Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить методы, формы успешной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Дать анализ психолого-педагогической литературе по теме исследования;
Определить сформированность патриотических чувств у младших школьников (учащихся 3 «Б» класса МОУ Гимназия г. Опочки);
Подобрать систему воспитательных дел по патриотическому воспитанию младших школьников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое, методическое обоснование патриотического воспитания младших школьников.
Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание». История развития вопроса……………………………………………………..5
Цель, задачи, принципы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………..10
Формы, методы воспитания основ патриотизма у
младших школьников…………………………………………………….14
Глава II. Опытно - практическая работа по воспитанию основ патриотизма у младших школьников.
Определение сформированности основ патриотизма у младших школьников (3 «Б» класс МОУ Гимназия г. Опочки)……………17
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения ………………………………………............19
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………25
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Патриотическое воспитание.docx

— 505.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

На протяжении многих веков учёные – педагоги уделяли большое место патриотическому воспитанию. В настоящее время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения остаётся одной из самых актуальных в учебном процессе. Патриотическое воспитание – часть общего воспитательного процесса. В результате патриотического воспитания у учащихся формируется чувство патриотизма. Период младшего школьного возраст является сензитивным для воспитания  патриотизма.

 Основные документом по патриотическому воспитанию является «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». В ней определены цель, задачи и принципы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание носит комплексный характер и осуществляется в различных видах урочной и внеурочной деятельности учащихся. Для её осуществления используются разнообразные формы организации воспитательного процесса и методы воспитания. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему дошкольному возрасту. Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

С целью определения сформированности основ патриотизма у младших школьников, было проведено анкетирование учащихся 3 «Б» класса МОУ гимназия города Опочки. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что дети недостаточно знакомы с географией Псковской области, им не известны имена выдающихся личностей, прославивших наш край. При этом у них отсутствует желание приобретать новые знания о родном крае, изучать его историю.

Поскольку в школе на уроках литературного  чтения начинают формироваться нравственные представления и качества ребенка, нами был проанализирован опыт учителя Классического пансиона МГУ имени М.В. Ломоносова, Натальи Дорофеевой  по патриотическому воспитанию в курсе «Литературное чтение» по программе В.А.Лазаревой. Данная программа  имеет большой воспитательный потенциал, в том числе она направлена на воспитание основ патриотизма у учащихся начальных классов.

Учителю начальных классов следует уделять  большое внимание патриотическому  воспитанию учащихся, так как патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

        1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 7.
        2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – С. 105.
        3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. - Т.4. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1984. – С. 488 – 489.
        4. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. —М.: Просвещение, 1981. – С. 259.
        5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.3. -  М.: ГИС, 1995. – С. 24.
        6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – С. 7.
        7. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
        8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001. – С. 80, 160.
        9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1995. – С. 159.
        10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.))
        11. Лазарева В. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 3-го класса – М.: ОНИКС 21 век, 2003. – 326с.
        12. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4.
        13. Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981. – С. 412.
        14. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. – С. 115.
        15. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Под ред. Сергеевой В.П.- 2ое изд., М.: Академия, 2011. – С. 109 – 123.
        16. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.А.Сластёнина. – 6-е изд., - М.: Академия, 2008.  – С. 123 – 129.
        17. Педагогический энциклопедический словарь/ под. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.:Большая Российская энциклопедия, 2002. – С. 141, 185.
        18. Психологический словарь / Под ред. Ф.Н. Добрынина, С.Е. Советова. - Магадан, 1995. – С. 158.
        19. Радищев А.Н. Избр. пед. соч. –М.: Изд-во АПН РСФСР, 1992 – С. 205 – 206.
        20. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. - Т.9 /АН СССР, Ин-т рус.яз. — 2-е изд. - М.: Рус. яз., 1991. – С.296.
        21. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. — М.: Учпедгиз, 1989. – С. 3 – 112.
        22. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - Т.2 - М.-Л., 1988. – С. 160.
        23. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. – С. 72.
        24. http://bd.fom.ru/report/cat/pow_arm/dd040530 (Фонд Общественного Мнения)
        25. http://festival.1september.ru/articles/580629/ (Фестеваль педагогических идей «Открытый урок»)
        26. http://sch194.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3161 (Сайт СОШ №194 г. Минска)
        27. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200701202  (Электронная версия журнала «Начальная школа»)
        28. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/rabotaem-s-vospitatelyami-patrioticheskoe-vospitanie (Социальная сеть работников образования nsportal.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Рис.1. Инновационные технологии патриотического воспитания (по В.П. Сергеевой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Анкета «Патриотическое  воспитание»

(для учащихся)

 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты:

  1. Что значит для тебя Родина?

 

 

  1. Какие города Псковской области ты знаешь?

 

 

  1. Имена каких поэтов, писателей, музыкантов, художников, исторических деятелей связаны с Псковской областью?

 

 

  1. Назови достопримечательности Псковской области.

 

 

  1. Назови достопримечательности города Опочка.

 

 

 

  1. За что ты любишь свой город?

 

 

 

  1. Хотел(а) бы ты посещать исторический кружок, уроки краеведения?

 

 

 

 

Благодарим за ответы!

 

 

 

Приложение 3.

 

Ответы  учащихся на вопросы анкеты

«Патриотическое воспитание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ 
урока внеклассного чтения

Тема: «А.П. Гайдар. “Чук и Гек”».

Цели:

  • учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;
  • помочь осмыслить понятия «малая родина» и «Родина – родная страна»;
  • воспитывать патриотизм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. На нескольких уроках мы читали рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек».

Сегодня подведем итог нашей работе, вспомним героев повести, подумаем, для чего Гайдар написал это произведение.

III. Работа над характеристиками  героев

У. Кто является главными героями этой повести?

Дети. Чук и Гек.

У. Кто вам больше понравился? Каким он был?

Дети  дают характеристики мальчикам.

Чук

Возраст

Черты характера

В чем проявились эти черты (ссылка на текст)

5–6 лет (на год старше Гека)

Запасливый

Деньги не истратил, а приберег на поездку (с. 141, 5-я строка снизу)

 

Увлекался коллекционированием

«...он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был  нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса...» (с. 141, 1-й абзац)

 

Несдержанный

«...от злости у него затряслись руки...» (с. 141, 2-й абзац снизу)

 

Хитрый

Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме (с. 143, 2-й абзац  сверху)

 

Грубый

Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол (с. 141, 2-я строка снизу)

 

Конфликтный и бестактный

Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал  драку


 

 

Гек

Возраст

Черты характера

В чем проявились эти черты (ссылка на текст)

4–5 лет (на год моложе Чука)

Незапасливый

Истратил деньги «на разные глупости» (по мнению Чука) (с. 141, 4-я строка снизу)

 

Не увлекался коллекционированием

«У Гека такой коробочки не было...» (с. 141, 2-й абзац сверху)

 

Имел способности к пению

«Зато он умел петь песни» (с. 141, 2-й абзац  сверху)

 

Разиня

«Да и вообще Гек был разиня...» (с. 141, 8-я строка сверху)

 

Не терпел обид и оскорблений

Выбросил коробочку Чука за окно в  ответ на оскорбление (с. 142, 1-й абзац  сверху)

 

Честным

На предложение Чука не говорить маме о телеграмме сказал брату, что врать  нельзя (с. 143, 11-я строка сверху)


IV. Работа над понятием «Родина»

У. Где живут мальчики?

Д. В Москве.

У. Место, где ты родился, где прошло твое детство, называется словом «родина».

Учитель пишет на доске: Москва – родина Чука и Гека.

– Каким описывает этот город рассказчик?

Д. «...Огромный город, лучше которого и нет на свете».

У. Чьи это слова?

Д. Рассказчика.

У. А кто из наших героев так думает? Согласны ли вы со словами рассказчика? Что вы можете рассказать о своем родном городе, селе?

На  доске учитель открывает фотографии видов места жительства детей. Идет беседа о малой родине детей данного  класса.

– Кто заботился о мальчиках, помогал им в трудную минуту?

Д. Папа, мама, пассажиры поезда, ямщик, сторож с собакой.

У. Почему они помогали?

Д. Маленькие дети нуждаются в помощи.

У. Что изменится, когда мальчики вырастут?

Д. Вырастут и сами станут помощниками для других.

У. Я знаю, что общество, в котором одни заботятся о других, называется семьей. А значит жителей всей России можно назвать одной большой семьей.

Учитель пишет да доске: Россия – Родина Чука и Гека.

– Прочитайте на доске два предложения. На что вы обратили внимание?

Д. У мальчиков две родины.

У. Почему слово «родина» пишется по-разному?

Дети  отвечают.

– Посмотрите кадры из кинофильма «Чук и Гек» и скажите, какая она, наша Россия?

Дети  смотрят кадры из фильма.

Д. Россия простирается на тысячи километров, в ней много городов, полей, много лесов, разных зверей в лесу.

У. Прочитайте отрывок, где об этом пишет Гайдар в своей повести.

Д. «Прощайте, большие города, заводы, станции, деревни, поселки! Теперь впереди только лес, горы, и опять густой, темный лес».

У. Вот в какой огромной стране жили Чук и Гек!

V. Беседа о семье

У. Кто самые главные в семье Чука и Гека?

Д. Папа и мама.

У. Почему?

Д. Они работают, ведут хозяйство, воспитывают детей.

У. Какая семья у Чука и Гека?

Дети  высказывают свое мнение.

– Прочитайте отрывок о том, как семья встречала Новый год.

Дети  отвечают на вопрос, опираясь на текст  Гайдара, а также на свой жизненный  опыт.

VI. Итог урока

В конце урока  обязательно должна прозвучать мысль: «Гайдар показал, что у человека две родины, их надо беречь».

В заключение урока ученики поют песню Гека из кинофильма «Чук и Гек» (реж. И. Лукинский):

Мы в  поезде ехали долго, 
Навстречу тянулись поля. 
Мы видели горы, мелькали озера – 
И все это наша земля.

Припев: И где бы ты ни был, 
Всегда над тобой 
Московское небо 
С кремлевской звездой. 
Поедешь на север, 
Поедешь на юг – 
Везде тебя встретит 
Товарищ и друг. 
Моя Москва, 
Ты всем близка!

Будь  смелым и честным 
В работе своей – 
И всюду ты встретишь друзей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Конспекты уроков по теме: «Былины»

 

Цели:

  • познакомить детей с историческим и литературным материалом, который будет использован при написании сочинения;
  • выявить особенности былины;
  • воспитывать гордость за русских героев.

Урок 1

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы переходим к изучению еще одного вида устного народного творчества – былинам. Кто из вас знает значение этого слова?

Дети. Это о том, что было.

У. Но ведь и в других жанрах, например в рассказах, повествуют о том, что было?

Д. В былинах про то, что было давно. И рассказ не относится к устному народному творчеству.

У. Молодцы! Прочитайте, что автор нашего учебника говорит о былинах на с. 68.

Дети  читают и пересказывают статью.

III. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове

Учитель прикрепляет на доску портрет  художника.

У. Посмотрите на репродукцию картины «Богатыри». Кто ее автор?

Д. Васнецов.

У. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) родился в Вятской губернии, в деревне, затерявшейся среди поистине сказочных лесов и гор Предуралья. Его отец был сельским священником. Они жили среди крестьян. В семье было шесть братьев. Зимой у братьев на всех были одни валенки и полушубок. Летом, как и все деревенские ребятишки, они бегали босиком. 
Позднее Васнецов скажет: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их... как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины (тонкая длинная щепка из сухого полена). Огонь от лучины маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит, – не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они как живые...» 
Тогда-то и полюбил он навсегда народное искусство, знаменитую вятскую игрушку (показ рисунков с изображением вятской игрушки), северные старинные песни, сказки и былины. И всю свою жизнь художник больше всего любил рисовать героев народных сказок: Ивана-царевича на Сером волке, Аленушку, Кощея Бессмертного, Царевну-лягушку, Снегурочку, русских богатырей, гусляров – всех не перечислить. 
Живописи он учился в Петербурге, а «Богатырей» писал в Москве. Говорил, что именно здесь, в этом городе, теплом, нарядном, сохраняющем свой древний облик, можно было их написать. 
В Москве он по своему проекту построил дом, в котором прожил 32 года и который до сих пор стоит, – настоящий терем, сложенный из бревен, с шатровой крышей, высоким крыльцом. А печи, как в деревне, – нарядные, в разноцветных изразцах (кафельных плитках), в комнатах всё из дерева и всё изукрашено резьбой. Теперь это Дом-музей В.М. Васнецова. Можно сходить к нему как бы в гости, увидеть к тому же много его картин. 
А вот картины «Богатыри» в этом доме нет. Виктор Михайлович подарил ее Третьяковской галерее, в которой собраны лучшие работы русских художников. Художник считал эту картину главной, работал над ней 18 лет и сказал, что она была его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников