Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить методы, формы успешной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Дать анализ психолого-педагогической литературе по теме исследования;
Определить сформированность патриотических чувств у младших школьников (учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия г. Опочки);
Подобрать систему воспитательных дел по патриотическому воспитанию младших школьников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.
Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». История развития вопроса……………………………………………………..5
Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………..10
Формы, методы воспитания основ патриотизма у
младших школьников…………………………………………………….14
Глава II. Опытно - практическая работа по воспитанию основ патриотизма у младших школьников.
Определение сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки)……………17
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………............19
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Патриотическое воспитание.docx

— 505.66 Кб (Скачать)

В.П. Сергеева выделяет два основные пути и соответствующие им методы воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника с целью воспитания у них патриотических чувств. Это методы организации непосредственного патриотического опыта младших школьников и методы патриотического опыта младших школьников и методы патриотического посвящения. Выбор форм реализации патриотического воспитания, по мнению автора, обусловлен идеей интеграции методов организации непосредственного патриотического  опыта младших школьников и методы патриотического просвещения, а также учебных, воспитательных, досуговых, самообразовательных компонентов образовательного процесса в рамках воспитательного пространства в совокупности трёх основных блоков воспитательной деятельности. (Приложение1.) Каждый из представленных блоков определяет формы деятельности учителя и младших школьников, представляющие собой модули теоретической и практической деятельности. Теоретический модуль объединяет в себе все теоретические учебные дисциплины, обеспечивающие патриотическое воспитание. Деятельностный модуль включает формы воспитательной деятельности, обеспечивающие практическую апробацию полученных знаний. [15; 120-121]

Мероприятия по патриотическому воспитанию должны быть разнообразны по форме, тематике и содержанию. В.П. Сергеева предлагает в качестве примера список мероприятий, посвящённых Великой Отечественной  войне 1941 – 1945 гг.:

    • чтение книг, посвящённых войне, пионерам-героям, военным полководцам;
    • посещение музеев Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.;
    • конкурс рисунков на асфальте «Никто не забыт, ничто не забыто»;
    • выставка рисунков «Поклонимся великим тем годам»;
    • создание альбома «Семейная летопись Победы»;
    • конкурс военно-патриотической песни;
    • творческий проект «Они защищали честь России»;
    • выпуск стенгазеты «И выстояли, и победили»;
    • военно-патриотическая эстафета. [15; 121]

Для реализации патриотического воспитания в начальной школы используются разнообразные формы и методы воспитания. Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников носит комплексный характер и осуществляется в различных видах урочной и внеурочной деятельности учащихся.

 

 

 

 

  1. Глава II. Опытно практическая работа по воспитанию основ   патриотизма у младших школьников.

  1. м

    1. Определение  сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки).

Для определения  сформированности основ патриотизма у младших школьников, нами была проведено анкетирование учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия города Опочки (20 учащихся). Учащимся было предложено ответить на 7 вопросов открытой (без вариантов ответов) анонимной анкеты. (Приложение 1.) Вопросы анкеты направлены на определение уровня сформированности у учащихся знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины: Псковской области и города Опочки, а также на выявление желания изучать историю Родины, получать новые знания о родном крае.

Дадим анализ полученных результатов: (Приложение 2.)

На первый вопрос: «Что значит для тебя Родина?» дали ответы 15 учащихся (75% респондентов), 5 человек затруднились дать ответ. Чаще встречаются ответы:

  • Родина - место, где я родился - 5 учащихся

  • Родина - родной дом - 4 учащихся

Можно сделать  вывод, что у учащихся  недостаточно сформировано понятие «Родина», некоторые  затрудняются дать ответ.

Второй, третий, четвёртый и пятый вопросы  были направлены на выявление знаний учащихся о Псковской области  и городе Опочка.

На вопрос: «Какие города Псковской области ты знаешь?» верные ответы дали 10 учащихся (50% респондентов). Были названы города:

    • Опочка

    • Псков

    • Себеж

    • Великие Луки

    • Пушкинские горы

    • Остров.

Четверо учащихся (20% респондентов) дали неверные ответы, указав города, не относящиеся к Псковской области.  Шесть учащихся (30% респондентов) затруднились дать ответ на этот вопрос. Поскольку многие учащиеся не называют города нашей области, или путают их с городами других областей.

Отвечая на вопрос: «Имена, каких поэтов, писателей, музыкантов, художников, исторических деятелей связаны с Псковской областью?»                7 учащихся (35% респондентов) назвали А.С. Пушкина, остальные дети затруднялись дать ответы. Данные показывают, что учащиеся не достаточно знают историю региона, поскольку лишь несколько человек смогли назвать А.С. Пушкина, а остальные затруднились дать ответ на вопрос.

Назвать достопримечательности нашего города (5 вопрос анкеты) смогли 2 учащихся (10% респондентов), они назвали Покровскую церковь и Вал. Следовательно учащиеся класса не знакомы с достопримечательностями города.

На вопрос: «За что ты любишь свой город?» дали ответ 15 учащихся (75% респондентов). Были названы следующие варианты:

    • он красивый (6 человек);

    • это мой дом (2 человека);

    • он маленький (1человек);

    • в нём нет преступлений (1 человек);

    • он скромный (1 человек);

    • я здесь родилась (1 человек);

    • за достопримечательности (1 человек);

    • за всё (1 человек);

    • он мне нравится (1 человек).

Большинство детей любят свой город и могут  указать, за что именно они его  любят. Некоторые не могут обосновать свой ответ.

Последний вопрос анкеты: «Хотел(а) бы ты посещать исторический кружок, уроки краеведения?» был направлен на выявление желания учащихся изучать историю Родины, получать новые знания. Анализ ответов учащихся показал, что большинство учащихся класса (15 человек – 75% учащихся класса)  не желают посещать исторический кружок или уроки краеведения, следовательно можно предположить, что школьники   не стремятся изучать историю своей Родины и получать новые сведения о родном крае.

Результаты  анкетирования показали, что большинство  учащихся имеют недостаточные знания о прошлом и настоящем нашей  области и нашего города, следовательно, основы патриотизма сформированы в  недостаточной степени. В классе необходимо вести работу по патриотическому воспитанию учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В школе  именно на уроках литературного чтения в первую очередь начинают формироваться  нравственные представления и качества ребенка. 
Художественные произведения, изучаемые в школе, должны учить правильно жить, искренне поступать, уважительно относиться к людям и к самому себе, любить свою родину.

Учитель Классического пансиона МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Дорофеева [27] раскрывает патриотическое воспитание в курсе «Литературное чтение» по программе В.А.Лазаревой.

 Приведем  выдержку из таблицы «Система  формирования нравственных представлений  и нравственных качеств ребенка».

Нравственные представления и  качества

Художественные произведения, вошедшие в учебник «Литературное чтение», программа В.А.Лазаревой

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Патриотизм

Любовь к природе родного края

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»;

А.С. Пушкин «... Под голубыми небесами...»;

А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»;

Г.М. Новицкая «Береза».

Родной дом, родители, малая родина

Я.З. Суриков «Детство»;

Т.М. Белозеров «Пельмени».

Ответственность за сохранение красоты  природы, животных и птиц

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»;

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится...»;

М. Вейцман «Лилия».

Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность

Бытовые сказки;

народная сказка «Деревянный орел»;

П.П. Бажов «Серебряное Копытце».

Защита Родины – великая традиция нашего народа

Былины;

русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»;

С.Г. Георгиев. «Дедушка».

Любовь к Родине, осознание ее культурных традиций, защита ее духовных ценностей

М.Ю. Лермонтов «Бородино»;

Н.М. Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой...»;

С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»;

Ю.И. Коваль. «Чистый Дор».

Участие детей в социальной жизни  общества

В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»;

Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко».


На первом году обучения дети получают представление  о патриотизме, прежде всего отталкиваясь от чувства любви к природе  родного края.

Читая произведения великих русских писателей – А.С. Пушкина («...Под голубыми небесами»), А.К. Толстого («Вот уж снег последний в поле тает...»), Л.Н. Толстого («Какая бывает роса на траве»), учитель «поведет» детей в красивый мир, окружающий их, мир, в котором маленькие граждане России встретят роскошную русскую зиму, «зеленый дым» весны, а алмазные россыпи росы удивят детей красотой, которую каждый из них может увидеть на своей родной земле.

В список патриотических книг несомненно, входят народные сказки и пословицы.

Во 2-м  классе дети узнают о различном написании  этого слова – «Родина» и «родина». Учитель формирует представление  о малой родине, о любви к  родному дому, об ответственности  за близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви. На уроках дети начинают осознавать себя частью великого народа нашей державы. Это происходит при изучении практически всех произведений, помещенных в учебнике 2-го класса В.А. Лазаревой. Хотя они сгруппированы по темам: детство – семья (родные, любовь, забота) – школа (друзья, учебный труд) – родная природа (красота, ответственность, забота), – все эти темы – разные грани одного большого понятия – понятия Родины.

К примеру, при работе с рассказом А.П. Гайдара «Чук и Гек», которая ведется на шести уроках, постоянно звучат почти все эти понятия. Ученики отмечают, что мальчики очень любили свою смелую, добрую, трудолюбивую, отзывчивую мать. А еще Чук и Гек любили свою малую родину – Москву, «лучше которой и нет на свете», понимали, что надо «много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». Когда ученики составляют характеристику отца Чука и Гека, они выделяют в нем такие черты, как трудолюбие (много работал), любовь к жене и детям (скучал по ним), силу и добродушие.

На вопрос о том, для чего Гайдар написал  это произведение, дети отвечали:

– Чтобы на примере двух мальчиков показать, что такое хорошо и что такое плохо.

– Чтобы показать, к чему могут привести шалости и необдуманные поступки.

– Чтобы читатель задумался, какими должны быть взаимоотношения между родными братьями в семье.

– Чтобы старшие заботились о младших.

– Чтобы жили дружно, не дрались и не ссорились.

– Чтобы любили маму, заботились о ней, а не огорчали ее ссорами и драками.

– Чтобы были честными и говорили только правду, какой бы она ни была горькой и неприятной.

Постепенно  в ходе обсуждения этого произведения у детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется  система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место  занимают любовь к Родине и чувство  долга будущих граждан нашей  страны.

В качестве примера подобного обсуждения приводим  примерный план урока внеклассного чтения по данному произведению.( Приложение 4.)

Отметим еще одну особенность учебников  В.А. Лазаревой: начиная со 2-го класса в них помещены репродукции картин замечательных русских художников. Работа по осмыслению этих шедевров российской живописи способствует развитию речи детей, более осмысленному пониманию текстов. Все это воспитывает хороший вкус, истинно культурного человека.

Сказки, былины, а также рассказ В.К. Железникова «Дедушка» – основные тексты для воспитания патриотизма в 3-м классе: «в них изображаются настоящие герои, совершающие истинные подвиги во спасение и славу своего Отечества» [11].

Работа  с былинами в наши дни интересна  и важна. Немногих героев былин знают  сегодняшние третьеклассники, да и  само слово «былина» некоторые ученики  узнают впервые только на уроке. На тему «Былины» отведено 3 урока:

  • 1-й урок. Что такое былина?
  • 2-й урок. Герои русских былин.
  • 3-й урок. Сочинение на тему «Славна богатырями земля Русская». (Приложение 5.)

Продолжение нравственного развития учащихся в 4-м классе в качестве важнейших  задач ставит воспитание любви к  Родине, осознание ее культурных традиций, восприятие бесценного духовного наследия нашего народа, формирование активной гражданской позиции детей в  социальной жизни общества.

В учебнике «Литературное чтение. 4-й класс» пятая, последняя, тема обучения называется «Россия, Родина моя!». В программе ей отводится 11 часов. По сути, это обобщение знаний, полученных учащимися за четыре года обучения в начальной школе, это размышление над главным вопросом, что есть для человека Родина:

– С чего она начинается? (М.Л. Матусовский. «С чего начинается Родина?)»

– Что означает выражение «родные святыни»? (С.Я. Маршак. «Ты много ли видел на свете берез?»);

– Какой он – русский народ? (Ю.И. Коваль. «Чистый Дор»);

– Отчего Родина нам дорога? (В.А. Жуковский. «Родного неба милый свет»; Е.А. Баратынский. «Родина»; Н.А. Некрасов. «Саша»; Д.Б. Кедрин. «Я не знаю, что на свете проще?»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»). (Приложение 6.)

Проанализировав курс «Литературное чтение» по программе  В.А.Лазаревой, можно сделать вывод: данная программа носит воспитательный характер, в том числе направлена на воспитание основ патриотизма  у учащихся начальных классов.

По итогам анкетирования мы определили, что  у учащихся недостаточно сформированы основы патриотизма. Следовательно, необходима работа по патриотическому воспитанию, которая может, осуществляется в различных видах урочной и внеурочной деятельности учащихся. Примером работы по патриотическому воспитанию может служить курс «литературное чтение» по программе В.А. Лазаревой.

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников