Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить методы, формы успешной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Дать анализ психолого-педагогической литературе по теме исследования;
Определить сформированность патриотических чувств у младших школьников (учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия г. Опочки);
Подобрать систему воспитательных дел по патриотическому воспитанию младших школьников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.
Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». История развития вопроса……………………………………………………..5
Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………..10
Формы, методы воспитания основ патриотизма у
младших школьников…………………………………………………….14
Глава II. Опытно - практическая работа по воспитанию основ патриотизма у младших школьников.
Определение сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки)……………17
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………............19
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Патриотическое воспитание.docx

— 505.66 Кб (Скачать)

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда  на формирование личности: «Как нет  человека без самолюбия, так нет  человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными  природными, личными, семейными и  родовыми наклонностями». [22; 160]

В.Г. Белинский  также считал главной задачей  нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого  достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная  личность глубоко осознает свое кровное  родство, свои кровные связи с  отечеством... Любить свою родину —  значит пламенно желать видеть в ней  осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». [3; 488-489]

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы  воспитания подрастающего поколения, определяли в качестве его главной  цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие  в общественных делах. Для этого  необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды  на жизнь, твердые представления  о добре, правде, долге, воспитать  твердость воли, самостоятельность  в суждениях, трудолюбие, патриотизм. [23; 72]

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской  школе, отмечал, что каждый воспитанник  «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». [14; 115] При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». [13; 412] Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных.

Особое  значение в исследовании вопросов патриотического  воспитания после Великой Отечественной  войны имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к  активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [21; 3], В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [21; 112].

Итак, под  патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одно из важнейших  черт всесторонне развитой личности. У школьников должно постепенно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и  свой народ, уважение к его великим  свершениям и достойным страницам  прошлого.

 Как  показывает историко-педагогический  анализ, вопросы воспитания подрастающего  поколения в духе патриотизма  всегда занимали одно из ведущих  мест в исследованиях ученых-педагогов.  В разные периоды развития  педагогической науки патриотическое  воспитание рассматривалось как  необходимая составная часть  воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников.

По мнению В. П. Сергеевой, основной целью современной  системы патриотического воспитания является формирование активной, творческой личности – землянина наступившего XXI века. При этом важно то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя субъектом патриотического воспитания и самовоспитания, понимал собственную ответственность за судьбу Родины и планеты на которой он живёт.[15; 113-114]

«Цель патриотического  воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными  ценностями и качествами, способных  проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого  развития».  [7; 17]

В Концепции  патриотического воспитания граждан  Российской Федерации  определены задачи патриотического воспитания:

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
  • Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. [10]

 В.П.  Сергеева объединяет задачи патриотического  воспитания в 4 группы:

    1. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, селу; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
    2. воспитание любви, уважения к своей нации;
    3. понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
    4. формирование толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям. [15; 114]

 Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов,  под которыми  в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

Принципы  патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и  задач воспитания, воплощают в  педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. [7; 17]

Патриотическое  воспитание основывается на  совокупности принципов, которые отражают общие  закономерности и принципы целостного педагогического процесса, специфику  патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

В Концепции  патриотического воспитания определены следующие принципы:

  • принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;
  • принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
  • принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
  • принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. [10]

Исследователь Бердник Е. В. выделяет принципы патриотического воспитания, с учётом теоретических основ  воспитания младших школьников:

  • принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • принцип занимательности – изучаемый материал  должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. [28]

Принципы патриотического воспитания взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Таким образом, исследователями по вопросам патриотического воспитания младших школьников определены цель, задачи, принципы одного из важнейших направлений  воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы, методы  воспитания основ патриотизма у 

младших школьников.

 

Для воспитания основ патриотизма  у младших школьников учителя  используют разнообразные формы  и методы воспитания.

Под формами организации воспитательного  процесса в педагогике понимают формы  в рамках, которых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности. [8; 160]

Методы воспитания можно определить как «совокупность наиболее общих  способов решения воспитательных задач  и осуществления воспитательных взаимодействий» » [17; 141] или «общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие  организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение» [8; 80].

По мнению В.А. Сластёнина главными средствами и формами формирования патриотизма являются: урок, семинар, факультатив, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско – краеведческая работа. [16; 127] 

Рассмотрим формы гражданско-патриотического  воспитания младших школьников через  внеклассную и внеурочную деятельность, представленные на сайте Общеобразовательной  школы №194  г. Минска в разделе  «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников» [26]:

  • беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;
  • тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;
  • торжественные линейки, уроки Мужества,
  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;
  • социальные акции, операции;
  • работа с детскими общественными организациями.

Учитель начальных классов  Л. А. Устинова в статье «Патриотическое воспитание младшего школьника» [25] выделяет следующие формы работы по патриотическому воспитанию:

    • деловые игры;
    • классные часы;
    • встречи с ветеранами войны и труда;
    • беседы, диспуты;
    • викторины;
    • коллективные творческие дела;
    • смотры-конкурсы, выставки, соревнования;
    • экскурсии, поездки, походы;
    • трудовые дела;
    • тренинги;
    • знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. 

В педагогике предложены различные  классификации методов патриотического  воспитания, например: Н.В. Басова выделяет группы методов:

  1. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера.  Постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело,  метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых учащийся упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности воспитанников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
  3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха. Необходимо побуждать учащегося корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает воспитанника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. [2; 105]

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников