Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоритические и практические аспекты экономического воспитания.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников;
2) дать определение понятия «экономическое воспитание»;
3) выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
4) разработать задания, упражнения и тесты по формированию экономических представлений младших школьников;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..…9
1.1 Сущность, цели и задачи экономического воспитания младших школьников………………………………………………………………...9
1.2 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..21
2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста……………………….…21
2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников………………………………………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..35
Примечание: уровень готовности младших школьников к решению социально-экономических задач: низкий уровень, если учащийся набрал 0-5 баллов, средний- 6-9, высокий – 10-12.
Анализ результатов теста показал, что у 64, 7% учащихся имеют высокий уровень готовности младших школьников к решению социально- экономических задач, а 35,3% - средний уровень (рисунок 2).
Рисунок 2. – Результаты выявления уровня уровень готовности младших школьников к решению социально - экономических задач
По итогам констатирующего среза были сделаны следующие выводы:
- У младших школьников уровень сформированности экономических представлений ниже среднего; у большинства учеников экономические термины не сформированы, однако учащимися были предприняты попытки дать определение этим понятиям. У многих знания экономических понятий находятся на уровне детского восприятия этой сферы жизни общества и основываются на информации, распространяющейся средствами массовой информации и родителями.
- У учащихся 4 класса уровень
готовности к решению
После полученных результатов констатирующего эксперимента, перешли на этап формирования основ экономических знаний и экономического воспитания – формирующий эксперимент.
На данном этапе младшим школьникам были предложены задания, направленные на формирование экономических представлений и готовности к решению социально-экономических задач (приложения Д, Е).
Разработанные задания, направленные на формирование экономических представлений, включали:
Для формирования готовности к решению социально-экономических задач учащимся была предложена памятка «Как помочь родителям сохранить семейный бюджет?»
Предложенные задания были изучены учащимися дома с родителями, затем обсуждались на классном часу с учителем. Подобные задания можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения, белорусского языка и чтения, а также на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях.
2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников
Следующий этап эксперимента – контрольный, в процессе которого проводился контрольный срез знаний и умений учащихся начальной школы.
На контрольном этапе применялись те же задания, что и в процессе констатирующего эксперимента.
Результаты анкеты на выявление уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста представлены в таблице 3 (приложение Ж).
Таблица 3. - Результаты выявление уровня сформированности
экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Вопросы Учащиеся |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Балл |
Уровень |
1.Астрейко Илья |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
средний |
2.Боровик Ангелина |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
8 |
высокий |
3.Бураков Илья |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
средний |
4. Головченко Екатерина |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
высокий |
5.Гринева Ольга |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
средний |
6.Зборовский Влад |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
7 |
средний |
7.Карпенко Артур |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
средний |
8.Мартинович Ростислав |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
высокий |
9.Мурашко Никита |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
высокий |
10.Мусленко Елизавета |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
высокий |
11.Науменко Мария |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
высокий |
12.Никитина Дарья |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
высокий |
13.Подобедов Александр |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
высокий |
14.Чайка Михаил |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
высокий |
Продолжение таблицы 3.
15.Чирич Александр |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
8 |
высокий |
16.Шелег Алина |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
высокий |
17.Шешко Владимир |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
8 |
высокий |
Примечание: Уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста: низкий уровень, если учащийся набрал 0-4 балла; средний – 5-7 баллов; высокий – 8-9 баллов.
Анализ результатов анкеты показал, что из 17 опрошенных учащихся по первому вопросу 17,6% учащихся не смогли дать полный ответ на данный вопрос, а остальные 82,4% учащихся дали полноценный ответ на вопрос.
Анализ ответов на второй вопрос показал, что понятие «экономика» сформировано в таком же соотношении, как и предыдущее понятие. 17,6% учащихся дали неполный ответ, а 82,4% - ответили все верно.
В ответах на третий вопрос 29,5 % учащихся не смогли дать ответ, а остальные с лёгкостью смогли ответить на данный вопрос.
На четвертый вопрос (как и в констатирующем эксперименте) и на пятый вопросы все ученики ответили верно.
Ответы младших школьников на шестой вопрос показали, что ученики имеют представление, где и как можно заработать деньги. Они предлагали различные варианты, как можно заработать.
Для того чтобы сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов предлагается диаграмма, на которой видно, что уровень сформированности экономических представлений учащихся значительно повысился. В ходе констатирующего этапа было выяснено, что уровень сформированности экономических представлений следующий: низкий – 7 человек, средний – 10 человек, а на данном этапе эксперимента имеем: никто из учащихся не имеет низкого уровня, 5 человек – средний уровень, у 12 человек высокий уровень сформированности экономических представлений (рисунок 3).
Рисунок 3. Сравнение уровня сформированности экономических представлений учащихся 4 класса на начало и конец эксперимента.
После того как ученики изучили памятки, применяли данные рекомендации в памятке на практике тест был проведен повторно.
Результаты теста на готовность младших школьников к решению социально-экономических задач представлены в таблице 4.
Таблица 4. - Результаты выявление уровня сформированности
экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Вопросы Учащиеся |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Балл |
Уровень |
1.Астрейко Илья |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
2.Боровик Ангелина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
высокий |
3.Бураков Илья |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
4. Головченко Екатерина |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
11 |
высокий |
5.Гринева Ольга |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
высокий |
6.Зборовский Влад |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
высокий |
7.Карпенко Артур |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
8.Мартинович Ростислав |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
10 |
высокий |
Продолжение таблицы 4.
9.Мурашко Никита |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
высокий |
10.Мусленко Елизавета |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
высокий |
11.Науменко Мария |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
высокий |
12.Никитина Дарья |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
высокий |
13.Подобедов Александр |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
14.Чайка Михаил |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
15.Чирич Александр |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
высокий |
16.Шелег Алина |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
11 |
высокий |
17.Шешко Владимир |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
11 |
высокий |
Примечание: уровень готовности младших школьников к решению социально-экономических задач: низкий уровень, если учащийся набрал 0-5 баллов, средний- 6-9, высокий – 10-12.
Информация о работе Экономическое воспитание младших школьников