Диагностика и коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – тревожности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы диагностики тревожности детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..……………………………………….………..
1.1. Сущность и характеристика понятий тревожность и тревога……..…………………………………………………….……….......…..
1.2. Особенности проявления и причины тревожности детей младшего школьного возраста………….………………………………………………..…
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………………
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..…………….……………………......
2.1. Описание диагностических методик на выявление уровня тревожности младших школьников……………….……………………………………...…...
2.2. Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников………………………………………………………………….....
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…..……....
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………

Файлы: 1 файл

trevozhnost.docx

— 86.56 Кб (Скачать)

15. Немов Р. С. Психологический словарь, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

16. Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. – 1996. - № 1.

17. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование  – 1998.  - № 2.

18. Прихожан  А. М. Тревожность  у детей и подростков: психологическая  природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный  институт; - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

19. Прихожан А. М. Явление, причины, диагностика» // Школьный психолог. - № 8. – 2004.

20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: "БАХРАХ-М", 200 – 176 с.

21. Рогов Е. И. Настольная  книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд.,  доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.2.

22. Сушкова Ф. Уровень тревожности  растет // Воспитание школьников. – 2006. - № 9.

23. Творогова Н. Д. Лекции для студентов медицинских вузов. Психология. – М.: ВУНМЦ, 1998. – 376 с.

24. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. – 464с.

25. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. – Ростов – н/Д.: Феникс,  2005. 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Агрессивность - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние.

Диагностика - это исследование личности, которое позволяет получить информацию о способностях человека, личностных особенностях, интересах и склонностях, выявить внутренние ресурсы и соответственно, научиться грамотно их использовать.

Неуверенность - это состояние человека, при котором он считает нечто не истинным: сведения, характеристики, ощущения и вообще любую информацию.

Пассивность -  характеристика личности и поведения ребенка, определяемая особо низким уровнем активности. Часто характеризует детей, воспитывающихся в условиях дефицита общения. Обычно пассивные дети отличаются преобладанием реактивного поведения над инициативным, уплощенностью эмоциональной сферы, низким уровнем развития деятельности и общения, слабой сформированностью образа себя и заниженной самооценкой.

Тревога – отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность – личностная черта,  отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях.

Стресс - это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Фрустрация - сихическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Стимульный материал к методике А.М. Прихожан

 

«Шкала тревожности» разработанная Прихожан А. М.

 

№ п\п

Ситуация

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

1

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2

Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

5

Думаешь о своем будущем

0

1

2

3

4

6

Учитель смотрит по журналу кого спросить

0

1

2

3

4

7

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

8

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

0

1

2

3

4

9

Пишешь контрольную работу

0

1

2

3

4

10

После контрольной учитель называет отметки

0

1

2

3

4

11

На тебя не обращают внимание

0

1

2

3

4

12

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

13

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

14

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

15

Слышишь за своей спиной смех

0

1

2

3

4

16

Сдавать экзамены в школе

0

1

2

3

4

17

На тебя сердятся (неясно, почему)

0

1

2

3

4

18

Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

19

Предстоит важное, решающее дело

0

1

2

3

4

20

Не понимаешь объяснения учителя

0

1

2

3

4

21

С тобой не согласны, противоречат тебе

0

1

2

3

4

22

Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4

23

Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

24

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

25

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

26

Замолчали, когда ты неожиданно подошел (подошла)

0

1

2

3

4

27

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

28

Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4

29

Тебе трудно принять важное для себя решение

0

1

2

3

4

30

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4


 

 

 

 

Таблица №2

Уровень тревожности

 

 

Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

1

2

3

4

5

6

7

Нормальный

9

Девушки 
Юноши

30-62 
17-54

7-19 
4-17

11-21 
4-18

7-20 
5-17

10

Девушки 
Юноши

17-54 
10-48

2-14 
1-13

6-19 
1-17

4-19 
3-17

11

Девушки 
Юноши

35-62 
23-47

5-17 
5-14

12-23 
8-17

5-20 
5-14

Несколько  
повышенный

9

Девушки 
Юноши

53-78 
55-73

20-25 
18-23

22-26 
19-25

21-27 
18-24

10

Девушки 
Юноши

55-72 
49-67

15-20 
14-19

20-26 
18-26

20-26 
18-25

11

Девушки 
Юноши

63-76 
48-60

18-23 
15-19

24-29 
18-22

21-28 
15-19

Высокий

9

Девушки 
Юноши

74-94 
74-91

26-31 
24-30

27-31 
26-32

28-33 
26-32

10

Девушки 
Юноши

73-90 
66-86

21-26 
20-25

27-32 
27-34

27-33 
26-32

11

Девушки 
Юноши

77-90 
61-72

24-30 
20-24

30-34 
23-27

29-36 
20-23

Очень 
высокий

9

Девушки 
Юноши

более 94 
более 91

более 31 
более 30

более 31 
более 32

более 33 
более 30

10

Девушки 
Юноши

более 90 
более 86

более 26 
более 25

более 32 
более 34

более 33 
более 32

11

Девушки 
Юноши

более 90 
более 72

более 30 
более 24

более 34 
более 27

более 36 
более 28

«Чрезмерное  
спокойствие»

9

Девушки 
Юноши

менее  30 
менее 17

менее 7 
менее 4

менее 11 
менее 4

менее 7 
менее 5

10

Девушки 
Юноши

менее 17 
менее 10

менее 2 
менее 2

менее 6 
менее 2

менее 4 
менее 3

11

Девушки 
Юноши

менее 25 
менее 23

менее 5 
менее 5

менее 12 
менее 8

менее 5 
менее 5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б –  Стимульный материал к методике Филлипса

 

Опросник (58 вопросов)

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты,  когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Сниться ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12.   Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь,  когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Сниться ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты7
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит выполнить задание на доске перед всем классом?

 

Обработка результатов:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

Факторы

№  вопросов

1. Общая тревожность в  школе 

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58  = 22

2. Переживание социального  стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44  = 11

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43  = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45  = 6

5. Страх ситуации проверки  знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26  = 6

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22  = 5

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28  = 5

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41,  44, 47  = 8


 

Ключ к вопросам:  «+» - да, «-» - нет

 

1

-

11

+

21

-

31

-

41

+

51

-

2

-

12

-

22

+

32

-

42

-

52

-

3

-

13

-

23

-

33

-

43

+

53

-

4

-

14

-

24

-

34

-

44

+

54

-

5

-

15

-

25

+

35

+

45

-

55

-

6

-

16

-

26

-

36

+

46

-

56

-

7

-

17

-

27

-

37

-

47

-

57

-

8

-

18

-

28

-

38

+

48

-

58

-

9

-

19

-

29

-

39

+

49

-

   

10

-

20

+

30

+

40

-

50

-

   

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии