Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить методы, формы успешной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Дать анализ психолого-педагогической литературе по теме исследования;
Определить сформированность патриотических чувств у младших школьников (учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия г. Опочки);
Подобрать систему воспитательных дел по патриотическому воспитанию младших школьников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.
Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». История развития вопроса……………………………………………………..5
Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………..10
Формы, методы воспитания основ патриотизма у
младших школьников…………………………………………………….14
Глава II. Опытно - практическая работа по воспитанию основ патриотизма у младших школьников.
Определение сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки)……………17
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………............19
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Патриотическое воспитание.docx

— 505.66 Кб (Скачать)

Дети. «Все мы люди разные, а Родина – одна...»

У. Можно ли сохранить это название для сегодняшнего урока? Об этом вы скажете в конце нашей работы. Работать мы будем со стихотворением Николая Михайловича Рубцова. Называется оно «Звезда полей во мгле заледенелой...».

III. Повторение пройденного материала

На  доске – портрет Н.М. Рубцова.

У. Посмотрите на портрет замечательного российского поэта Николая Михайловича Рубцова.

На  доске указаны годы жизни: 1936–1971.

– Некоторые его стихи вы читали в прошлые годы – это стихотворения «Воробей», «Про зайца», «Хлеб», «Сентябрь». Вспомним их.

Подготовленные  ученики читают стихи.

IV. Беседа о Н.М. Рубцове

У. Как вы себе представляете жизнь этого поэта?

Д. Наверное, он жил в сельской местности: видел лесного зайца, россыпи ягод в сенях. Любил животных: жалеет и зайца, и воробья. Умеет видеть красоту природы и ее художественно описывать: пора золотой осени у поэта – «словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!..»

У. Николай Рубцов родился в поселке Архангельской области. В семье он был пятым ребенком. 
Ему было всего пять лет, когда началась Великая Отечественная война. 
После ухода отца на фронт тяжело заболела и умерла его мама. Как многие дети тех лет, мальчик попал в детский дом. После детдома Рубцов учился в лесотехническом техникуме, работал на заводе. Там в заводской газете впервые были напечатаны его стихи. В 26 лет он поступает в Литературный институт. Затем уезжает в глухую деревню детдомовского детства, где обретает поэтическую родину. Именно в деревне, на древней северной земле, рождаются такие стихи:

...Одно  осталось ясно, 
Что мир устроен грозно и прекрасно, 
Что легче там, где поле и цветы.

V. Знакомство с новым материалом

У. Одно из лучших стихотворений Николая Рубцова напечатано в нашем учебнике на с. 145. Как оно называется?

Д. «Звезда полей во мгле заледенелой...»

У. Прочитайте это стихотворение.

Дети  читают про себя.

– Что вам представляется при чтении стихотворения?

– Что за золото и серебро вспоминает поэт?

– Как автор называет жителей Земли? Почему?

Д. Не спят ночью по каким-то причинам.

У. C чем связан образ Родины в стихотворении Николая Михайловича Рубцова?

Д. Со звездой полей.

У. Почему именно «звезда полей»?

Д. Много полей на Руси. Свет сверху ярко освещает большую землю. Звезда дарит свет многим. 
– Да, и другие поэты пишут о том же. Например, Сергей Есенин называет Россию «полевая Россия», а Марина Цветаева нарисовала образ Родины буквально несколькими строчками – такими словами:

Поля, в  вечерней жалобе... 
Вечерние поля в росе, 
Над ними – вороны....

Д. Они смотрят вдаль, а Николай Рубцов – во все стороны.

У. Почему звезда «горит, не угасая» – ведь на самом деле это не так?

Д. Свет звезды – это надежда, вера, любовь.

У. Почему поэт считает, что «во мгле заледенелой» звезда горит «ярче и полней»?

Д. Когда тревожно на душе, тебя окружает холод отношений, не видишь выхода из тяжелого положения, символ родного неба, воздуха – звезда – как бы открывает тебе путь, вселяет уверенность, что все будет хорошо.

У. Звезды вообще дают у Рубцова больше нужного света, чем луна или солнце, того света, который необходим для прозрения:

Виднее  над полем при звездном салюте, 
На чем поднималась великая Русь.

Звездного света  «вполне достаточно для памяти, для  того, чтобы увидеть в ее сумерках самое главное...».

У. В каких строках заключена главная мысль этого стихотворения?

Д. В последних двух строках.

У. Как надо прочитать их, чтобы сохранить эту главную мысль автора? На каком слове нужно сделать логическое ударение?

Д. На слове счастлив.

VI. Работа над выразительным чтением

У. К этим словам композиторами написана музыка.

Сейчас мы услышим песню Юрия Васильевича  Шмалько на слова Николая Михайловича Рубцова.

Прослушивание записи.

– Теперь ведь легче прочитать это стихотворение выразительно?

Слушание  нескольких чтецов.

VII. Домашнее задание

Выучить стихотворение  наизусть.

VIII. Итог урока

У. Как связано стихотворение Николая Рубцова с предыдущими произведениями?

Д. Оно о том же: что «все мы люди разные, а Родина – одна...». Это стихотворение о настоящей любви, которая не может предать. Оно о вере в свое Отечество.

У. Но как быть со словом полынья? Ведь все заледенелое, а звезда смотрит в полынью! Что это значит?

Выслушиваются ответы детей.

IХ. Проверка домашнего задания

Чтение  наизусть стихотворений о Родине Н.А. Некрасова и Д.Б. Кедрина.

Х. Итог урока

У. В заключение нашего урока я хочу прочитать отрывок из стихотворения Н.М. Рубцова «Старая дорога»:

Перекликаясь  с теми, кто прошел, 
Перекликаясь с теми, кто проходит... 
Здесь русский дух в веках произошел, 
И ничего над ней не происходит.

Но этот дух пойдет через века! 
И пусть травой покроется дорога, 
И пусть над ней, печальные немного, 
Плывут, плывут, как мысли, облака...

Мы заканчиваем  работу по учебнику важной и серьезной  темой «Россия – Родина моя». 
Вы поделились своими мыслями о том, что значит для каждого из вас Родина, сумели понять чувства разных писателей, рассказавших вам о земле, которая называется Отечеством. 
А вот почему я закончила урок печальными строками стихотворения Н.М. Рубцова? 
На этот вопрос я прошу сейчас не отвечать, но подумать!

На  этот вопрос четвероклассники отвечали на интеллектуальном марафоне на тему «Россия – Родина моя».

 

 


Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников