Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа
Цель работы – определить методы, формы успешной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Дать анализ психолого-педагогической литературе по теме исследования;
Определить сформированность патриотических чувств у младших школьников (учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия г. Опочки);
Подобрать систему воспитательных дел по патриотическому воспитанию младших школьников.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.
Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». История развития вопроса……………………………………………………..5
Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………..10
Формы, методы воспитания основ патриотизма у
младших школьников…………………………………………………….14
Глава II. Опытно - практическая работа по воспитанию основ патриотизма у младших школьников.
Определение сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки)……………17
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………............19
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения
IV. Работа над образом Добрыни Никитича
У. Рассмотрите репродукцию картины «Богатыри», назовите богатырей по порядку слева направо.
Дети отвечают.
– Добрыня Никитич... Почему он Никитич?
Д. Это его отчество.
У. Рассмотрите, как написан этот герой, сравните его доспехи со снаряжением других богатырей.
Выслушиваются ответы детей.
– Доспехи у
Добрыни самые богатые: щит из дорогого
красного металла, украшенный золотым
узором и драгоценными камнями, шлем высокий
узорчатый. Шлемы с высоким навершием
назывались шишаками. Навершие (шишак)
не позволяло противнику нанести прямой
удар. Можно было ударить только сбоку,
отчего сила удара уменьшалась, и лишь
в редких случаях дело заканчивалось смертью
пораженного человека. Кольчуга сияет
серебром, меч – булатный в золотых ножнах.
Обут Добрыня в нарядные, бирюзового цвета
сапоги. Он нетерпеливо сжимает рукоятку
меча, наполовину вынутого из ножен, и
готов в любую минуту ринуться на врага.
Весь он – порыв и смелость, суровость
и дальновидность. И конь Добрыни очень
красив, в нарядной сбруе. Он тоже вглядывается
в даль, будто говорит своему хозяину,
что враг близко, – кажется, уберет Илья
копье – и он рванется в бой.
Что мы знаем об этом герое? Знаем, что
Добрыня Никитич – сын рязанского купца,
что он образован, знает «манеры», «вежество»,
то есть умеет вести себя, умеет петь, играть
на гуслях, искусно играет в шахматы, он
рассудительный и разносторонне одаренный.
Откуда мы это знаем?
Д. Из былин.
У. Вспомните, что такое былина? Прочитайте вполголоса отрывок из былины «Добрыня Никитич и Змей» на с. 69–70 и приготовьтесь читать его вслух. Легко ли было читать былину?
Вслух читает заранее подготовленный ученик. Дети отвечают на 1-й и 2-й вопросы в конце текста, читают текст по частям, озаглавливают части («Наказ матери», «Устрашение проклятой Змеи», «Освобождение земли Русской от ворога»).
– Как вы объясните последние три строки отрывка? Что же добрые люди должны были услышать в этой старине-былине?
Д. Не будет спокоен враг на нашей земле.
Дети отвечают на 3-й и 4-й вопросы в конце текста.
V. Итог урока
У. Чем отличается былина от сказки?
Дети отвечают.
Учитель показывает репродукции картины В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и портрет «Добрыня Никитич» Станислава Москвитина из детской книги «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).
VI. Домашнее задание
Рассказать
о Добрыне Никитиче, показывая
его на репродукции картины «Богатыри»
Урок 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Чему был посвящен предыдущий урок? О каком герое вы рассказали дома?
Выслушиваются ответы детей.
III. Сообщение темы урока
У. Сегодня мы продолжим разговор о богатырях, рассматривая репродукцию картины В.М. Васнецова.
IV. Работа над образом Ильи Муромца
У. Кого вы видите в центре группы богатырей? Почему его зовут Муромец?
Дети. Родом из города Мурома.
У. Каким нарисован Илья Муромец?
Выслушиваются ответы детей.
– В центре композиции
– Илья Муромец, самый старший по возрасту,
самый любимый народом, воспетый не в одной
былине богатырь. У Ильи благородное русское
лицо, зоркие очи, прямой нос. Во всем его
облике чувствуются мощь и сила, мудрость
и выдержка. Он самый могучий в этой троице,
на его руке палица булатная (вроде дубинки,
только железная) в 40 пудов (пуд – более
16 кг, вес палицы – больше 640 кг), за спиной
виден колчан со стрелами, а в левой руке
– громадное «мурзавецкое» копье (татарское).
Зорко всматривается он из-под узорной
рукавицы в степную даль, и «если он двинется,
загудит от шага его земля». Илья Муромец
справедлив, бесстрашен, прямодушен –
он не способен на хитрости и уловки. Илья –
старший на заставе: без его приказа богатырская
застава (пограничная застава) не двинется
с места. Илья бесстрашен. И конь его богатырский
тоже самый могучий – на его сбруе и в
уздечке «пряжки красна золота, они мокнут,
да не ржавеют», косит он злым глазом в
сторону врага, всматриваясь в степь.
Вчера вы отметили, что былины читать сложно.
Подготовьтесь к чтению отрывка из былины
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Значение данных слов узнайте в словаре
в конце учебника.
На доске:
дородный молодец |
– Прочитайте отрывок из былины об Илье Муромце на с. 71–72, отметьте непонятные слова и выражения.
На вопросы детей отвечают одноклассники.
– Перескажите сюжет былины.
Один-два человека рассказывают. Дети читают вслух, размышляют над вопросами в конце текста.
V. Работа над образом Алеши Поповича
У. Посмотрите на третьего богатыря с картины В.М. Васнецова. Как его зовут? Почему он Попович?
Д. Сын попа, «Попович сын».
У. Расскажите, каким изобразил его художник.
Выслушиваются ответы детей.
– Справа самый
молодой богатырь – Алеша Попович. Он
лукавый и смелый, ловкий и находчивый.
Лицо его мужественно и одновременно нежно,
движения мягки и вкрадчивы. Он тоже не
подпустит врага: наготове крепко держит
в руках свое любимое оружие – лук с закаленными
стрелами. Конь под ним горяч, как огонь:
голову пригнул, уши прижал, будто землю
нюхает.
Прочитайте отрывок из былины «Алеша Попович
и Тугарин Змеевич».
Объяснение какого слова можно найти в
словарике учебника?
Д. Заклад.
У. Что оно обозначает?
Дети отвечают на данный вопрос и вопросы в конце текста.
VI. Итог урока
У. На каком фоне пишет богатырей В.М. Васнецов?
Дети отвечают.
– Место
действия – необъятный суровый степной
пейзаж, граница земли Русской. На
заднем плане картины – холмы
с перелесками (небольшие леса, отделенные
полянами), нависшее над богатырями
грозовое небо со свинцовыми тучами. Контраст
светлых тонов белого и зеленого цвета
на переднем плане и темно-фиолетовых,
почти черных тонов на заднем плане вызывает
чувство тревоги и настороженности, но
величие богатырей (их головы и плечи возвышаются
над линией горизонта), их мощь и сила их
единства (художник написал богатырей
как бы прижатыми друг к другу) доказывают,
что врагу не пробраться через богатырскую
заставу.
Какие народные пословицы соотносятся
с темой нашего урока?
Пословицы написаны на доске.
Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
– Береги землю родимую, как мать любимую.
– Родина – мать, умей за нее постоять.
– Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
VII. Домашнее задание
Творческое задание учебника на с. 73.
У. Расскажите о богатырях с картины В.М. Васнецова, используя то, что вы узнали о них из былин.
Урок 3
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке вы будете писать сочинение по картине на тему «Славна богатырями земля Русская».
III. Подготовка к написанию сочинения
У. Вам в помощь предлагается план.
На доске:
1. Почему художник взялся за эту картину? 2. Описание богатырей (выражение лица, вооружение, одежда, поза) и их богатырских коней. 3. Природа на картине. 4. Мысли и чувства, которые вызывает картина. |
– Подумайте, какое вступление к такому сочинению может быть.
Дети. Картину «Богатыри» написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
У. Вспомните, почему художник взялся за эту картину?
По ходу ответов детей рядом с пунктами плана постепенно открываются опорные слова.
План |
Опорные слова |
Почему художник взялся за эту картину? |
Родился среди сказочных лесов и гор Предуралья; любил простых людей, народное искусство; рисовал героев народных сказок и былин |
Описание огатырей |
Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами |
Природа на картине |
Суровый степной пейзаж; грозовое небо со свинцовыми тучами; чувство тревоги и настороженности; богатырская застава |
Чем богатыри сильны? |
Силой, умом, духом |
IV.
Самостоятельное написание
V. Домашнее задание
Подготовить рассказ о герое русских былин. Для работы рекомендованы брошюра «Былины» из серии «Внеклассное чтение» (М.: Дрофа-Плюс, 2004); книга «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).
На другом уроке дети рассказали о Вольге и Микуле, Дунае Ивановиче, Потыке-богатыре, Ставре Годиновиче, Соловье Будимировиче, Василии Буслаеве, о Садко; после урока посмотрели фильм «Садко».
Приложение 6.
Конспекты уроков по теме:
«Все мы люди разные, а Родина – одна...»
Цели:
Оборудование: Портреты поэтов Н.А. Некрасова, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова; выставка книг на тему «Поэты о России»; репродукции картин художников В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» и Н. Каразина «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника».
Урок 1
I. Организационный момент
II. Минуты поэзии
Чтение наизусть стихов о Родине В.А. Жуковского и Е.А. Баратынского.
III. Постановка учебных задач
Учитель. Сегодня нам предстоит чтение двух стихотворений о Родине, попробуем сравнить думы других поэтов с теми, что сейчас прозвучали. А тему урока прочитаем в конце нашей работы.
IV. Знакомство с новым материалом
На
доске – портрет Н.А.
У. Это портрет Николая Алексеевича Некрасова. Жил он в XIX веке. Прочитайте о нем статью в учебнике.
Дети читают текст.
– Послушайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Саша».
Учитель читает отрывок.
– От чьего имени ведется повествование?
Дети. От имени рассказчика-героя.
У. Какие слова это доказывают?
Д. Мой, мне, я.
У. Перечитайте первые три двустишия. Какое настроение у рассказчика-героя?
Д. Безрадостное, гнетущее.
У. Что при этом видит рассказчик?
Д. Равнину, поле, лес.
У. Прочитайте три следующих двустишия. Какие картины ему опять представляются?
Д. Те же: лес, поле, равнина.
У. Картины все те же, а что изменяется?
Д. Настроение.
У. Как оно меняется?
Д. Лес сладок, нива люба, равнина – родимая земля.
У. Какую причину таких различий называет рассказчик?
Д. Озлобленный ум.
У. Как вы понимаете этот эпитет?
Д. Человеку было тяжело, он в таком грустном виде всё и вокруг представил.
У. Дочитайте стихотворение до конца. Что чувствует рассказчик теперь?
Д. Душа успокаивается, силы прибавляются.
У. Почему?
Д. Он прижался к родимой земле, выплакался, ему стало легче.
У. Какими словами называет родимую землю рассказчик?
Д. Родина-мать, родные объятия.
У. Какой представляется поэту Родина?
Д. Родина для него, как мать родная, земля – словно плечо близкого человека, который тебя всегда поймет, может простить, пожалеть, успокоить.
У. Как вы думаете, почему именно этот образ рисуется Н.А. Некрасову?
Д. Он вспоминает свою мать – добрую защитницу.
У. Какими художественными средствами передает поэт настроение?
Д. Сравнения: песня кулика – стон матери над сыновней могилой. Эпитеты: равнина унылая, озлобленный ум, благой порыв, блудный сын...
– Метафоры: я душою смирился, жизнью измят.
У. Какое художественное средство вам показалось очень емким?
Послушайте это стихотворение еще раз. Удалось ли чтецам передать настроение автора?
Два ученика читают отрывок. Идет работа над выразительным чтением.
– Сопоставьте изображение Родины в стихотворениях XIX века, которые сегодня прозвучали. Как относятся к ней эти поэты?
Д. Рассказчики уже взрослые, имеют жизненный опыт – они знают, что в трудные для них дни родная сторона их всегда примет, успокоит, даст силу и радость жизни.
У. Прошло много времени – почти сто лет. Начался XX век. Появились современные поэты. Один из них – Дмитрий Борисович Кедрин. На с. 144 помещено его стихотворение «Я не знаю, что проще на свете?». Прочитайте его и расскажите, что этот поэт изображает, говоря о своей Родине.
Д. Родина для рассказчика – простые пейзажи, знакомые с детства растения, животные, герои русских сказок и былин.
У. Какие знакомые вам имена встретились в этом тексте?
Д. Илья Муромец, Серый Волк, царевич Иван.
У. Почему они появились в стихотворении?
Д. Это герои русского фольклора – история родной земли.
У. Давайте посмотрим на этих героев.
Показ репродукций с картин художников В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» и Н. Каразина «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника».
– Как бы вы ответили на вопрос поэта в конце стихотворения?
Д. Он родной для него и для нас.
V. Итог урока
У. Как бы вы назвали тему нашего урока?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель открывает на доске начало предложения: «Все мы люди разные, а Родина – ...». Дети договаривают: «...одна...», учитель вписывает недостающее слово.
VI. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение по выбору.
Урок 2
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Вспомните, как звучала тема прошлого урока?
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников