность и значение лечебной физкультуры…………7-9стр.
Глава 3 Средства лечебной физкультуры…………………….10-13стр.
Глава 4 Организация лечебной физкультуры в ДОУ………..14-16стр.
Заключение…………………………………………………………17стр.
Список используемых источников……………………………….18стр.

Файлы: 1 файл

Физическая культура - копия.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

План:

    1. Введение……………………………………………………………..3стр.
    2. Глава 1 Состояние здоровья детей дошкольного возраста…….4-6стр.
    3. Глава 2 Сущность и значение лечебной физкультуры…………7-9стр.
    4. Глава 3 Средства лечебной физкультуры…………………….10-13стр.
    5. Глава 4 Организация лечебной физкультуры в ДОУ………..14-16стр.
    6. Заключение…………………………………………………………17стр.
    7. Список используемых источников……………………………….18стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье сберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Состояние здоровья детей дошкольного возраста.

Основные тезисы по обеспечению развития и здоровья личности были изложены В.М. Бехтеревым в докладе на Втором съезде психиатров в 1905 году. Относительно детей в своем докладе он говорил о том, что «если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс полного расцвета личности, ее совершенствования будет в той или иной мере задержан». Он говорил также и о том, что основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны прежде всего с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Правильно поставленное воспитание, утверждал В.М. Бехтерев, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья. Его тезис о том, что физическое воспитание способствует не только укреплению тела, но и развитию энергетического потенциала человека, его решительности, стойкости, воли приобретает сегодня в связи с последними достижениями медицинской и психолого-педагогической науки совершенно иное звучание. Но уже в те далекие годы В.М. Бехтерев сумел показать научному сообществу, что, несмотря на благоприятную наследственность, жизненные условия, душевное нездоровье может развиться под влиянием негативных воспитательных условий, сложившихся в раннем детстве. Дурные примеры старших, говорил он, способствуют формированию нездоровых привычек у детей, и если они своевременно не устраняются соответствующими педагогическими воздействиями, то «вызывают у них утрату душевного равновесия, развития навязчивых состояний, различных форм душевного недуга». Подчеркивая взаимосвязь физического воспитания и психического здоровья, он показал, как последнее подрывается вследствие нарушений правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

К основным условиям формирования здоровой личности В.М. Бехтерев относил:

1. Наследственную природу человека.                                                                          2. Благоприятные условия зачатия и развития человеческого организма.                3. Благоприятные социально-экономические условия жизни.                                    4. Негативное отношение к алкоголю.                                                                          5. Жизнь по правилам гигиены (в том числе и психогигиены).                                          6. Рациональное воспитание.                                                                                                7. Рациональное обучение.                                                                                                     8. Участие в общественной деятельности.                                                                    9. Направленность на совершенствование своей личности в соответствии с интересами человеческой общности

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который появляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые проделывают с ним взрослые. Всем известно, что маленькие дети весьма настороженно и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни (довольно разное) на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым -- значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство детей (78% из числа опрошенных) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также и от своих собственных действий (есть очень холодное мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5.

Таким образом главная задача воспитателя и родителей, научить ребёнка ценить своё здоровье. Давать представление о тех факторах которые влияют на состояние его здоровья. Следить за выполнением ребёнком гигиенических правил. Заботиться о физическом и психическом развитии детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Сущность и значение лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура - это физические упражнения, т.е. мышечные движения, являющиеся мощным биологическим стимулятором жизненных функций человека. Упражнения разделяются на гимнастические, спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание и др.), подвижные и спортивные игры. Кроме того, в ЛФК применяют упражнения трудового характера (трудотерапию), а использование естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды повышает эффективность физических упражнений и способствует закаливанию организма.

Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на две группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Костно-мышечные подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - активные и пассивные.

Пассивными называют упражнения для поврежденной конечности, выполняемые с помощью здоровой конечности, или при содействии методиста, инструктора ЛФК.

Активными - упражнения, выполняемые полностью самими больными.

Упражнения, выполняемые на специальных аппаратах, с так называемым отягощением, называют механотерапией.

Дыхательные упражнения, применяемые в лечебной гимнастике с целью улучшения функций внешнего дыхания, делятся на два вида: статические, выполняемые без движения рук и мышц плечевого пояса, и динамические, когда фазы дыхания сочетаются с движениями рук, плечевого пояса и корпуса.

Значительное место в ЛФК занимают физические упражнения в воде (ванне, бассейне, открытом водоеме). Упражнения в воде облегчаются механическим и термическим влиянием водной среды, вследствие чего многие движения, делать которые в обычных условиях трудно, выполняются в воде без особых усилий или свободно за счет облегчения в воде собственного веса и уменьшение болей или спастических явлений в мышцах.

Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика; она проводится с целью исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия. Корригирующая гимнастика с наибольшим успехом применяется в период роста организма.

ЛФК использует весь арсенал средств, накопленных физкультурой для лечения и профилактики огромного числа болезней, с учетом специально методически разработанных и подобранных комплексов упражнений.

Являясь оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка, детская лечебная физкультура отличается от других видов лечения (фармакотерапии, диетотерапии, физиотерапии и др.) не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребенка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

На сохранение здоровья дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Например, эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Особую значимость в процессе сохранения здоровья дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Информация о работе Состояние здоровья детей дошкольного возраста