Экономическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоритические и практические аспекты экономического воспитания.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников;
2) дать определение понятия «экономическое воспитание»;
3) выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
4) разработать задания, упражнения и тесты по формированию экономических представлений младших школьников;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..…9
1.1 Сущность, цели и задачи экономического воспитания младших школьников………………………………………………………………...9
1.2 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..21
2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста……………………….…21
2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников………………………………………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 152.34 Кб (Скачать)

Примечание: уровень готовности младших школьников к решению социально-экономических задач: низкий уровень, если учащийся набрал 0-5 баллов, средний- 6-9, высокий – 10-12.

Анализ результатов теста показал, что у 64, 7% учащихся имеют высокий уровень готовности младших школьников к решению социально- экономических задач, а 35,3% - средний уровень (рисунок 2).

 

 

 

Рисунок 2. – Результаты выявления уровня уровень готовности младших школьников к решению социально - экономических задач

По итогам констатирующего среза были сделаны следующие выводы:

- У младших школьников уровень сформированности экономических представлений ниже среднего; у большинства учеников экономические термины не сформированы, однако учащимися были предприняты попытки дать определение этим понятиям. У многих знания  экономических понятий находятся на уровне детского восприятия этой сферы жизни общества и основываются на информации, распространяющейся средствами массовой информации и родителями.

- У учащихся 4 класса уровень  готовности к решению социально-экономических  задач выше среднего. Большинство  учеников знали, что нужно делать, чтобы быть экономными.

После полученных результатов констатирующего эксперимента, перешли на этап формирования основ экономических знаний и экономического воспитания – формирующий эксперимент.

На данном этапе младшим школьникам были предложены задания, направленные на формирование экономических представлений и готовности к решению социально-экономических задач (приложения Д, Е).

Разработанные задания, направленные на формирование экономических представлений, включали:

    1. Сказка о бережливости «Верх бережливости» (раскрытие понятия «бережливость»).
    2. Рассказ об экономике (раскрытие понятия «экономика»).
    3. Раскрытие понятий «цена», «стоимость».
    4. Раскрытие понятия «рынок».
    5. Рассказ «Где лучше хранить деньги?» (раскрытие понятия «банк»).
    6. Рассказ «Как Саша помог Ване» (предложены варианты, как  и где можно заработать деньги).

Для формирования готовности к решению социально-экономических задач учащимся была предложена памятка «Как помочь родителям сохранить семейный бюджет?»

Предложенные задания были изучены учащимися дома с родителями, затем обсуждались на классном часу с учителем. Подобные задания можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения, белорусского языка и чтения, а также на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников

Следующий этап эксперимента – контрольный, в процессе которого проводился контрольный срез знаний и умений учащихся начальной школы.

На контрольном этапе применялись те же задания, что и в процессе констатирующего эксперимента.

Результаты анкеты на выявление уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста представлены в таблице 3 (приложение Ж).

Таблица 3. - Результаты выявление уровня сформированности

экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

                       Вопросы

    Учащиеся

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

Балл

 

Уровень

1.Астрейко Илья

1

2

1

1

1

1

7

средний

2.Боровик Ангелина

2

2

0

1

1

2

8

высокий

3.Бураков Илья

2

2

0

1

1

1

7

средний

4. Головченко Екатерина

1

2

1

1

1

2

8

высокий

5.Гринева Ольга

2

1

1

1

1

1

7

средний

6.Зборовский Влад

2

1

0

1

1

2

7

средний

7.Карпенко Артур

1

2

1

1

1

1

7

средний

8.Мартинович Ростислав

2

1

1

1

1

2

8

высокий

9.Мурашко Никита

2

2

1

1

1

2

9

высокий

10.Мусленко Елизавета

2

2

1

1

1

2

9

высокий

11.Науменко Мария

2

2

1

1

1

1

8

высокий

12.Никитина Дарья

2

2

1

1

1

2

9

высокий

13.Подобедов Александр

2

2

1

1

1

2

9

высокий

14.Чайка Михаил

2

2

1

1

1

1

8

высокий


 

Продолжение таблицы 3.

15.Чирич Александр

2

2

0

1

1

2

8

высокий

16.Шелег Алина

2

2

1

1

1

2

9

высокий

17.Шешко Владимир

2

2

0

1

1

2

8

высокий


Примечание: Уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста: низкий уровень, если учащийся набрал 0-4 балла; средний – 5-7 баллов; высокий – 8-9 баллов.

Анализ результатов анкеты показал, что из 17 опрошенных учащихся по первому вопросу 17,6% учащихся не смогли дать полный ответ на данный вопрос, а остальные 82,4% учащихся дали полноценный ответ на вопрос.

Анализ ответов на второй вопрос показал, что понятие «экономика» сформировано в таком же соотношении, как и предыдущее понятие. 17,6% учащихся дали неполный ответ, а 82,4% - ответили все верно.

 В ответах на третий вопрос 29,5 % учащихся не смогли дать ответ, а остальные с лёгкостью смогли ответить на данный вопрос.

На четвертый вопрос (как и в констатирующем эксперименте) и на пятый вопросы все ученики ответили верно.

Ответы младших школьников на шестой вопрос показали, что ученики имеют представление, где и как можно заработать деньги. Они предлагали различные варианты, как можно заработать.

Для того чтобы сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов предлагается диаграмма, на которой видно, что уровень сформированности экономических представлений учащихся значительно повысился. В ходе констатирующего этапа было выяснено, что уровень сформированности экономических представлений следующий: низкий – 7 человек, средний – 10 человек, а на данном этапе эксперимента имеем: никто из учащихся не имеет низкого уровня, 5 человек – средний уровень, у 12 человек высокий уровень сформированности экономических представлений (рисунок 3).

Рисунок 3. Сравнение уровня сформированности экономических представлений учащихся 4 класса на начало и конец эксперимента.

После того как ученики изучили памятки, применяли данные рекомендации в памятке на практике тест был проведен повторно.

Результаты теста на готовность младших школьников к решению социально-экономических задач представлены в таблице 4.

Таблица 4. - Результаты выявление уровня сформированности

экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

                       Вопросы

    Учащиеся

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

Балл

 

Уровень

1.Астрейко Илья

2

2

2

2

2

1

11

высокий

2.Боровик Ангелина

2

2

2

2

2

2

12

высокий

3.Бураков Илья

2

2

2

2

2

1

11

высокий

4. Головченко Екатерина

2

2

2

2

1

2

11

высокий

5.Гринева Ольга

2

2

2

2

2

2

12

высокий

6.Зборовский Влад

2

2

2

2

2

2

12

высокий

7.Карпенко Артур

2

2

2

2

2

1

11

высокий

8.Мартинович Ростислав

2

2

1

2

2

1

10

высокий


 

Продолжение таблицы 4.

9.Мурашко Никита

2

2

2

2

2

2

12

высокий

10.Мусленко Елизавета

2

2

2

2

2

2

12

высокий

11.Науменко Мария

2

2

2

2

2

2

12

высокий

12.Никитина Дарья

2

2

2

2

2

2

12

высокий

13.Подобедов Александр

2

2

2

2

2

1

11

высокий

14.Чайка Михаил

2

2

2

2

2

1

11

высокий

15.Чирич Александр

2

2

2

2

2

1

11

высокий

16.Шелег Алина

2

2

1

2

2

2

11

высокий

17.Шешко Владимир

2

2

1

2

2

2

11

высокий


Примечание: уровень готовности младших школьников к решению социально-экономических задач: низкий уровень, если учащийся набрал 0-5 баллов, средний- 6-9, высокий – 10-12.

Информация о работе Экономическое воспитание младших школьников