Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить методы, формы успешной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Дать анализ психолого-педагогической литературе по теме исследования;
Определить сформированность патриотических чувств у младших школьников (учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия г. Опочки);
Подобрать систему воспитательных дел по патриотическому воспитанию младших школьников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.
Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». История развития вопроса……………………………………………………..5
Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………..10
Формы, методы воспитания основ патриотизма у
младших школьников…………………………………………………….14
Глава II. Опытно - практическая работа по воспитанию основ патриотизма у младших школьников.
Определение сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки)……………17
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………............19
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Патриотическое воспитание.docx

— 505.66 Кб (Скачать)

Государственное управление образования

Псковской области

 

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

 

Социально-педагогическое отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по педагогике

 

Патриотическое воспитание младших  школьников

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

                                                           студентки II курса группы «Б»

                                                         Козловой Лины Витальевны.

 

                                             Руководитель работы

                                                     преподаватель педагогики

                                      Григорьева А. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Опочка

2012

Содержание

          Введение………………………………………………………………………...3

  1.  Глава I. Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.
    1. Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». История                           развития вопроса……………………………………………………..5
    2. Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………..10
    3. Формы, методы  воспитания основ патриотизма у

младших школьников…………………………………………………….14

  1. Глава II. Опытно - практическая работа по воспитанию основ   патриотизма у младших школьников.

    1. Определение  сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки)……………17

    1. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………............19

Заключение……………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………25

Приложения

 

Введение

В нашей стране в современных  условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается  утрата традиционно российского патриотического сознания, у учащихся чаще стали проявляться такие негативные качества, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству, падает престижность военной и государственной службы.

Патриотическое воспитание подрастающего  поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине… Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Поэтому тема является актуальной.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных  педагогов и общественных деятелей прошлого. Эта проблема поднималась  в трудах Я. А. Коменского[9], К. А. Гельвеция[4], А. Н. Радищева[19],                К. Д. Ушинского[22],  А. С. Макаренко[13], В. А. Сухомлинского[21]. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре, национальным обычаям и традициям.

 

Объект исследования – организация  воспитательного процесса младших  школьников.

 

Предмет исследования – процесс  патриотического воспитания младших  школьников.

 

Цель работы – определить методы, формы успешной работы по патриотическому  воспитанию младших школьников.

 

Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

  1. Дать анализ психолого-педагогической литературе по теме исследования;
  2. Определить сформированность патриотических чувств у младших школьников (учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия г. Опочки);
  3. Подобрать систему воспитательных дел по патриотическому воспитанию младших школьников.

 

При написании курсовой работы были использованы следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме;
  • анкетирование;
  • анализ опыта работы по патриотическому воспитанию.

Курсовая работа включает в себя введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

Глава I  Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.

 

    1. Понятия « патриотизм», «патриотическое воспитание». История развития вопроса.

Современное российское общество нуждается в  такой личности российского гражданина, основными качествами которого были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой  родины, любовь к Отечеству, забота о природе, гражданская ответственность, забота о своих близких.  К сожалению, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание патриотизма. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

В современной  науке нет однозначного определения  понятия «патриотизм». Впервые появившееся  в период Французской революции 1789-1793 гг., это слово в справочной литературе объясняется как «любитель  отечества, ревнитель о благе  его» [5; 24] или как «человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины» [20; 296].

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» также  трактуется по-разному. Так, в Педагогическом энциклопедическом словаре патриотизм определяется как «любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде» [17; 185].

В психологическом  словаре патриотизм определяется как  «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу» [18; 158].

«Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.» [6; 7]

В Концепции  патриотического воспитания граждан  Российской Федерации от 21 мая 2003 года даётся следующее определение «Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение  целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных  начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. » [10]

В Концепции  патриотического воспитания граждан  Российской Федерации патриотизм  рассматривается  на двух уровнях: личностном уровне и макроуровне. «На личностном уровне патриотизм выступает как  важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного  сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении  к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе  основополагающих ценностей. Патриотизм выступает в качестве активной гражданственной  позиции личности. В нём сочетаются лучшие национальные традиции народа и готовность служить своему Отечеству. Патриотизм чужд национализму и сепаратизму.» [10]

Дадим рабочее  определение понятию «патриотизм». Патриотизм – чувство, выражающееся в любви  к своей Родине, к  своему народу.

Чувство патриотизма формируется в результате патриотического воспитания.

В. А. Сластённин рассматривает патриотическое воспитание как «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [16; 125]

 «Патриотическое воспитание  предполагает формирование у  граждан общественно значимых  ориентаций, гармоничного сочетания  личных и общественных интересов,  преодоление чуждых обществу  процессов и явлений, разрушающих  его устои и потенциал созидания.  Технология патриотического воспитания  должна быть направлена на  создание условий для национального  возрождения России как великой  державы.» [10]

Патриотическое воспитание, являясь  составной частью общего воспитательного  процесса, представляет собой систематическую  и целенаправленную деятельность органов  государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан  высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [12; 4]

«Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.» [1; 7]

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам  наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

 По данным опроса проведённого  Фондом Общественного Мнения  в январе 2004года «большинство  респондентов, отвечая на открытый  вопрос: 'Как Вы понимаете выражение «патриотическое воспитание»?', – определяет его через чувство любви к Родине – т. е. через конечный 'продукт' такого воспитания, и только немногие в своих суждениях касаются механизмов воспитания патриотизма. Понятое таким образом, одобрение патриотического воспитания оказывается скорее одобрением чувства любви к отечеству, нежели одобрением определенных воспитательных мер. Приведем некоторые цифры и высказывания.

46% респондентов полагают, что патриотическое  воспитание – это воспитание  любви и уважения к Родине, гордости за нее, чувства преданности,  долга и ответственности перед  страной:

'Воспитывать любовь к родине', 'воспитывать уважительное отношение  к стране', 'гордость за страну, в которой живешь', 'верность родине  своей', 'воспитание чувства долга  перед родиной' (открытый вопрос).

7% опрошенных считают, что патриотическое воспитание – это формирование готовности трудиться и служить на благо родины:

'Болеть за благополучие своего  народа', 'боль за свою страну', 'делать все во благо родины' (открытый вопрос).

В 11% случаев респонденты говорили, что патриотическое воспитание –  это воспитание готовности защищать отечество и служить в армии:

'Быть защитником своей страны', 'отслужить в армии' (открытый вопрос).

Заметим, что 'оборонная' составляющая патриотического воспитания – отнюдь не превалирующая; так, в ходе групповых  обсуждений нередко отмечалось, что  патриотизм – это и работа на благо своей страны, и участие  в выборах.

Нередко под патриотическим воспитанием  понимается общее морально-нравственное и духовное совершенствование:

'Уважать друг друга', 'воспитание  молодежи в духе любви к  родным', 'воспитание культуры, духовности; быть порядочным' (открытый вопрос).»    [ 24]

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных  граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.

Я.А. Коменский  отмечал, что одним из главных  направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в  «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило  бы счастливое состояние в делах  частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». [9; 159]

К.А. Гельвеций  истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого  понимания личного и общественного  блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для  знаний, тогда появится поколение  новых людей-патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству». [4; 259]

В российской науке проблеме патриотического  воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали  патриотизм, стремление человека к  процветанию Родины основой его  духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын  отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества». [19; 205-206]

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников