Дезадаптация младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.42 Кб (Скачать)

                                                    Реферат

На тему:»дезадаптация младшего школьника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:Выпих Людмила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «школьной дезадаптации»  стало использоваться в последние  годы для описания различных проблем  и трудностей, возникающих у детей  различного возраста в связи с  обучением в школе.

С этим понятием связывают  отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты  с одноклассниками и т.д. Эти  отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей  с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной  деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими  дефектами. Школьная дезадаптация –  это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе  в форме нарушений учебы и  поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений  в личностном развитии.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      

 Причины школьной дезадаптации

Природа школьной неуспеваемости может  быть представлена самыми различными факторами.

  1. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
  2. Соматическая ослабленность ребенка.
  3. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
  4. Двигательные нарушения.
  5. Эмоциональные расстройства.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего  для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы проявления школьной дезадаптации

Форма дезадаптации

Причины

Первичный запрос

Коррекционные мероприятия

Несформированность навыков  учебной деятельности.

– педагогическая запущенность; 
– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; 
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость по всем предметам.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины  нарушений учебных навыков и  дать рекомендации родителям.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и  учебной деятельности.

– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); 
– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); 
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с  целью предотвратить возможное  неправильное поведение.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность).

– неправильное воспитание в семье или игнорирование  взрослыми индивидуальных особенностей детей; 
– минимальная мозговая дисфункция; 
– общая соматическая ослабленность; 
– задержка развития; 
– слабый тип нервной системы.

Длительное приготовление  уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по преодолению  оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или “боязнь  школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными  “мы”.

Ребенок не может выйти  за границы семейной общности –  семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для  решения своих проблем.

Страхи, тревожность.

Необходимо подключение  психолога – семейная терапия  или групповые занятия для  детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.

– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;  
– психологическая неготовность к школе; 
– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.

Нет интереса к учебе, "ему  бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе  при высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с  целью предотвратить возможное  неправильное поведение.


 

 

 

 

 

Предупреждение школьной дезадаптации.

Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих  профилактику, своевременную диагностику  и коррекцию школьной дезадаптации.

Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:

  1. Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
  2. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
  3. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
  4. Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
  5. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
  6. Создавать классы компенсирующего обучения.
  7. Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
  8. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дезадаптация младшего школьника