Состояние здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:43, реферат

Краткое описание

Здоровье сберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1 Состояние здоровья детей дошкольного возраста…….4-6стр.
Глава 2 Сущность и значение лечебной физкультуры…………7-9стр.
Глава 3 Средства лечебной физкультуры…………………….10-13стр.
Глава 4 Организация лечебной физкультуры в ДОУ………..14-16стр.
Заключение…………………………………………………………17стр.
Список используемых источников……………………………….18стр.

Файлы: 1 файл

Физическая культура - копия.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

Одним из направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.

Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальные физкультурные костюмы и тапочки.

Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий -- так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1 -- 2 двигательных навыков.

В ДОУ проводятся практически все существующие формы лечебной физкультуры: утренняя гигиеническая гимнастика, которая проходит с обязательным включением одного - двух специальных упражнений; занятия (ведущая форма), самостоятельные занятия (под контролем врача, педагогов и родителей), которые также включают 3 - 4 специальных упражнения; прогулки; оздоровительный бег; игровые занятия. Каждый курс ЛФК начинается с обязательного тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки и плантографии при плоскостопии. Общее руководство работой инструктора по лечебной физкультуре в ДОУ осуществляет врач - ортопед и педиатр, которые в карте развития ребенка регистрируют ежегодную динамику изменения осанки ребенка. На основе проведенных тестируемых показателей врачом - ортопедом и инструктором по ЛФК даются рекомендации инструктору по физической культуре, инструктору по обучению плаванию, исключаются противопоказанные для данного ребенка упражнения. Инструктором по ЛФК совместно с врачом - ортопедом разработаны комплексы физических упражнений и занятий для детей всех возрастных групп с учетом диагнозов детей.

Учитывая особенности развития детей, посещающих ДОУ проводятся следующие виды физкультурных занятий:

- обычного типа                                                                                                                           - с элементами спортивных игр                                                                                                    - с элементами психогимнастики                                                                                                - сюжетно – игровые                                                                                                                  - физкультурно - познавательные.

Для улучшения коррекционной работы специалисты ДОУ внедрили новую здоровьесберегающую форму занятий - на занятиях по ЛФК, физической культуре, логоритмике используются фитболы.

При разработке двигательного режима в ДОУ учитываются индивидуальные особенности физического развития детей и их диагнозы. Наряду с перечисленными видами двигательной активности специалисты в своей работе используют:

- физминутки (ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия)                                                                                                               - гигиеническую гимнастику после дневного сна (с использованием корригирующих дорожек и нестандартного оборудования)                                                    - неделю здоровья (2 раза в год)                                                                                                - физкультурные досуги (2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками 1-2 групп)                                                                                                                                             - физкультурно - спортивные праздники (2 раза в год на открытом воздухе с привлечением родителей).

Важное значение в ДОУ предается лечебно - оздоровительной работе, которая строится по трём направлениям:

1. Интенсивная. Профилактика готовит  ребенка к самому неблагоприятному  в сезоне времени. Проводятся  закаливающие процедуры.                                                   2. Восстановительное. Используется система защитных мер для предупреждения ОРВИ, в группах проводится фитотерапия и аромотерапия.                                               3. Реабилитационное. Занятия по профилактике плоскостопия, нарушений опорно-двигательного аппарата, массаж, физиопроцедуры.

По назначению и рекомендациям врача - ортопеда дети с нарушением ОДА получают физиотерапевтические процедуры в комплексе с массажем. Медсестра проводит следующие виды массажа: общеукрепляющий, а также массаж спины, верхних и нижних конечностей, с учетом диагноза детей.

Специфическими особенностями развития детей с нарушением опорно - двигательного аппарата являются двигательные затруднения; речевые расстройства. Дети с нарушением ОДА имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. Педагог - психолог ДОУ содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого - педагогического изучения детей, занимается профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностной развитии ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проделанной работы нами проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрена организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста; выявлены проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста; проанализирован аспект сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания.

Таким образом, даже краткий обзор возможностей лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни ребёнка:

- занимаясь физическими упражнениями, человек сам активно участвует  в лечебно-восстановительном процессе, что благотворно влияет на  его психоэмоциональную сферу;                                                                                           - в результате систематического применения физических упражнений организм лучше приспособляется к постепенно возрастающим нагрузкам;                               - важнейшим механизмом ЛФК является также ее общетонизирующее влияние на ребёнка;                                                                                                                              - занятия лечебной физкультурой имеют и воспитательное значение: ребёнок привыкает систематически выполнять физические упражнения, это - становится его повседневной привычкой, способствует ведению здорового образа жизни.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Антонова Л.Н. Психологические основания  реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.

2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.

3. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.

4. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.

5. Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 1993.

6. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3.

7. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Инфра-М, 2007.

8. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989.

9. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9.

10. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995, № 6.

11. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. М., Просвещение, 1983.

12. Тимашова Н. Показатели физического развития. - Зеленый мир, 2004, № 5-6.

13. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист.-2005.-№4.

14. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1983.

15. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья // Педагогика.-2005.-

 

 


Информация о работе Состояние здоровья детей дошкольного возраста