Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования – диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – тревожности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы диагностики тревожности детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..……………………………………….………..
1.1. Сущность и характеристика понятий тревожность и тревога……..…………………………………………………….……….......…..
1.2. Особенности проявления и причины тревожности детей младшего школьного возраста………….………………………………………………..…
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………………
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..…………….……………………......
2.1. Описание диагностических методик на выявление уровня тревожности младших школьников……………….……………………………………...…...
2.2. Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников………………………………………………………………….....
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…..……....
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
15. Немов Р. С. Психологический словарь, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
16. Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. – 1996. - № 1.
17. Прихожан А. М. Причины,
профилактика и преодоление
18. Прихожан А. М. Тревожность
у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика.
— М.: Московский психолого-
19. Прихожан А. М. Явление, причины, диагностика» // Школьный психолог. - № 8. – 2004.
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: "БАХРАХ-М", 200 – 176 с.
21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.2.
22. Сушкова Ф. Уровень тревожности растет // Воспитание школьников. – 2006. - № 9.
23. Творогова Н. Д. Лекции для студентов медицинских вузов. Психология. – М.: ВУНМЦ, 1998. – 376 с.
24. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. – 464с.
25. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. – Ростов – н/Д.: Феникс, 2005.
ГЛОССАРИЙ
Агрессивность - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние.
Диагностика - это исследование личности, которое позволяет получить информацию о способностях человека, личностных особенностях, интересах и склонностях, выявить внутренние ресурсы и соответственно, научиться грамотно их использовать.
Неуверенность - это состояние человека, при котором он считает нечто не истинным: сведения, характеристики, ощущения и вообще любую информацию.
Пассивность - характеристика личности и поведения ребенка, определяемая особо низким уровнем активности. Часто характеризует детей, воспитывающихся в условиях дефицита общения. Обычно пассивные дети отличаются преобладанием реактивного поведения над инициативным, уплощенностью эмоциональной сферы, низким уровнем развития деятельности и общения, слабой сформированностью образа себя и заниженной самооценкой.
Тревога – отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.
Тревожность – личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях.
Стресс - это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
Фрустрация - сихическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Стимульный материал к методике А.М. Прихожан
«Шкала тревожности» разработанная Прихожан А. М.
№ п\п |
Ситуация |
Нет |
Немного |
Достаточно |
Значительно |
Очень |
1 |
Отвечать у доски |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Пойти в дом к незнакомым людям |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Разговаривать с директором школы |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Думаешь о своем будущем |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Учитель смотрит по журналу кого спросить |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Пишешь контрольную работу |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
После контрольной учитель называет отметки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
На тебя не обращают внимание |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
У тебя что-то не получается |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Ждешь родителей с родительского собрания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Тебе грозит неуспех, провал |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Слышишь за своей спиной смех |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Сдавать экзамены в школе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
На тебя сердятся (неясно, почему) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Выступать перед большой аудиторией |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Предстоит важное, решающее дело |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Не понимаешь объяснения учителя |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
С тобой не согласны, противоречат тебе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Сравниваешь себя с другими |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Проверяются твои способности |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
На тебя смотрят как на маленького |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Замолчали, когда ты неожиданно подошел (подошла) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Оценивается твоя работа |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Думаешь о своих делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Тебе трудно принять важное для себя решение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Не можешь справиться с домашним заданием |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таблица №2
Уровень тревожности
Класс |
Пол |
Общая |
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Нормальный |
9 |
Девушки |
30-62 |
7-19 |
11-21 |
7-20 |
10 |
Девушки |
17-54 |
2-14 |
6-19 |
4-19 | |
11 |
Девушки |
35-62 |
5-17 |
12-23 |
5-20 | |
Несколько |
9 |
Девушки |
53-78 |
20-25 |
22-26 |
21-27 |
10 |
Девушки |
55-72 |
15-20 |
20-26 |
20-26 | |
11 |
Девушки |
63-76 |
18-23 |
24-29 |
21-28 | |
Высокий |
9 |
Девушки |
74-94 |
26-31 |
27-31 |
28-33 |
10 |
Девушки |
73-90 |
21-26 |
27-32 |
27-33 | |
11 |
Девушки |
77-90 |
24-30 |
30-34 |
29-36 | |
Очень |
9 |
Девушки |
более 94 |
более 31 |
более 31 |
более 33 |
10 |
Девушки |
более 90 |
более 26 |
более 32 |
более 33 | |
11 |
Девушки |
более 90 |
более 30 |
более 34 |
более 36 | |
«Чрезмерное |
9 |
Девушки |
менее 30 |
менее 7 |
менее 11 |
менее 7 |
10 |
Девушки |
менее 17 |
менее 2 |
менее 6 |
менее 4 | |
11 |
Девушки |
менее 25 |
менее 5 |
менее 12 |
менее 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Стимульный материал к методике Филлипса
Опросник (58 вопросов)
Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
Факторы |
№ вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 = 22 |
2. Переживание социального стресса |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 = 13 |
4. Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45 = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2, 7, 12, 16, 21, 26 = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
3, 8, 13, 17, 22 = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
9, 14, 18, 23, 28 = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 = 8 |
Ключ к вопросам: «+» - да, «-» - нет
1 |
- |
11 |
+ |
21 |
- |
31 |
- |
41 |
+ |
51 |
- |
2 |
- |
12 |
- |
22 |
+ |
32 |
- |
42 |
- |
52 |
- |
3 |
- |
13 |
- |
23 |
- |
33 |
- |
43 |
+ |
53 |
- |
4 |
- |
14 |
- |
24 |
- |
34 |
- |
44 |
+ |
54 |
- |
5 |
- |
15 |
- |
25 |
+ |
35 |
+ |
45 |
- |
55 |
- |
6 |
- |
16 |
- |
26 |
- |
36 |
+ |
46 |
- |
56 |
- |
7 |
- |
17 |
- |
27 |
- |
37 |
- |
47 |
- |
57 |
- |
8 |
- |
18 |
- |
28 |
- |
38 |
+ |
48 |
- |
58 |
- |
9 |
- |
19 |
- |
29 |
- |
39 |
+ |
49 |
- |
||
10 |
- |
20 |
+ |
30 |
+ |
40 |
- |
50 |
- |
Информация о работе Диагностика и коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии