Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоритические и практические аспекты экономического воспитания.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников;
2) дать определение понятия «экономическое воспитание»;
3) выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
4) разработать задания, упражнения и тесты по формированию экономических представлений младших школьников;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..…9
1.1 Сущность, цели и задачи экономического воспитания младших школьников………………………………………………………………...9
1.2 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..21
2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста……………………….…21
2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников………………………………………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..35
В общей проблеме «Энергоэффективная школа – энергоэффективный дом: общее дело» на страницах журнала «Народная асвета» рассматриваются отдельные вопросы энергосбережения. С. М. Валюшкина и Ж. Ф.Лапаревич выделяют аспект «Педагогическая практика, направленная на экономию и энергосбережение» [1]. Они предлагают проект по энергосбережению «Эффективная школа», основной задачей которого – пропаганда эффективного использования энергоресурсов. Проект включает в себя социально-активные формы работы, познавательные занятия и задания для учащихся. Н. П. Алешина создает в «энергоэффективном доме» «Справочник по энергосбережению для учащихся и их семей», в котором даются ценные советы по сохранению тепла в тепла в доме, по сбережению электроэнергии, денежных затрат при использовании энергосберегающих ламп, а также бытовых электроприборов, экономного водоснабжения [17]. Предлагаемый педагогический опыт находит отражение в практике работы педагогов на учебных и факультативных занятиях на предметах по экономическому воспитанию.
В последние годы актуальными являются факультативные занятия «Азбука Берегоши». Они помогают разобраться и детям, и взрослым в той проблеме, которая остро стоит сегодня: разумное использование энергоресурсов. Педагогам начальной школы известно, что дети особенно любят занятия, которые проводятся в игровой, занимательной форме. И поэтому весь курс факультатива ребят сопровождают сказочные герои: добрый Берегоша – главное действующее лицо, «академик бережливости» [18]; Энергоша – «профессор энергетических наук» [19], Теплоша – «профессор тепловых наук» (приложение А) [20], Электроша – «профессор электрических наук» [21], Водяша – «профессор наук о воде» [22], Экоша – «профессор экологии» [23]. Сказочные герои рассказывают, как попадает вода, тепло, свет в наши дома, знакомят на примерах незатейливых сюжетов и иллюстраций с такими понятиями, как «турбина», «подстанция» и др. Игровые упражнения, экологические скачки, опыты, загадки, проблемные ситуации расширят знания ребенка, помогут приобрести ему навыки правильного отношения к воде, электричеству и теплу. Посредством активных форм работы учащиеся обучаются методам подсчета расходов энергоресурсов в быту и способов их экономии.
Методические разработки факультативных занятий «Азбука Берегоши» для 3 класса разместила в журнале «Пачатковая школа» Н. П. Муха, а для 4 класса Литвинчук М.В. предложила занятие по факультативному курсу «Азбука Берегоши» в форме ток-шоу по теме «Электричество - Светлое Величество» [24].
М. А. Зябора «Учимся экономии и бережливости» и Н. Е. Селькина, В. В. Фелипенко «С экономикой дружить – хорошо будешь жить» (приложение Б) разработали методические рекомендации, посвященные формированию представлений об экономике на уроках математики [25], [26].
Методические разработки посвященные теме «Энергосбережения» разместили в журнале «Пачатковая школа» Г. Д. Иода «Учимся беречь электроэнергию», И. Н. Филиппович «Сберегайка» [27], [28]. Г. А. Герасимович и С. Б. Бельская предложили сценарий спектакля по теме «Энергосбережение и семеро козлят», который привлекает внимание учащихся к вопросам бережного расходования энергии и энергоресурсов [29].
Заслуживает высокой оценки опыт работы учительницы высшей категории 4 «Б» класса СШ № 15 Галины Федоровны Вересович. В ее опыте работы ценным является то, что она на занятиях по предметам гуманитарного и эстетического циклов дает упражнения-задания, способствующие развитию экономических представлений. Так, в ходе интервьюирования с Галиной Федоровной Вересович было выяснено, что на уроках математики решаются задачи, которые позволяют формированию знаний и умений по экономике; на уроках русского языка и литературы, а также белорусского языка и литературы используются упражнения и тексты, в основе которых лежит экономическое воспитание; на уроках трудового обучения и изобразительного искусства учит как экономно использовать художественные и природные материалы; на уроках «Мая Радзіма - Беларусь» задания направлены на сбережение национального достояния и культурных ценностей.
Изучив опыт педагогов-практиков можно сделать вывод: ими накоплен богатый опыт, который может использоваться учителями, студентами-практикантами, на курсах переподготовки учителей и др.
Таким образом, анализ практического опыта педагогов показывает, что многих волнует проблема энергосбережения, экономии и бережливости. Учителя начальных классов предлагают ценные методические рекомендации по формированию экономических представлений, культуры энергопользования. Применяя указанные рекомендации на уроках, учащиеся начальных классов смогут добиться более высокого уровня развития экономического воспитания.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:
Экономическое воспитание учащихся – важнейшее направление воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся.
Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере.
Экономическое воспитание детей в семье - систематическое целенаправленное воздействие взрослых членов семьи на формирование у детей рачительного отношения к личному и общественному, уважения к труду во всех его проявлениях.
В процессе экономического воспитания решаются задачи, направленные на восприятие окружающего мира; постижение экономической терминологии; воспитание экономической культуры; развитие на примере рыночных отношений, экономических потребностей, формирование ценностного отношения к миру вещей, материальным средствам. Процесс экономического воспитания младших школьников включает в себя: овладение системой знаний в области экономики; освоение и осмысление ими понятий; выработку с помощью различных средств и умений обобщать свои жизненные и социальные впечатления; развитие экономических представлений; осознание детьми экономических идеалов как личностной ценности; формирование у учащихся в процессе экономического воспитания общечеловеческих,
Энергосбережение – основной аспект экономического воспитания, которому многие педагоги-практики посвятили свои статьи.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика
уровня сформированности
В связи с тем, что педагогический эксперимент является наиболее эффективным способом получения информации об уровне сформированности экономических представлений, был применен этот метод.
Целью опытно-исследовательской работы явилось выявление уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте принимали участие ученики 4 класса СШ №15 г. Мозыря в составе 17 человек.
Для изучения уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста и готовности к решению ими социально-экономических задач применялись следующие средства:
Фамилия, имя _____ класс_____
______________________________
______________________________
Результаты анкеты «Выявление уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста» и теста «Готовность младших школьников к решению социально-экономических задач» в ходе констатирующего эксперимента представлены в приложении В.
2. В тесте «Готовность младших школьников к решению социально-экономических задач» предлагались следующие задания:
(Правильный ответ подчеркни)
1.Оставляешь ли ты включенным свет в комнате, из которой выходишь?
а) да, если выхожу ненадолго 1
б) если не забуду 0
в) всегда выключаю. 2
2.Как ты обращаешься со своими и чужими школьными принадлежностями?
а) не бережно 1
б) аккуратно 2
в) купят другие. 0
3. Как ты поступишь со старыми газетами, журналами и книгами?
а) выбросишь 0
б) считаешь макулатурой, поэтому собираешь и сдаешь на
приемный пункт 2
в) хранишь. 1
4. Что ты делаешь с одеждой, когда она тебе стала мала?
а) выбрасываешь 0
б) оставляешь младшему братику (или сестричке) 2
в) собираешь, и с родителями относите в детский дом (красный
крест, малоимущим многодетным семьям). 2
5. Если ты не доел хлеб, то ты:
а) отдашь домашним животным, птицам, рыбам 2
б) выбросишь вместе с мусором 0
в) положишь в бак для пищевых отходов. 1
6. Как ты поступишь с деньгами, которые накопил?
а) отдашь родителям 2
б) купишь нужную вещь, подарок 1
в) израсходуешь на игры. 0
В анкете младшим школьникам предлагалось дать определения понятиям «бережливость», «экономика», подумать, каким образом можно заработать деньги, написать термин данного определения. Результаты анкеты представлены в таблице 1 (критерии оценивания уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста см. приложение Г).
Таблица 1. - Результаты выявление уровня сформированности
экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Вопросы Учащиеся |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Балл |
Уровень |
1.Астрейко Илья |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Средний |
2.Боровик Ангелина |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
3.Бураков Илья |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Средний |
4. Головченко Екатерина |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
5.Гринева Ольга |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
Низкий |
6.Зборовский Влад |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
Низкий |
7.Карпенко Артур |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
8.Мартинович Ростислав |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
Низкий |
9.Мурашко Никита |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Средний |
10.Мусленко Елизавета |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Средний |
11.Науменко Мария |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
Средний |
12.Никитина Дарья |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Средний |
13.Подобедов Александр |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Средний |
14.Чайка Михаил |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
15.Чирич Александр |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
16.Шелег Алина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
17.Шешко Владимир |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Низкий |
Примечание: Уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста: низкий уровень, если учащийся набрал 0-4 балла; средний – 5-7 баллов; высокий – 8-9 баллов.
Анализ результатов анкеты показал, что из общего числа опрошенных учащихся по первому вопросу 11,8% учащихся смогли дать определению понятию «бережливость», т. е. объяснить его своими словами. 29,4 % учащихся затруднялись ответить, а остальные учащиеся имеют представление о понятии, но ничего точного не написали.
Анализ ответов на второй вопрос показал, что понятие «экономика» у 47% учащихся не сформировалось, они ничего не могли сказать о данном понятии. 47% учащихся пытались ответить на вопрос, но ответы не полные. Только 6% учащихся смогли дать полный ответ.
В ответах на третий вопрос 65% учеников дали верный ответ, а остальные ответили неверно.
На четвертый вопрос все ученики ответили верно.
В результате анализа на пятый вопрос выяснилось, что 76,4 % учащихся знают, где хранятся деньги и осуществляются операции над ними, а остальные 23,6 % - этого не знают.
Ответы младших школьников на шестой вопрос показали, что ученики имеют представление, где и как можно заработать деньги.
В связи с этим предлагается диаграмма, на которой видно, что 41% учащихся имеет низкий уровень сформированности экономических представлений, а 59% - средний (рисунок 1).
Рисунок 1. – Выявление уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Таблица 2. - Результаты выявление уровня готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.
Вопросы Учащиеся |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Балл |
Уровень |
1.Астрейко Илья |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
6 |
Средний |
2.Боровик Ангелина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
Высокий |
3.Бураков Илья |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
8 |
Средний |
4. Головченко Екатерина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
Высокий |
5.Гринева Ольга |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Высокий |
6.Зборовский Влад |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
Высокий |
7.Карпенко Артур |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Средний |
8.Мартинович Ростислав |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Средний |
9.Мурашко Никита |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
Высокий |
10.Мусленко Елизавета |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
Высокий |
11.Науменко Мария |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Высокий |
12.Никитина Дарья |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Средний |
13.Подобедов Александр |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
10 |
Высокий |
14.Чайка Михаил |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
Высокий |
15.Чирич Александр |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
Высокий |
16.Шелег Алина |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
9 |
Средний |
17.Шешко Владимир |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
Высокий |
Информация о работе Экономическое воспитание младших школьников