Экономическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоритические и практические аспекты экономического воспитания.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников;
2) дать определение понятия «экономическое воспитание»;
3) выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
4) разработать задания, упражнения и тесты по формированию экономических представлений младших школьников;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..…9
1.1 Сущность, цели и задачи экономического воспитания младших школьников………………………………………………………………...9
1.2 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..21
2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста……………………….…21
2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников………………………………………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 152.34 Кб (Скачать)

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический

университет имени И. П. Шамякина»

 

 

кафедра педагогики

начального образования

 

 

Курсовая работа

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

Исполнитель:

студент ф-та ДиНО

специальность: «Начальное

образование. Практическая

психология»

3 курса, 3 группы                В.В. Пинчук

 

Научный руководитель:

кандидат пед. наук,

доцент                 Ю.Г. Брынзарей

 

 

Мозырь 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..…9

    1. Сущность, цели и задачи экономического воспитания младших школьников………………………………………………………………...9
    2. Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах………………………………………………………..14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..21

2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста……………………….…21

2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников………………………………………….…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..35

ПРИЛОЖЕНИЕ А-Ж………………………………………………………….…1-34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко к народу Беларуси и Национальному собранию отмечалось такое значимое условие более интенсивного развития государства, как энергетическая безопасность, которая несет за собой бережливость.

В директиве Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» подчеркивается важность формирования экологически безопасного и энергосберегающего поведения граждан. В связи с этим проведение занятий и мероприятий по экономическому воспитанию учащихся отводится учителю начальных классов [1, 28].

В целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных, топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов, совершенствования системы организации производства за счет оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения гражданами принципов экономии и бережливости, воспитания у них хозяйственности Александр Григорьевич Лукашенко  29 ноября 2012 г. объявил 2013 Годом бережливости.

Все общество охватили рынок и рыночные отношения, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.

Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образа жизни, сформированности таких качеств личности как самостоятельность, организованность, порядочность, деловитость, добросовестность и др.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости,  инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности. Единство экономической деятельности и экономической подготовки представляют экономическую культуру.

В связи с переходом к рыночной экономике экономическое образование и воспитание приобретает особую актуальность. Также особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в наше время. Экономика – неотъемлемая часть нашей современной жизни.

В Республике Беларусь накоплен богатый опыт по экономическому воспитанию. В связи с этим разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа-экономического воспитания школьников             ( Л.В. Ботько и др.)[2].

Интерес младших школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных школ учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.

Экономику начали изучать сравнительно недавно. Экономическое воспитание младших школьников находит отражение в исследованиях ученых: А.Ф. Амендом [3], Ю.К. Васильевым [4], Б.З. Вульфовым [5], Е.Н. Землянской [6] и др. На важность данной проблемы обращали внимание М.Б. Ромазов, Н.С. Толстой, Л.П. Фридман и др.

Аменд Александр Филиппович один из первых разработал дидактические основы непрерывного экономического общего образования; методологически обосновал необходимость данного типа образования как целостной экономической системы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, реализуемой в структуре «дошкольное учреждение – начальная общеобразовательная школа – основная общеобразовательная школа – средняя (полная) общеобразовательная школа» [7].

Практические советы для организации внеклассной работы по экономическому воспитанию и знакомство школьников с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики на уроках письма и чтения мы находим на страницах методических пособий Е. В. Смирновой, М. В. Милевской «Путешествие Гномика в страну Экономика» [8], Е. В. Смирновой, М. В. Милевской «Экономика на уроках письма и чтения» [9] и др.  Огорчает, что исследования вышеперечисленных ученых, посвященные экономическому воспитанию младших школьников, на современном этапе экономического воспитания не являются актуальными, так как педагогами-практиками предлагаются методические рекомендации, формы и методы работы по развитию экономических представлений относительно социально-экономической политики Республики Беларусь.

В статье И. М. Зинкевич рассматриваются вопросы об умении экономить и рационально использовать топливно-энергетические ресурсы, и роль системы образования – научить детей, и их родителей быть рачительными хозяевами [10]; в статье Т. А. Комаревич идет речь о необходимости проведения в учреждениях образования разнообразных мероприятий, которые воспитывают бережное отношение к энергоресурсам [11]; в статье Н.А. Жилич поднимает вопрос о необходимости экономических знаний для взрослых и детей, выработка привычки рационально использовать электроэнергию в быту и другие [12].

Несмотря на значительный вклад ученых, методистов в развитии исследуемой проблемы многие аспекты изучения экономического воспитания младших школьников остаются малоизученными. В частности, методические основы экономической подготовки младших школьников в имеющихся разработках до настоящего времени недостаточно разработаны.

Существует практическая значимость и необходимость осуществления экономического воспитания и образования, актуальность вопросов формирования экономического сознания и мышления подрастающего поколения, необходимость осуществления начальной экономической подготовки. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших классов, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

По данным психологов, младший школьный возраст является периодом более интенсивного освоения социальной среды. У детей этого возраста закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, наблюдается процесс гражданского становления. Ученые, исследовавшие проблему экономического воспитания младших школьников, считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше. Поскольку младший возраст является наиболее позитивным, осуществление экономического воспитания представляется возможным и успешным с целью заложения фундамента для дальнейшего осуществления именно в младшем школьном возрасте.

К великому сожалению, в начальных классах продвижение экономических знаний проходит не интенсивно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном для них уровне.

В связи с этим, в системе общеобразовательной школы в результате происходящих экономических преобразований сформировалось противоречие между потребностью в экономической подготовке и воспитании младших школьников и отсутствием на практике подходов к реализации этой потребности.

Таким образом, выбор темы нашего исследования продиктован: во-первых, ее актуальностью в условиях современного общества; во-вторых, недостаточной разработкой данной проблемы в психолого-педагогической науке; в-третьих, необходимостью теоритического обоснования и экспериментального подтверждения путем более эффективного экономического воспитания младших школьников, в разработке методических рекомендаций для проведения занятий в начальных классах.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс экономического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: экономическое воспитание младших школьников.

Цель исследования: изучить теоритические и практические аспекты экономического воспитания.

Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников;
  2. дать определение понятия «экономическое воспитание»;
  3. выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
  4. разработать задания, упражнения и тесты по формированию экономических представлений младших школьников;

Гипотеза: если грамотно использовать предложенные задания, направленные на формирование экономических представлений младших школьников, то процесс формирования экономических знаний станет более эффективным.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавателей; наблюдение за педагогическим процессом; педагогический эксперимент; анкета на выявление сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

Базой настоящего исследования стали учащиеся 4 класса в количестве 17 человек школы №15 г. Мозыря.

На первом этапе исследования мы анализировали современное состояние проблемы исследования, изучали программно - методическую и педагогическую литературу, были собраны и обобщены материалы отражающие состояние и уровень экономического воспитания младших школьников.

На втором этапе, в процессе педагогического эксперимента, мы разрабатывались приемы и методы, направленные на выявление и проверку уровня экономического воспитания младших школьников.

На третьем этапе проводили контрольные срезы, в ходе которых были выявлены уровни сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1Сущность цели и задачи экономического воспитания младших школьников

В младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности, поэтому уже в начальной школе следует начинать экономическое воспитание. Экономическое воспитание учащихся – важнейшее направление воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся.

Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и др.), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономические знания являются неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе, а экономические взгляды, идеи, убеждения, установки – составной частью их научного мировоззрения.

Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стало разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы XX столетия. В 70 - 80 годы 20-го века многие ученые посвятили свои исследования экономического воспитания школьников. Так, А. Ф. Аменд, И. А. Барило, З. А. Валиева, И. Б. Иткин,          В. П. Киселев, Л. П. Кураков, Л. М. Нульман, О. В. Плахотник, И.П. Рябинина, И. А. Сасова, Т. Е. Сергевева, В. А. Товстик и др. рассматривали экономическое воспитание как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания; а Ю. К.Васильев, Н. П.Кулакова – как часть элемента трудового воспитания.

В этих работах даются различные определения понятия «экономическое воспитание». А. Я. Автономов, А. Ф. Аменд, М. Л. Малышев, И. А. Сасова,     Б. П. Шемякин и др. под экономическим воспитанием понимали овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике.

Информация о работе Экономическое воспитание младших школьников